Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации р.п. Большое Мурашкино 15 сентября 2011 года Большемурашкинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Мироновой Е.В., при секретаре Забавиной Н.М., с участием и.о. прокурора Большемурашкинского района Нижегородской области Овсяникова Б.Н., представителя ответчика Лазаревой Г.М., действующей по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Большемурашкинского района Нижегородской области в интересах Гришина А.М. к администрации Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконным действия администрации Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области и Министерства социальной политики Нижегородской области, выразившегося в снятии Гришина А.М. с учета в качестве гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также имеющего право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, У С Т А Н О В И Л: И.о. прокурора Большемурашкинского района Нижегородской области обратился в суд с иском в интересах Гришина А.М. к администрации Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконным действия администрации Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области и Министерства социальной политики Нижегородской области, выразившегося в снятии Гришина А.М. с учета в качестве гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также имеющего право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Гришин А.М. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает (л.д.65). В судебном заседании И.о. прокурора Большемурашкинского района Овсяников Б.Н. настаивая на исковых требованиях, доводы искового заявления подтвердил и пояснил, что прокуратурой Большемурашкинского района проведена проверка по обращению Гришина А.М. о нарушениях жилищных прав, выразившихся в незаконном снятии его с учета в качестве гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий и имеющего право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. В ходе проверки было установлено, что Постановлением и.о. главы администрации Большемурашкинского муниципального района № 733 от 20.10.2010 года утвержден протокол заседания жилищный комиссии при администрации Большемурашкинского муниципального района № 20 от 18.10.2010 года. Согласно Протоколу заседания жилищной комиссии при администрации Большемурашкинского муниципального района № 20 от 18.10.2010 года участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Гришин А.М. был снят с очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Основанием для снятия Гришина А.М. с учета является то, что он относится к категории участников Великой Отечественной войны, предусмотренной подпунктом «з» пункта 1 ст. 2 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ и пользуется мерами социальной поддержки, предусмотренной ст. 17 Федерального закона. Статья 17 ФЗ предусматривает обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 по 03.09.1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, только в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений. Гришин А.М. к данной категории граждан не относится. Однако, действия администрации Большемурашкинского муниципального района, выразившиеся в снятии Гришина А.М. с учета в качестве гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий и имеющего право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, противоречат положениям действующего законодательства. Согласно справке серии № от ДД.ММ.ГГГГ года Гришин А.М. является инвалидов 2 группы по общему заболеванию. Поскольку Гришин А.М. является участником Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и имеет 2 группу инвалидности по общему заболеванию, то он по своему правовому статусу приравнивается к инвалиду войны и, соответственно, имеет право на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Решение администрации Большемурашкинского муниципального района о снятии Гришина А.М. с учета в качестве гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий и имеющего право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, является незаконным. В ходе проверки было установлено, что снятие Гришина А.М. с учета произошло по инициативе Министерства социальной политики Нижегородской области, которое отказалось утверждать список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, сформированный администрацией Большемурашкинского муниципального района. Незаконное снятие Гришина А.М. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, грубо нарушают его жилищные права, поскольку препятствует реализации права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Просит признать незаконными действия администрации Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области и Министерства социальной политики Нижегородской области, выразившиеся в снятии Гришина А.М. с учета в качестве гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также имеющего право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Обязать администрацию Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области и Министерство социальной политики Нижегородской области восстановить Гришина А.М. на учет в качестве гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также имеющего право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Представитель администрации Большемурашкинского муниципального района Лазарева Г.М., действующая по доверенности, исковые требования признала (л.д. 66 ), доводы искового заявления поддержала и пояснила, что Гришин А.М. должен быть поставлен на учет в качестве гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, имеющий право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, как ветеран войны. Администрации Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области была вынуждена снять Гришина А.М. с учета в качестве гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий и имеющего право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку Министерство социальной политики Нижегородской области отказалось утверждать сводный список ветеранов, направив в адрес администрации письмо Министерства социальной политики Нижегородской области от 17.11.2010 года. По мнению Министерства на Гришина А.М. положения ст.14 Федерального Закона РФ «О ветеранах» не распространяются. Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области Габелева Э.А., действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования не признает, просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Суду представлен письменный отзыв (л.д.50-54). Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, находит иск и.о. прокурора Большемурашкинского района Нижегородской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что решением жилищной комиссии при администрации Большемурашкинского муниципального района от 17 февраля 2010 года Гришин А.М. был принят на учет как нуждающийся в жилом помещении. 18.10.2010 года решением жилищной комиссии при администрации Большемурашкинского муниципального района Гришин А.М. снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данное обстоятельство и явилось поводом для обращения в суд с настоящим иском. Гришин А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном Великой Отечественной Войны, инвалидом второй группы бессрочно, что подтверждается удостоверением ветерана, справкой об инвалидности (л.д.16, 34). Федеральный закон "О ветеранах", исходя из предписаний статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1), 39 (часть 1), 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (пункты "б", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, предопределяющих обязанности государства по отношению к лицам, выполнившим свой долг по защите Отечества в годы Великой Отечественной войны, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, предусматривает меры их социальной поддержки как в натуральной, так и в денежной форме. При этом, данный Федеральный закон с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2), к числу которых отнесены военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, а также военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период (подпункт "з"). Действовавшая до 1 января 2005 года система мер социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны, установленная Федеральным законом "О ветеранах", включала предоставление им дополнительных прав и льгот (статья 13), объем которых различался в зависимости от принадлежности к той или иной категории ветеранов. Так, наибольший объем мер социальной защиты устанавливался для инвалидов войны (статья 14), а меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", т.е. лиц, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (статья 15), превосходили по объему меры социальной защиты, полагающиеся отнесенным подпунктом "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 к участникам Великой Отечественной войны военнослужащим, которые проходили военную службу в период войны в воинских частях, не входивших в состав действующей армии (статья 17). Вместе с тем, статьей 15 данного Федерального закона предусматривалось, что участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются права и льготы инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования (часть вторая данной статьи в первоначальной редакции, пункт 2 - в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ). Упоминание участников Великой Отечественной войны без деления на отдельные категории как в названии статьи 15 "Меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны", так и в тексте данного нормативного положения допускает распространение его действия на всех лиц, отнесенных законодателем к участникам Великой Отечественной войны (статья 2 Федерального закона "О ветеранах"). Именно такой подход к определению сферы действия по кругу лиц положения пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах" после внесения Федеральным законом от 2 января 2000 года N 40-ФЗ в данный Федеральный закон изменений и дополнений и изложения его в новой редакции и получил закрепление в Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 года N 69 по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службой Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по связи и информатизации, Министерством путей сообщения Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 ноября 2000 года N 2448). В частности, в ее пункте 2.7 предусматривалось, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), в удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона "О ветеранах". Соответствие аутентичной воле законодателя такого толкования и применения норм Федерального закона "О ветеранах", как и законность предоставления участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 его статьи 2, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, прав и льгот инвалидов войны, предусмотренных статьей 14 данного Федерального закона, и расходования на эти цели средств федерального бюджета органами государственной власти не ставились под сомнение и не опровергались. Таким образом, действовавшее до 1 января 2005 года нормативно-правовое регулирование и основанная на нем правоприменительная практика приравнивали эту категорию участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, к инвалидам войны при предоставлении в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" мер социальной защиты. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки. Как следует из содержания статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона "О ветеранах" в новой редакции, законодатель сохранил существовавшие различия в объеме мер социальной поддержки инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, перечисленных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 его статьи 2, и остальных поименованных в подпункте 1 категорий участников Великой Отечественной войны. Наряду с этим сохранено правило о предоставлении участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), мер социальной поддержки инвалидов войны, причем в пункте 2 статьи 15 в новой редакции по-прежнему в качестве субъектов, на которых распространяется указанное правило, называются участники Великой Отечественной войны - без разделения на категории, установленные в подпункте 1 пункта 1 статьи 2. Согласно пункту 6 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" форма предоставления данной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. На территории Нижегородской области предоставление мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется в соответствии с Законом Нижегородской области от 07.07.2006 г. N 68-З "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области" в форме предоставления жилого помещения либо в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. Таким образом, правовое регулирование, предпринятое федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты населения, направлено, как следует из содержания статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", на выполнение государством ранее взятых им обязательств по обеспечению жильем инвалидов (в том числе инвалидов Великой Отечественной войны), нуждающихся в улучшении жилищных условий путем предоставления субъектам Российской Федерации на эти цели субвенций из федерального бюджета. Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 установлен срок выполнения соответствующей обязанности государства в отношении ветеранов Великой Отечественной войны - до 1 мая 2010 года. Исходя из вышеизложенного, суда приходит к выводу о том, что действующее нормативно-правовое регулирование приравнивает всех участников Великой Отечественной войны, в том числе участников, указанных в подп. "з" подп. 1 п. 1 ст. 2 ФЗ, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, к инвалидам войны при предоставлении мер социальной поддержки, перечисленных в ст. 14 Закона. Как следует из положений статей 27, 28 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 года N 5-ФЗ реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации. Материалами дела бесспорно установлено, что Гришин А.М. относится к категории лиц, имеющих право на льготы, установленные 17 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995, для инвалидов Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии № Необходимое для реализации мер социальной поддержки ветеранов удостоверение ветерана Великой Отечественной войны Гришина А.М., в котором указано его право на льготы в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 года N 5-ФЗ, соответствует его категории и статусу ветерана и участника Великой Отечественной войны. Нуждаемость Гришина А.М. в улучшении жилищных условий ответчиком не оспаривается, подтверждается справками о технических характеристиках принадлежащего Гришину А.М. жилого помещения. Доводы представителя Министерства социальной политики о том, что Гришин А.М. имеет право на социальную поддержку только в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О ветеранах" (предоставление жилья в случае выселения из служебного жилого помещения), и не может быть приравнен по мерам социальной поддержки по обеспечению жилым помещением к инвалидам войны либо инвалидам боевых действий, на него не распространяются социальные льготы и гарантии, предусмотренные ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (инвалид войны) основан на неправильном толковании норм материального права. Таким образом, суд приходит к выводу, что Гришин А.М. имеет право на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильём в соответствии со ст.14 Федерального Закона РФ «О ветеранах». На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск и.о. прокурора Большемурашкинского района Нижегородской области, действующего в интересах Гришина А.М. к администрации Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании незаконным действия администрации Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области и Министерства социальной политики Нижегородской области, выразившегося в снятии Гришина А.М. с учета в качестве гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также имеющего право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета удовлетворить. Признать незаконными действия Администрации Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области и Министерства социальной политики Нижегородской области, выразившиеся в снятии Гришина А.М. с учёта в качестве гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также имеющего право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Обязать Администрацию Большемурашкинского муниципального района Нижегородской области и Министерства социальной политики Нижегородской области восстановить Гришина А.М. на учет в качестве гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также имеющего право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10-ти дней со дня провозглашения через районный суд. Председательствующий Е.В. Миронова Судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда от 15.11.2011 года, решение Большемурашкинского районного суда Нижегородской области от 15.09.2011 года оставлено без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.