Об обязании исполнить требования действующего законодательства РФ



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Азовский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Кравченко И.Г.

при секретаре Говорухиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> к ФБУ УЧ-№ ГУФСИН России по РО, ГУФСИН России по РО, ФСИН России о признании бездействий незаконными, понуждении к исполнению требований действующего законодательства,

УСТАНОВИЛ :

Ростовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> обратился с иском к ФБУ УЧ-№ ГУФСИН России по РО, ГУФСИН России по РО, ФСИН России о признании бездействий незаконными, понуждении к исполнению требований действующего законодательства.

Истец указал, что им была проведена проверка соблюдения требований действующего уголовно- исполнительного законодательства РФ в ФБУ УЧ-№ ГУФСИН России по РО. В ходе проверки установлено, что норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в данной колонии составляет менее предусмотренной требованиями ст. 110 УИК РФ в исправительном учреждении имеется по одной комнате воспитательной работы на 2 отряда вместо 1 комнаты на 50 осужденных. В адрес администрации колонии прокурором неоднократно вносились требования об устранении указанных нарушений закона. Однако, администрацией учреждения действенных мер к устранению нарушений не принято.

В ходе рассмотрения дела исковые требования уточнялись. На момент вынесения решения истец просил признать незаконными бездействия ФБУ УЧ -№ ГУФСИН России по РО, ГУФСИН России по РО и ФСИН России в части не обеспечения осужденных, содержащихся в УЧ -№ ГУФСИН России по РО нормой жилой площади не менее 3 кв.м., сантехническими приборами, комнатами для воспитательной работы. Обязать ФБУ УЧ -№ ГУФСИН России по РО, ГУФСИН России по РО и ФСИН России исполнить требования ст. 99 УИК РФ и обеспечить осужденных соответствующей жилой площадью, сантехническими приборами, комнатами для воспитательной работы.

Представитель истца в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представители ответчика- ФБУ УЧ -№ ГУФСИН России по РО в судебное заседание явились, исковые требования в части признания незаконными бездействий администрации учреждения не признали указав на то, что направлением лиц для отбытия наказания в исправительные учреждения администрация данных учреждений не занимается. В ФБУ УЧ -№ ГУФСИН России по РО направляются женщины, осужденные к наказанию в виде лишения свободы внутри области- ГУФСИН России по РО, а из других областей и регионов- ФСИН России. При этом администрация исправительного учреждения не вправе отказаться принимать для отбытия наказания направленных женщин. Ежедневно в ГУФСИН России по РО подается сводка о количестве находящихся в учреждении женщин. Лимит наполнения учреждения составляет 609 осужденных, администрация учреждения неоднократно уведомляла ГУФСИН России по РО о перелимите осужденных. Администрация учреждения ходатайствует перед судом об условно-досрочном освобождении лиц, содержащихся в колонии. В 2010г. администрация обратилась с инициативой перепрофилирования здания склада под участок колонии поселения на 120 мест. Разработала план перепрофилирования, составила локальную смету. Оплатила изготовление проекта перепрофилирования клуба в дом ребенка. Соответственно дом ребенка будет перепрофилирован под жилые помещения. Администрация учреждения направила в ГУФСИН России по РО письменное предложение о приостановлении поступления беременных женщин и осужденных с детьми. Учреждение вошло в число колоний включенных Постановлением Правительства РФ в Федеральную целевую программу « Развитие уголовно-исполнительной системы ( 2007-2016г)», согласно которой из федерального бюджета на мероприятия по строительству и реконструкции будет выделено 31090600 рублей. При этом учреждение построено согласно проекту и установка в нем дополнительных санитарно-гигиенических приборов невозможна. Администрацией колонии так же составлен план воспитательных мероприятий, согласно которому каждый отряд согласно расписанию имеет доступ в комнату воспитательной работы, соответственно законные права и интересы осужденных не нарушаются.

Представитель ГУФСИН России по РО и ФСИН России в судебное заседание явился. Исковые требования не признал, указал, что в соответствии с требованиями действующего законодательства, осужденные в <адрес> женщины должны отбывать наказание в регионе своего проживания. При этом в <адрес> только одна женская колония. ГУФСИН при направлении осужденных для отбытия наказания не может нарушить требования закона и направить женщину в другой регион, поэтому в ФБУ УЧ -№ ГУФСИН России по РО содержится большее количество осужденных, чем предусмотрено лимитом. Тем не менее, в связи с неоднократным уведомлением администрации учреждения о перелимите, ГУФСИН России по РО и ФСИН России были разработаны предложения по строительству и реконструкции данного исправительного учреждения, направленные в Правительство РФ. Постановлением Правительства №1090 от 25.12.2009г. данное учреждение включено в число учреждений, которым будет выделено финансирование из федерального бюджета. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему:

Истец указывает на незаконное бездействие ответчиков, обосновывая свои требования положениями ст. 99 УИК РФ.

Судом установлено, что в ФБУ УЧ -№ ГУФСИН России по РО на момент рассмотрения иска отбывает наказание 888 женщин, осужденных к лишению свободы. В то время как в отношении данного учреждения установлен лимит наполнения – 609 осужденных.

Данные обстоятельства признают как представитель истца, так и представители ответчиков.

Согласно толкового словаря Ожегова С.И. бездействие- это отсутствие деятельности.

Соответственно юридически значимым для рассмотрения дела является установления факта отсутствия деятельности ответчиков, в результате которого нарушены требования ст. 99 УИК РФ.

В соответствии со ст. 75 УИК РФ порядок направления осужденных в исправительные учреждения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

01.12.2005г. Приказом Министерства юстиции РФ №235 утверждена Инструкция о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а так же направления осужденных на лечение и обследование в лечебно- профилактические и лечебные исправительные учреждения.

Согласно п. 5 данной Инструкции осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора в законную силу. Направление осужденных осуществляется, как правило, в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали либо были осуждены.

Осужденные, не имеющие места жительства, как правило, направляются для отбывания наказания в исправительные учреждения тех субъектов Российской Федерации, на территории которых они осуждены.

Отправка осужденных в исправительные учреждения на территории других субъектов Российской Федерации (по месту жительства) производится администрацией следственных изоляторов только после того, как через территориальные органы ФСИН России убедится в наличии исправительного учреждения соответствующего вида.

В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.

То есть действующим законодательством лицам, осужденным к наказанию в виде лишения свободы гарантировано право на отбытие наказания в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали либо были осуждены. Отбытие наказания на территории другого субъекта допускается в исключительных случаях и с согласия осужденного.

Стороны в судебном заседании пояснили, что на территории <адрес> только одно исправительное учреждение в котором содержатся женщины, осужденные к наказанию в виде лишения свободы. Соответственно все осужденные судами <адрес> женщины, проживавшие на территории <адрес> имеют право быть направленными для отбытия наказания в ФБУ УЧ -№ ГУФСИН России по РО

Согласно п.7 Инструкции осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.

Администрация исправительного учреждения законодательно не наделена правами регулировать количество направляемых в учреждение для отбытия наказания лиц. Соответственно администрация ФБУ УЧ -№ ГУФСИН России по РО обязана принять для отбытия наказания всех лиц направленных для отбытия наказания администрациями следственных изоляторов приговоры, по которым вступили в законную силу.

ФБУ УЧ -№ ГУФСИН России по РО является федеральным бюджетным учреждением, которое осуществляет деятельность в рамках выделенного финансирования. Соответственно все работы по увеличению количества жилых корпусов могут производиться администрацией учреждения при условии финансирования. Истцом не представлено доказательств того, что ФБУ УЧ -№ ГУФСИН России по РО были выделены денежные средства для увеличения количества жилых корпусов, но работы произведены не были.

Администрацией ФБУ УЧ -№ направляются в ходатайства об условно –досрочном освобождении лиц, которые по закону имеют право на досрочное освобождение.

Более того, администрацией ФБУ УЧ -№ ГУФСИН России по РО в суд представлены доказательства о том, что учреждением в 2009-2010г.г. разработан ряд мероприятий по увеличению жилой площади колонии – перепланирование здания склада под участок колонии поселения, перепрофилирование клуба в дом ребенка, что позволит реконструировать дом ребенка в жилые помещения. Тот факт, что ФБУ УЧ -№ ГУФСИН России по РО включено в федеральную целевую программу « Развитие уголовно-исполнительной системы» указывает на то, что администрация ФБУ УЧ -№ ГУФСИН России по РО не бездействует в связи с перелимитом наполнения, но действия администрации учреждения ограничены полномочиями, предоставленными Законом, превысить которые данный ответчик не может. Соответственно, требования истца к администрации ФБУ УЧ -№ ГУФСИН России по РО о признании бездействий незаконными необоснованны и удовлетворению не подлежат.

Аналогичные требования предъявлены к ГУФСИН России по РО и ФСИН России. Так как на территории <адрес> органами исполнительной власти не построено ни одного исправительного учреждения для отбытия наказания женщинами кроме ФБУ УЧ -№, направить осужденное лицо в иной регион возможно только с его согласия. Соответственно ответчики ограничены в праве направления осужденных в <адрес> женщин в иные регионы, так как обязаны соблюдать права осужденных, в том числе в их праве отбывать наказание в регионе проживания. В то же время представитель ответчиков пояснил, что ответчики обратились в Правительство РФ, подготовив пакет документов по данному учреждению. В результате действий ответчиков учреждение было включено в число учреждений, которым Постановлением Правительства РФ №1090 от 25.12.2009г. будут выделены из федерального бюджета денежные средства в размере 31090600 рублей на проведение мероприятий по строительству и реконструкции.

Судом установлено, что согласно проектной документации ФБУ УЧ -№ рассчитано на содержание в нем 609 лиц, отбывающих наказание. Соответственно на данное количество рассчитано наличие жилой площади, сантехнических приборов и комнат воспитательной работы. Без возведения новых жилых помещений увеличить жилую площадь, а так же количество сантехприборов и комнат воспитательной работы невозможно. В то же время истец просит суд обязать ответчиков исполнить требования ст.99 УИК РФ и обеспечить осужденных соответствующей жилой площадью, сантехническими приборами и комнатами для воспитательной работы. При этом истец не указывает какие конкретно действия должен произвести каждый из ответчиков для восстановления нарушенного права.

В соответствии со ст. 2 ГПК РФ.

В соответствии с вышеизложенным суд не находит законных оснований к удовлетворению заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ,

РЕШИЛ :

Отказать в удовлетворении исковых требований <адрес> прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> к ФБУ УЧ-№ ГУФСИН России по РО, ГУФСИН России по РО, ФСИН России о признании бездействий незаконными, понуждении к исполнению требований действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с момента изготовления мотивированного решения в Ростовский областной суд через Азовский городской суд.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ