о присуждении исполнения в натуре обязанностей по устранению нарушений законодательства



РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Азовский городской суд Ростовской области

в составе председательствующего судьи Кравченко И.Г.

при секретаре Говорухиной Е.В.

с участием прокурора Мурадовой А.Н.

адвоката Жидоморова А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ к ООО « Ф» о понуждении к устранению нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления,

УСТАНОВИЛ :

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ совместно со специалистами Управления Роспотребнадзора по РО и Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов <адрес> проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства ООО «Ф».

Основным видом деятельности указанной организации является производство мясокостной муки из биологического сырья (отходов костей животных и птицы, отходов от переработки рыбы), которое осуществляется по адресу: пер. <адрес>.

По результатам указанной проверки в деятельности ООО «Ф» выявлены нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Истец просил обязать ООО «Ф» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; согласовать указанный проект в уполномоченных государственных органах; получить лимиты на размещение отходов с установленными нормативами; разработать в установленном законом порядке паспорта на опасные отходы следующих видов: отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно бытовые стоки; отходы внутренностей животных и птиц; отходы костей крупного рогатого скота; отходы от переработки рыбы; отходы полипропилена в виде пленки; отходы твердых производственных материалов, загрязненных минеральными жировыми продуктами; прочие коммунальные отходы (отходы от ухода за зелеными насаждениями); отходы производства пищевых продуктов; обеспечить учет образовавшихся и переданных другим организациям для размещения, утилизации и переработки отходов; обеспечить утилизацию в установленном законом порядке образующихся на предприятии отходов всех видов, не использующихся в производственной и иной деятельности: ртутесодержащие отходы, твердые бытовые, промышленные, биологические.

В ходе рассмотрения дела, истец уточнил исковые требования. На момент вынесения судебного решения истец просил обязать ООО «Ф» не позднее 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:- разработать и согласовать с Департаментом Федеральной службы в сфере природопользования по Южному федеральному округу паспорта на отходы следующих видов: отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно бытовые стоки; отходы твердых производственных материалов, загрязненных минеральными жировыми продуктами; прочие коммунальные отходы; отходы производства пищевых продуктов;- обеспечить учет образовавшихся и переданных другим организациям для размещения, утилизации и переработки отходов посредством ведения журнала движения отходов на предприятии; - обеспечить утилизацию образующихся на предприятии ртутьсодержащих отходов посредством их отчуждения специализированным организациям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности и специализированные установки по обезвреживанию ртутьсодержащих отходов; - обеспечить утилизацию образующихся на предприятии промышленных отходов посредством их отчуждения специализированным организациям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности и специализированные установки по обезвреживанию промышленных отходов.

Представитель истца в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, признал исковые требования в части требований о понуждении обеспечить учет образовавшихся и переданных другим организациям для размещения, утилизации и переработки отходов посредством ведения журнала движения отходов на предприятии. Пояснил, что в настоящее время ответчик разработал и передал на согласование с Департаментом Федеральной службы в сфере природопользования по Южному федеральному округу паспорта на отходы следующих видов: отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно бытовые стоки; отходы твердых производственных материалов, загрязненных минеральными жировыми продуктами. Указал, что в ООО « Ф» безотходное производство, в связи с чем, у них не образуются отходы производства пищевых продуктов и прочие коммунальные отходы. Возражал против удовлетворения иска в части требований об обеспечении утилизации образующихся на предприятии ртутьсодержащих отходов посредством их отчуждения специализированным организациям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности и специализированные установки по обезвреживанию ртутьсодержащих отходов, а так же к понуждению обеспечить утилизацию образующихся на предприятии промышленных отходов посредством их отчуждения специализированным организациям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности и специализированные установки по обезвреживанию промышленных отходов. Представитель ответчика пояснил, что у предприятия заключены договоры на утилизацию отходов, когда данные отходы появятся, они сдадут их в специализированную организацию. Пока таких отходов на предприятии нет.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным слушать дело в их отсутствие.

Выслушав представителей сторон, свидетеля, суд приходит к следующему:

Для осуществления производственной деятельности в области обращения с отходами ООО «Ф» получена лицензия от ДД.ММ.ГГГГ № № согласно которой предприятие имеет право осуществлять сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение опасных отходов 18 видов согласно приложению к лицензии.

Статьей 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 2.2 Порядка организации работы паспортизации опасных отходов, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570, установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

В нарушение указанных норм законодательства ООО «Ф» не подтверждено отнесение к конкретному классу опасности и не разработаны паспорта на отходы I - IV класса опасности, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности предприятия, а именно: отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно бытовые стоки; отходы внутренностей животных и птиц; отходы костей крупного рогатого скота; отходы от переработки рыбы; отходы полипропилена в виде пленки; отходы твердых производственных материалов, загрязненных минеральными жировыми продуктами; прочие коммунальные отходы (отходы от ухода за зелеными насаждениями); отходы производства пищевых продуктов.

Представитель ответчика фактически признал утверждения истца об отсутствии паспортов на отходы, указав на то, что в настоящее время документы подготовлены и находятся на согласовании.

В связи с чем, суд находит требования разработать и согласовать с Департаментом Федеральной службы в сфере природопользования по Южному федеральному округу паспорта на отходы следующих видов: отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно бытовые стоки; отходы твердых производственных материалов, загрязненных минеральными жировыми продуктами; прочие коммунальные отходы; отходы производства пищевых продуктов обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании ст. 173 ГПК РФ подлежат удовлетворению исковые требования об обеспечении учета образовавшихся и переданных другим организациям для размещения, утилизации и переработки отходов посредством ведения журнала движения отходов на предприятии, так как представитель ответчика данные исковые требования признал.

Представитель истца указала, что при осмотре производственной территории ООО «Ф» в металлической мульде, предназначенной для сбора и временного хранения бытовых отходов, обнаружены биологические отходы, а именно: обрезки шкур, жировых тканей, внутренностей животных, иной массы животного происхождения. Указанные биологические отходы хранились совместно с отходами разного вида и класса, в том числе, с отходами пропилена в виде пленки.

Данные обстоятельства нашли свое подтверждение фотографиями, сделанными на месте осмотра, а так же тем, что постановлением по делу об административном правонарушении на ООО « Ф » за нарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ, наложено взыскание в виде штрафа. Постановление не отменено, вступило в законную силу, данным постановлением установлен факт несоблюдения ответчиком экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином общении с отходами производства и потребления.

Данный факт является нарушением абз. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которой установлено, что отходы производства и потребления, в том числе, радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; п. 1.8 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» (утв. Минсельхозпродом от 04.12.1995), в соответствии с которым категорически запрещается сброс биологических отходов в мусорные контейнеры и вывоз их на свалки и полигоны для захоронения.

Вместе с тем, на запрос прокурора ООО « <данные изъяты> сообщило, что заключило с ООО « Ф» ДД.ММ.ГГГГ договор на прием промышленных отходов. Договор пролонгирован до настоящего времени. Однако, ни одной заявки от ООО « Ф» на прием отходов не поступало за весь срок действия договора.

В то время как такие отходы, как указано выше, присутствуют. Соответственно акты выполненных работ по утилизации указанного вида отходов в соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой юридические лица при эксплуатации предприятий обязаны иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся в процессе хозяйственной деятельности отходов долж6ны находится у ответчика.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

- соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду;

- презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- обязательности проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

- допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Таким образом, деятельность ООО «Ф», осуществляемая с нарушениями требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, противоречит основополагающим принципам охраны окружающей среды, установленным федеральным законом, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией Российской Федерации, и может привести к негативному влиянию на состояние окружающей природной среды.

Право граждан на благоприятную среду закреплено в Конституции РФ и Федеральном Законе «Об охране окружающей среды».

В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и природные ресурсы используются и охраняются Российской Федерацией как основа жизни и деятельности.

Статьей 42 Конституции РФ закреплены три самостоятельных правомочия: право на благоприятную окружающую среду, право на получение достоверной информации о ее состоянии, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Эта группа правомочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами прав являются граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации.

В силу ст.76 ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ,

РЕШИЛ :

Исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ к ООО « Ф» о понуждении к устранению нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления удовлетворить.

Обязать ООО «Ф» не позднее 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:- разработать и согласовать с Департаментом Федеральной службы в сфере природопользования по Южному федеральному округу паспорта на отходы следующих видов: отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно бытовые стоки; отходы твердых производственных материалов, загрязненных минеральными жировыми продуктами; прочие коммунальные отходы; отходы производства пищевых продуктов;

- обеспечить учет образовавшихся и переданных другим организациям для размещения, утилизации и переработки отходов посредством ведения журнала движения отходов на предприятии;

- обеспечить утилизацию образующихся на предприятии ртутьсодержащих отходов посредством их отчуждения специализированным организациям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности и специализированные установки по обезвреживанию ртутьсодержащих отходов;

- обеспечить утилизацию образующихся на предприятии промышленных отходов посредством их отчуждения специализированным организациям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности и специализированные установки по обезвреживанию промышленных отходов.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Азовский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированной части судебного решения.

Судья: