Решение
Именем Российской Федерации.
12.05.2011 г. дело 2-708
Азовский городской суд Ростовской области в составе федерального судьи А.В. Немирова с секретарем А.В.Ананьевой, рассмотрев гражданское дело иску Марулова А.С. к УСЗН г.Азова о возмещении вреда здоровью в виде компенсации убытков, вызванных несвоевременным получением платежей в возмещение вреда здоровью,
Установил:
Марулов А.С. обратился в суд с иском управлению социальной защиты населения администрации г.Азова (УСЗН г.Азова) о возмещении вреда здоровью в виде взыскании инфляционных убытков, вызванных несвоевременной выплатой части сумм возмещения вреда здоровью, которые подлежали индексации, ссылаясь на то, что является инвалидом 2 группы вследствие чернобыльской катастрофы и имеет право на получение денежной компенсации в возмещение вреда здоровью на основании положений Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Истец просил суд ( с учетом уточненных его представителем в судебном заседании требований) взыскать с УСЗН г.Азова за счет средств федерального бюджета платежи в возмещение вреда здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС убытки, причиненные из-за неполучения положенных ему к выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС (по уточненным расчетам с применением ИПЦ) за периоды с 01.07.2000г. по 31.03.2009г. – 105969руб.88к. и за период с 01.01.2003г. по 31.05.2006г. - 31351р.66к. ; всего 137321руб.54коп.
Представитель ответчика Зинченко Н.А. не признала иск по мотивам, изложенным в отзывах. Полагала, что сам истец повинен в несвоевременном обращении с указанными требованиями, а вины УСЗН в возникновении задолженности перед истцом нет.
Прокурор Тапилин Д.В. полагал, что иск должен быть удовлетворен в размере уточненным истцом требований.
Судом иск в уточненном виде удовлетворяется.
Пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 35 от 14 декабря 2000 г. "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с изменениями и дополнениями в числе прочего установил:
«В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 1 января 1995 г. до 29 ноября 2002 г.), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000 г. до 1 января 2001 г. с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 г., равного 1,581 (132 : 83,49), а с 1 января 2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132), при условии, что в период с февраля 1997 г. до 1 июля 2000 г. не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона. Если же такая индексация производилась, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000 г. по 1 января 2001 г.»
В пункте 16 этого Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации также указано, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, поэтому суд вправе удовлетворить его требования об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.
Вынесенные Азовским городским судом ранее решения от 16.03.20006г. и от 05.03.2009г. не умаляют право истца требовать в данное время возмещения ему убытков, причиненных отсутствием своевременной индексации причитающихся истцу платежей, которые были взысканы по упомянутым решениям в качестве возмещения вреда.
Определением Конституционного Суда РФ от 03.11.2006г. N 445-О было установлено, что положения ст.208 ГК РФ во взаимосвязи с положениями ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» не препятствуют взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью при исполнении обязанностей по трудовому договору, а также причиненного вследствие чернобыльской катастрофы по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты. В соответствии со ст.79 ФКЗ «О Конституционном суде РФ», решение Конституционного Суда Российской Федерации ( к решениям, согласно ст.71 1-ФКЗ, относятся и определения КС РФ) окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, подлежит возможно более полному по объему возмещению, которое с учетом специфики обстоятельств причинения такого вреда осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Положениями части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предполагающий регулярность и стабильность индексации этих выплат.
Неполученная своевременно истцом суммы недоплаты в силу инфляционных процессов утратили свою покупательную способность, что привело к нарушению гарантированного законодателем права на полное и своевременное возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и, как следствие, к причинению истцу имущественного вреда (убытков). Их размер определен в расчетах истца в 137321руб. 54коп. Эти расчеты математически верны, применены правильные индексы потребительских цен.
Не могут судом быть приняты возражения ответчика об отсутствии его вины в несвоевременной индексации причитающихся истцу сумм, которые впоследствии были определены судебными решениями. Иной орган, помимо органов социальной защиты населения, который бы от имени РФ осуществлял государственные функции по выплатам возмещения вреда ликвидаторам Чернобыльской катастрофы, законодательством не определен.
Иные доводы сторон и доказательства к ним не имеют существенного значения для рассмотрения дела.
Руководствуясь стст.194-198 ГПК РФ,
Решил:
Взыскать с управления социальной защиты населения администрации г.Азова в пользу Марулова А.С. за счет средств федерального бюджета убытки, причиненные из-за неполучения причитающихся сумм в возмещение вреда здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС за периоды с 01.07.2000г. по 31.03.2009г. – 105969руб.88к. и за период с 01.01.2003г. по 31.05.2006г. - 31351р.66к. ; всего 137321(сто тридцать семь тысяч триста двадцать один) рубль 54коп.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Азовский городской суд в 10дневный срок.