Дело № 2-1387 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 09 августа 2011 года г. Азов Азовский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Мартышенко С.Н., с секретарём Панпуриной Е.А., с участием помощника Азовского межрайонного прокурора Балковой Г.Р., ответчика Иванова А.И., его представителей Гарина В.Е., Дейнекина Э.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азовского межрайонного прокурора к Иванову А.И. об обязании прекратить использование государственного герба Российской Федерации на бланках и печатях при издании соответствующих документов УСТАНОВИЛ: Азовский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, указав на то, что ДД.ММ.ГГГГ в Азовскую межрайонную прокуратуру поступило обращение заместителя главы администрации <данные изъяты> сельского поселения о проведении проверки законности использования ответчиком официальной символики Российской Федерации – государственного герба Российской Федерации. Проведенной проверкой установлено, что ответчик обратился с заявлением, в администрацию Новоалександровского сельского поселения <адрес>, исполненном на бланке и заверенном печатью с изображением символов, внешний вид которых соответствует описанию герба Российской Федерации. Аналогичным образом оформлены заявления ответчика адресованные в прокуратуру <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Азовскому межрайонному прокурору от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик был привлечен к административной ответственности по ст. 17.10 КоАП РФ. Азовский Межрайонный прокурор, обращаясь в защиту интересов Российской Федерации просил обязать ответчика прекратить использование Государственного герба Российской Федерации на бланках и печатях при издании соответствующих документов. В судебном заседании помощник прокурора Балкова Г.Р. поддержала доводы, изложенные в заявлении и просила их удовлетворить. Ответчик, Иванов А.И. исковые требования не признал, изложил свои возражения в письменном виде и полностью их поддержал. Просил в удовлетворении исковых требований отказать. Представители ответчика, допущенные к участию в деле по ходатайству ответчика, Гарин В.Е. и Дейнекин Э.И., просили в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях. Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 70 Конституции РФ Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом. Правила использования Государственного герба Российской Федерации включают условия его воспроизведения, и определенны Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации". Федеральным конституционным законом «О государственном гербе Российской Федерации» устанавливаются Государственный герб Российской Федерации, его описание и порядок официального использования. Статьёй 7 Закона определено, что иные случаи использования Государственного герба Российской Федерации устанавливаются Президентом Российской Федерации. Таким образом, Федеральный конституционный закон «О государственном гербе Российской Федерации» устанавливает Государственный герб, его описание и порядок официального использования. При использовании государственного герба в иных случаях, чем те, которые указаны в законе, должен быть издан соответствующий указ Президента Российской Федерации. Суд не может согласиться с толкованием, данным ответчиком ст. 2 Федерального конституционного Закона, в которой закреплено положение о том, что воспроизведение Государственного герба Российской Федерации допускается без геральдического щита (в виде главной фигуры - двуглавого орла с атрибутами, перечисленными в статье 1 настоящего Федерального конституционного закона), а также в одноцветном варианте. По мнению ответчика положения данной нормы закона позволяют использовать воспроизведение Государственного герба Российской Федерации гражданам в иных случаях, чем те которые установлены Законом. Суд считает, что толкование ст. 2 Федерального конституционного Закона должно осуществляться во взаимосвязи с другими положениями конституционного Закона. Из содержания статьи 1 Федерального конституционного Закона, в которой приводится описание Государственного герба Российской Федерации следует, что Законом установлен Государственный герб Российской Федерации в многоцветном варианте. Так же приводится его описание. Его официальное использование в многоцветном варианте закреплено ст. 3 Федерального конституционного Закона и в этой же статье установлен порядок официального использования одноцветного варианта Государственного герба Российской Федерации без геральдического щита. Официальное использование Государственного герба Российской Федерации так же приведено в ст. ст. 4-7 Федерального конституционного Закона. Таким образом, при официальном использовании Государственного герба Российской Федерации в случаях указанных в настоящем Законе(ст. 3-7 Закона), во взаимосвязи со ст. 2 Федерального конституционного закона, допускается его использование без геральдического щита и в одноцветном варианте, что не означает неограниченную возможность использования Государственного герба Российской Федерации неопределенным кругом лиц. Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" установлен исчерпывающий перечень официального использования Государственного герба Российской Федерации, о чем свидетельствует положение, приведенное в ст. 7 Закона о том, что иные случаи использования Государственного герба Российской Федерации устанавливаются Президентом Российской Федерации. Так же на это указывает ст. 11. Закона, которой предусмотрено, что использование Государственного герба Российской Федерации с нарушением настоящего Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государственным гербом Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Административная ответственность за нарушение порядка официального использования государственных символов Российской Федерации предусмотрена ст. 17.10 КоАП РФ. Из содержания данной нормы закона следует, что ответственность наступает за нарушение порядка официального использования Государственного флага Российской Федерации, Государственного герба Российской Федерации или Государственного гимна Российской Федерации. В качестве доказательств использования Государственного герба Российской Федерации ответчиком, были представлены копии заявления на имя Главы Администрации <данные изъяты> сельского поселения, (л.д.9-10); заявление Азовскому межрайонному прокурору (л.д.11); заявление президенту Российской Федерации (л.д.13-14); обращение к прокурору Азовского района (л.д.15). Статьей 2 Федерального закона № 59 ФЗ от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» закреплено право граждан, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Статья 4 ФЗ № 59-ФЗ от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» определены основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе, в частности даны понятия: - обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; - заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц; - жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Из приведенных, используемых в Законе основных терминов следует, что заявление гражданина не отнесено к официальному документу, и представленные истцом в качестве доказательства заявления ответчика нельзя отнести к официальным документам, в том смысле, которое придано им Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации". Суд считает, что в связи с указанием в Законе об исключительно официальном использовании Государственного герба РФ, положения Закона не распространяются на физических лиц, за исключением тех лиц, чья деятельность связана с коммерческой или иной экономической деятельностью. В то же время, право использовать Государственный герб РФ на печатях и бланках имеют только указанные в Федеральном конституционном законе "О Государственном гербе Российской Федерации" органы. В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона, государственный герб Российской Федерации воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, на иных документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти, органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния, а также на других документах в случаях, предусмотренных федеральными законами. Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния. Согласно постановлению Правительства РФ от 27.13.1995 № 1268 изготовление печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации осуществляют только полиграфические и штемпельно-граверные предприятия, имеющие сертификаты о наличии технических и технологических возможностей для изготовления указанного вида продукции на должном качественном уровне. Изготовление печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации осуществляется по заказам федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, а также органов, организаций и учреждений независимо от формы собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями. Нарушение порядка изготовления, использования, бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба РФ образует состав административного правонарушения по ст.19.11 КоАП РФ. Таким образом, законодательно закреплена административная ответственность не только за нарушение официального использования Государственного герба Российской Федерации, но и ответственность за нарушение порядка изготовления и использования бланков и печатей с изображением Государственного герба Российской Федерации. С учетом, установленных в судебном заседании обстоятельств, суд считает, что требования Азовского межрайонного прокурора не подлежат удовлетворению в силу того, что ст. 12 ГК РФ не предусмотрен такой способ защиты, как указано в заявлении, верховенства закона. Законодатель определил способ защиты использования государственных символов, в административном и уголовном судопроизводстве. Суд считает, что обязать прекратить надругательство над государственными символами, а так же обязать прекратить изготавливать и использовать государственные символы, возможно только мерами прямого воздействия, уголовной или административной ответственности, как это и предусмотрено. В ином случае, как в случае заявленного искового требования, судебное решение будет не исполнимо. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, судья РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Азовского межрайонного прокурора к Иванову А.И. об обязании прекратить использование государственного герба Российской Федерации на бланках и печатях при издании соответствующих документов отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ростовский областной суд в течение десяти дней с момента получения мотивированного решения. Судья: Мартышенко С.Н. Мотивированное решение изготовлено 15 августа 2011 года.