Приговор в отношении Гизингер Ю.П. по ч. 1 ст. 105 УК РФ



                                                                                                  1-29/2012

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

с.Азово Омской области                                                             25 мая 2012 года

Судья Азовского района Омской области Фенглер И.В.,

с участием прокуроров Хасаншина Р.Р., Заворухина И.В.,

подсудимой Гизингер Ю.П.,

защитника адвоката Яковенко О.Т., предоставившего удостоверение и ордер от ...,

при секретаре Ваймер И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Гизингер Ю.П., <данные изъяты>

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ,

                                                   У С Т А Н О В И Л:

Гизингер Ю.П. совершила преступление, предусмотренное ч.1 ст.105 УК РФ - убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, при следующих обстоятельствах:

... около 18.00 час в ..., Гизингер Ю.П., находясь в доме , в ходе ссоры, возникшей на почве личных неприязненных отношений, осознавая общественную опасность своих действий, с целью причинения смерти, умышленно нанесла гр-ке П. восемь ударов ножом в область груди, лица и верхних конечностей, причинив последней телесные повреждения в виде: двух резанных ран левой щечной области, колото-резаной раны передней поверхности грудной клетки слева, двух резанных ран тыльной поверхности левой кисти,колото-резанного проникающего ранения передней поверхности грудной клетки со сквозным повреждением 2-го правого ребра, верхней доли правого легкого, с развитием гемопневматоракса (2800 мл крови), которое находится в прямой причинно-следственной связи с наступлением смерти П. и квалифицируются как причинившие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, приведшие к развитию постгеморрагической анемии, явившейся непосредственной причиной смерти.

Допрошенная в судебном заседании подсудимая Гизингер Ю.П. вину в инкриминируемом ей деянии признала в части и пояснила, что ... около 18.00 час к ней домой пришла соседка П., которая находилась в состоянии алкогольного опьянения. П. стала ее оскорблять, в т.ч. нецензурной бранью, унижать ее человеческое достоинство. Во время ссоры П. схватила ее за одежду. Она в свою очередь стала выталкивать П. на улицу, где нанесла той несколько ударов ножом, который находился у нее в руке. Как она наносила удары, она не помнит. П. упала на снег. Убивать П. она не желала. Объяснить свои действия не может.

Кроме частичного признания вины самой подсудимой ее вина в умышленном причинении смерти П. подтверждается показаниями свидетелей, другими доказательствами, исследованными в судебном заседании.

Так, в судебном заседании свидетель У. пояснила суду, что ... около 18.00 час шла домой с работы. Проходя мимо дома Гизингер Ю.П., она увидела во дворе Гизингер Ю.П. и П., которые находились напротив друг друга. Она еще пошутила, крикнув: вы целуетесь или деретесь. Но после этого Гизингерпошла в сторону крыльца, а П. сползла вниз. Понимая, что между ними что-то произошло, она зашла к соседям Г., сообщила, что видела непонятную борьбу между Гизингер Ю.П. и П. Г. пошел посмотреть, что произошло, а когда вернулся то сообщил, что П. лежит во дворе в крови, а в руках Гизингер Ю.П. находится нож. Женщины вызвали скорую помощь и фельдшера Ф., которая прибыв на место предложила занести П. в дом. Однако, Гизингер Ю.П. держа в руках нож стала угрожать и не пускать в дом. Тем не менее они смогли занести П. в коридор, где Ф. и прибывшие работники скорой помощи пытались оказать помощь П. Гизингер Ю.П. говорила, что это она порезала П. за то, что та оскорбляла ее.

Аналогичные показания дала суду свидетели Г., Г.

Свидетель Я. пояснил, что сожительствует с Гизингер Ю.П.. ... около 18.00 час к ним домой пришла П. У Гизингер Ю.П. и П. возникла ссора. Он не стал вмешиваться, а пошел в сарай. Когда вернулся, то увидел, что во дворе их дома лежит П. на лице и руке, которой он увидел кровь. Гизингер Ю.П. сказала, что это она порезала П., за то, что та стала ее оскорблять.

В судебном заседании заслушаны потерпевший Ш., свидетель Х., также по ходатайству государственного обвинения и с согласия сторон изучены показания свидетелей Ф. (т.1 л.д.75-78), Т. (т.1 л.д.181-183), показания эксперта Э. (т.1 л.д.174-177), неявка которых признана уважительной.

Согласно показаниям свидетеля Ф., данных ею на предварительном следствии, ... около 18.00 час ей поступил звонок от У., которая сообщила, что во дворе Гизингер Ю.П. была драка и кто-то порезан. Прибыв на место она увидела, что во дворе дома Гизингер Ю.П. лежит на снегу П.. Рядом были Г., который придерживал голову П. Футболка у П. в области груди была сильно запачкана кровью. Она предложила занести П. в дом. Гизингер Ю.П. с ножом в руках стала кричать. В ходе осмотра П. сразу были обнаружены две раны в области груди, раны правой кисти, раны на правой щеке. (т.1 л.д.75-78).

Согласно показаниям эксперта Э., данных ею на предварительном следствии, на теле П. были обнаружены: колото-резаные раны (1) передней поверхности грудной клетки со сквозным повреждением 2-го правого ребра, верхней доли правого легкого; резаные раны (2) левой щечной области; колото-резаной раны (1) передней поверхности грудной клетки слева; резаных ран (2) тыльной поверхности левой кисти; резаные раны (2) тыльной поверхности правой кисти. Указанные повреждения могли возникнуть от восьми ударных воздействий острым предметом в виде клинка ножа (т.1 л.д.174-177).

В судебном заседании по ходатайству государственного обвинения изучены, имеющиеся в материалах дела документы, а именно:

- рапорт дежурного отдела полиции «Азовский», согласно которому ... в 20.30 час по телефону из Азовской ЦРБ поступило сообщение о доставлении П. с колото-резанным ранением грудной клетки, резанных ран лица, кисти. От полученных ранений П. скончалась в Азовской ЦРБ (т.1 л.д.7);

- протокол осмотра места происшествия ... в ..., согласно которому на полу в коридоре дома, на территории прилегающей к дому обнаружены пятна бурого цвета похожие на кровь (т.1 л.д.9-12);

- протокол осмотра трупа П. (т.1 л.д.19-22);

- акт судебно-медицинского исследования трупа П. (т.1 л.д.24-36);

- исковое заявление, согласно которому потерпевший Ш. просит взыскать с Гизингер Ю.П. моральный вред в сумме 30 000 руб (т.1 л.д.84);

- заключение экспертизы вещественных доказательств, согласно которому на трех ватных тампонах (смывах с места происшествия), на джемпере подозреваемой Гизингер, футболке и валенках потерпевшей П., на женском платке и женском пальто обнаружены следы крови человека, происхождение которых от П. не исключается (т.1 л.д.101-108);

- заключения амбулаторной и стационарной психолого-психиатрических экспертиз, согласно которым Гизингер Ю.П. хроническим психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики, которое бы лишало ее способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, в период деяния, в совершении которого она обвиняется, не страдала и не страдает таковым в настоящее время, а обнаруживает признаки органического расстройства личности смешанного генеза (травматического, в связи с новообразование мосто-мозжечковой области) (т.1 л.д.120-123, 163-168);

- заключение судебно-медицинской экспертизы трупа П., согласно которому на теле П. обнаружены: резаные раны левой щечной области, колото-резаная рана передней поверхности грудной клетки слева, резаные раны тыльных поверхностей кистей рук, колото-резанного проникающего ранения передней поверхности грудной клетки со сквозным повреждение 2-го ребра, верхней доли правого легкого, с развитием гемопневматоракса (2800 мл крови), которое находится в прямой причинно-следственной связи с наступлением смерти, квалифицируется, как причинившая тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. (т.1 л.д.133-139);

- заключение медико-криминалистической экспертизы, согласно которому рана на препарате кожи, изъятого с трупа гр-ки П. является колото-резаной, образовалась прижизненно от одно кратного воздействия колюще-режущим предметом типа клинка ножа, имеющим умеренно заостренное лезвие и обух с достаточно хорошо выраженными ребрами шириной около 0,1 см и не исключается ножом, изъятым с места происшествия (т.1 л.д.145-147).

Вина Гизингер Ю.П. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ подтверждается: показаниями потерпевшего Ш., поддержавшего исковые требования; показаниями свидетелей У., Х., Г., Г., Я., изученными показаниями свидетеля Ф.; изученными показаниями эксперта Э., согласно которым повреждения на теле П. могли возникнуть от восьми ударных воздействий острым предметом в виде клинка ножа (т.1 л.д.174-177); протоколом осмотра места происшествия ..., согласно которому на полу в коридоре дома, на территории прилегающей к дому обнаружены пятна бурого цвета похожие на кровь (т.1 л.д.9-12); протоколом осмотра трупа П. (т.1 л.д.19-22); актом судебно-медицинского исследования трупа П. (т.1 л.д.24-36); заключением судебно-медицинской экспертизы трупа П., согласно которому на теле П. обнаружены: резаные раны левой щечной области, колото-резаная рана передней поверхности грудной клетки слева, резаные раны тыльных поверхностей кистей рук, колото-резанного проникающего ранения передней поверхности грудной клетки со сквозным повреждение 2-го ребра, верхней доли правого легкого, с развитием гемопневматоракса (2800 мл крови), которое находится в прямой причинно-следственной связи с наступлением смерти, квалифицируется, как причинившая тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. (т.1 л.д.133-139); заключением экспертизы вещественных доказательств, согласно которому на трех ватных тампонах (смывах с места происшествия), на джемпере подозреваемой Гизингер, футболке и валенках потерпевшей П., на женском платке и женском пальто обнаружены следы крови человека, происхождение которых от П. не исключается (т.1 л.д.101-108); заключение медико-криминалистической экспертизы, согласно которому рана на препарате кожи, изъятого с трупа гр-ки П. является колото-резаной, образовалась прижизненно от однократного воздействия колюще-режущим предметом типа клинка ножа, имеющим умеренно заостренное лезвие и обух с достаточно хорошо выраженными ребрами шириной около 0,1 см и не исключается ножом, изъятым с места происшествия (т.1 л.д.145-147), показаниями самой подсудимой, которые в целом согласуются с вышеизложенными доказательствами.

В судебном заседании установлено, что Гизингер Ю.П. на почве личных неприязненных отношений, возникших в результате ссоры, умышленно, с целью причинения смерти П. нанесла восемь ударов ножом в область груди, лица последней, причинив П. ранение, которое повлекло за собой смерть потерпевшей.

Суд критически относится к показаниям подсудимой Гизингер Ю.П. о том, что она не желала смерти П.

Указанные доводы опровергаются, как динамикой причинения большого количества ударов ножом в область жизненно важных органов, так и последующими действиями Гизингер Ю.П. не желавшей, чтобы кто-либо оказывал помощь П.

Согласно заключению стационарной психолого-психиатрической экспертизы, Гизингер Ю.П. хроническим психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики, которое бы лишало ее способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, в период деяния, в совершении которого она обвиняется, не страдала и не страдает таковым в настоящее время.

Оценивая вышеизложенное в совокупности, суд считает, что вина Гизингер Ю.П. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ доказана.

При определении вида и размера наказания, суд учитывает как степень социальной опасности совершенного, обусловленную тем, что указанный состав отнесен к категории особо тяжких преступлений, так и личность подсудимой Гизингер Ю.П., которая ранее не судима, характеризуется положительно, в содеянном раскаивается. Суд учитывает возраст подсудимой, ее состояние здоровья (онкологическое заболевание).

В качестве смягчающего наказания обстоятельства, предусмотренного п «з» ч.1 ст.61 УК РФ, суд считает аморальное поведение потерпевшей, явившегося поводом для преступления.

С учетом фактических обстоятельств совершенного Гизингер Ю.П. преступления, степени его общественной опасности, личности подсудимой, суд не усматривает оснований для изменения категории преступления на менее тяжкую.

Учитывая вышеизложенное в совокупности, а также принципы уголовного наказания, предусмотренные ч.2 ст.43 УК РФ, предусматривающей, что наказание применяется не только в целях исправления осужденного и предупреждения новых преступлений, а также в целях восстановления социальной справедливости, суд считает, что назначение наказания Гизингер Ю.П. должно быть связано с изоляцией от общества, в соответствии с правилом п «б» ч.1 ст.58 УК РФ, без применения дополнительного наказания - ограничение свободы.

Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Учитывая степень нравственных страданий потерпевшего Ш., потерявшего близкого ему человека - мать, суд считает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в полнм объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.296-299, ст.303-304УПК РФ, суд

                                                 П Р И Г О В О Р И Л:

Гизингер Ю.П. признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ, и назначить наказание в виде шести лет лишения свободы без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Меру пресечения Гизингер Ю.П. изменить на содержание под стражей. Взять под стражу из зала суда.

Срок отбытия наказания исчислять с .... Зачесть с срок отбытия наказания время нахождения в психиатрическом стационаре БУЗОО «Клиническая психиатрическая больница им.Солодовникова Н.Н.» ....

Иск Ш. к Гизингер Ю.П. о возмещении морального вреда удовлетворить.

Взыскать с Гизингер Ю.П. в пользу Ш. в качестве возмещения морального вреда тридцать тысяч рублей (30 000 руб).

Вещественные доказательства, хранящиеся в Азовском СО СУ СК РФ по Омской области: женскую футболку, пару валенок, пару носков, женский головной платок, женское пальто, брюки вернуть представителю потерпевшей Ш., женский джемпер (кофта) вернуть Гизингер Ю.П., четыре ножа - уничтожить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Омский областной суд через Азовский районный суд в течение десяти суток со дня провозглашения, осужденной Гизингер Ю.П. В случае подачи кассационной жалобы осужденная вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, поручать осуществление своей защиты избранному ею защитнику, ходатайствовать перед судом о назначении защитника.

Председательствующий судья                                             И.В.Фенглер