По иску Павлова В.А. и адм. Азовского с.п. к адм. Азовского ННМР о признании незаконным бездействия



2-261/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Азово Омской Области 28 июля 2010 года

Азовский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Фенглера И.В.,

при секретаре Логиновой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Азово дело по иску Павлова В.А., администрации Азовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области (Азовское сельское поселение) к администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области (администрация Азовского ННМР) о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления по передаче в собственность Азовского сельского поселения котельных, находящихся на его территории, предназначенных для теплоснабжения Азовского сельского поселения,

У С Т А Н О В И Л:

Павлов В.А., администрация Азовского сельского поселения в лице главы Штекляйна И.В. обратились в суд с иском к администрации Азовского ННМР с иском о признании незаконным бездействие администрации Азовского ННМР по передаче в собственность Азовского сельского поселения котельных находящихся на его территории, и предназначенных для теплоснабжения Азовского сельского поселения.

Согласно исковому заявлению в соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федерального закона № 131-ФЗ) организация в границах поселения теплоснабжения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения поселения. Аналогичные положения закреплены в Уставе Азовского сельского поселения. Также согласно ст.50 Федерального закона № 131-ФЗ, имущество предназначенное для электро-,тепло-,газо-,водоснабжения населения, должно находиться в собственности поселения. В случае возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, указанное имущество подлежит отчуждению. В нарушение указанного федерального законодательства все котельные, находящиеся на территории муниципального образования «Азовское сельское поселение» до настоящего времени администрацией Азовского ННМР в собственность поселения не переданы. Советом Азовского немецкого национального муниципального района устанавливаются усредненные по всему району тарифы на тепло. В результате этого жители Азовского сельского поселения доплачивают за услуги по отоплению за жителей других поселений. Если бы оплата за тепло была дифференцирована, жители Азовского сельского поселения платили бы за отопление гораздо меньше, чем платят в настоящее время. Тем самым, нарушаются права потребителей тепловой энергии, проживающих в Азовском сельском поселении.

В судебном заседании истец Павлов В.А. поддержал исковые требования, уточнив их, а именно: признать незаконным бездействие администрации Азовского ННМР по передаче в собственность Азовского сельского поселения лишь котельной «Сокол», работающей на газе. Так как себестоимость производства одной Гкалории тепловой энергии, которой значительно отличается от себестоимости единицы тепла, производимой другим котельными, работающими на мазуте, угле. При расчете расходов и тарифов МП «ПОКХ» Азовского ННМР, в стоимость одной Гкалории включаются все затраты, всей тепловой сети муниципального образования, в которую входят все котельные муниципального образования, работающие, как на газе, так и на мазуте и угле, что закономерно влечет за собой значительное увеличение стоимости одной Гкалории.

Представитель истца глава Азовского сельского поселения Штекляйн И.М. также поддержал исковые требования в полном объеме, уточнив их, а именно: признать незаконным бездействие администрации Азовского ННМР по передаче в собственность Азовского сельского поселения лишь котельной «Сокол», стоимость производства одной Гкал, по которой составляет около 800 руб, а например, по котельным в с.Цветнополье, работающим на угле в среднем около 3500 руб. Подобная разница в себестоимости производства тепла вынуждает жителей Азовского сельского поселения переплачивать стоимость фактически потребленной тепловой энергии. Другие котельные, расположенные на территории Азовского сельского поселения, отапливают в основном предприятия, учреждения бюджетной сферы. Население в основном отапливается от котельной «Сокол».

Представитель ответчика по доверенности Иванов В.И. исковые требования не признал и пояснил, что администрация Азовского ННМР намерена в будущем, после анализа, проведения необходимых экономически обоснованных расчетов рассмотреть вопрос о возможности передачи из собственности муниципального образования Азовский немецкий национальный муниципальный район в собственность Азовского сельского поселения котельной «Сокол». Данное намерение глава администрации Азовского ННМР выразил в мировом соглашении с главой администрации Азовского сельского поселения.

Свидетель председатель комитета по управлению муниципальным имуществом З. пояснила, что котельная «Сокол», расположенная в с.Азово Азовского района Омской области, ул.Российская, д.39-а, зарегистрирована на праве собственности муниципальным образованием «Азовский немецкий национальный муниципальный района» Омской области. Передача из собственности муниципального образования в сельское поселение возможна лишь в соответствии с Законом Омской области «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Азовским немецким национальным муниципальным районом Омской области и входящими в его состав поселениями Омской области», либо решением Правительства Омской области, которое утверждает общее решение муниципального образования и сельского поселения по безвозмездной передаче имущества находящегося в собственности муниципального образования Азовский ННМР.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования заместитель председателя Региональной энергетической комиссии Омской области М., пояснила, что МП «ПОКХ» Азовского ННМР представляет в РЭК Омской области данные и расчеты затрат, подтвержденные необходимыми документами, по производству и реализации тепловой энергии по всему предприятию. РЭК Омской области проверяет правильность и обоснованность представленных расчетов, сопоставляет их с действующими нормативами и в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 года № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» устанавливает тарифы на тепловую энергию для потребителей Азовского ННМР. На 2009 год средневзвешенный тариф стоимости одной Гкал был установлен - 1381,25 руб.

Представленный РЭК Омской области в суд размер тарифа в разрезе котельных по Азовскому ННМР является расчетным, в который пропорционально вошли общехозяйственные расходы МП «ПОКХ» Азовского ННМР. Указанные данные нельзя расценивать, как установленные и подтвержденные РЭК Омской области. Даже если теоретически, предположить котельную «Сокол», как самостоятельное хозяйствующее предприятие, и рассчитать тариф одной Гкал, произведенной котельной «Сокол», то он, возможно, будет даже больше средневзвешенного тарифа.

Свидетель В. директор МП «ПОКХ» Азовского ННМР пояснил суду, что расходы и расчет тарифа на оплату тепловой энергии, поставляемую МП «ПОКХ Азовского ННМР, осуществляются исходя из совокупности затрат на производство и реализацию произведенной тепловой энергии всеми котельными Азовского ННМР. Указанные расходы и расчет тарифа, производится МП «ПОКХ» и представляется в Региональную энергетическую комиссию Омской области. При этом, каждую позицию МП «ПОКХ» обосновывает и подтверждает необходимыми документами. Лишь РЭК Омской области, проверив, представленные МП «ПОКХ» расчеты утверждает тариф на тепловую энергию. Утвержденный РЭК тариф МП «ПОКХ» использует в расчетах с потребителями.

Расходы на производство тепловой энергии по каждой котельной не производятся, так как невозможно рассчитать себестоимость одной Гкалории тепловой энергии, произведенной любой одной котельной, в т.ч. котельной «Сокол», в отрыве от затрат необходимых не только на производство, но и на реализацию произведенной единицы тепловой энергии.

Свидетель Ш. экономист МП «ПОКХ» Азовского ННМР дал суду аналогичные показания, пояснив, что невозможно рассчитывать затраты по производству единицы тепловой энергии лишь по одной котельной «Сокол», и уверенно предполагать, что эти затраты будут значительно ниже, чем затраты какой-либо другой котельной, в т.ч. работающей на угле, либо мазуте. Так как в расчет затрат на производство единицы тепловой энергии входит не только стоимость единицы топлива, но и другие необходимые для расчета затрат позиции, в т.ч. протяженность тепловых сетей, общехозяйственные расходы, производственные расходы, и т.п. Кроме того, динамика цен на различные виды топлива свидетельствует, что цена на газ растет значительно быстрее, чем например на мазут или уголь. Возможно, что в конечном итоге это может привести к положению, что котельная, работающая на угле, будет выгоднее, чем работающая на газе.

Заслушав истцов, поддержавших исковые требования, представителя ответчика не признавшего иск, изучив представленные сторонами документы, суд приходит к следующему.

Согласно ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования, распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам.

Согласно ч.1 ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Исходя из общих принципов гражданского законодательства, понудить собственника к отчуждению имущества, находящегося у него в собственности невозможно, если это не предусмотрено законом и не отвечает общим требованиям необходимым для защиты конституционных ценностей и по своему характеру соразмерно тем конституционно значимым целям, ради которых оно вводится.

Статья 50 Федерального закона № 131-ФЗ определяет виды имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения, для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Прямого запрета на владение и пользование имуществом, уже находящимся в собственности муниципального образования ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ не содержит.

Перечисляя имущество, которое может находиться в собственности муниципальных образований, указанный федеральный закон не ограничивает их в возможности иметь в собственности и иное имущество, предназначенное для осуществления возложенных на них полномочий.

Законом Омской области от 09.03.2007 года № 869-ОЗ «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Азовским немецким национальным муниципальным районом Омской области и входящими в его состав поселениями Омской области» утвержден перечень муниципального имущества, безвозмездно передаваемого из собственности Азовского ННМР Омской области в собственность Азовского сельского поселения (Приложение № 1). Передача котельных, в т.ч.котельной «Сокол», указанным нормативно правовым актом не предусмотрена.

В соответствии с п.11.1 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федерального закона № 159-ФЗ) разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными ст.50 Федерального закона № 131-ФЗ видами имущества. До 1 января 2009 года в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, определяющего порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений, разграничение имущества находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят эти поселения, осуществляется в соответствии с видами имущества, установленными в данном Федеральном законе.

Исходя из системного толкования вышеуказанных норм ст.50 Федерального закона № 131-ФЗ в части, устанавливающей перечень видов муниципального имущества, которое может находиться в собственности поселений и муниципальных образований (п.1 ч.2 ст.50 и п.1 ч.3 ст.50), не может рассматриваться как формирующая закрытый перечень видов имущества, могущего находиться в собственности муниципальных образований.

Таким образом, требования истца Азовское сельское поселение Азовского ННМР о признании незаконным бездействие администрации Азовского ННМР Омской области по передаче в собственность Азовского сельского поселения котельной «Сокол», и требование обязать администрацию Азовского ННМР передать в собственность Азовского сельского поселения указанную котельную не основано на законе, и не может быть признано обоснованным.

В судебном заседании не установлено доказательств, свидетельствующих о нарушении права истца Павлова В.А. по оплате потребляемой тепловой энергии в связи с расчетом тарифов на тепловую энергию, исходя из совокупности затрат по производству и реализации тепловой энергии МП «ПОКХ» Азовского ННМР, а не исходя из затрат на производство и реализацию тепловой энергии лишь котельной «Сокол», осуществляющей поставку тепловой энергии потребителю Павлову В.А.

Средневзвешенный тариф на тепловую энергию, представленный РЭК Омской области, и утвержденный в соответствии с федеральным законом - 1381,25 (на 2009 год) не является средним арифметическим значением, а является возможным расчетом затрат в разрезе по котельным, обслуживаемым МП «ПОКХ» Азовского ННМР в 2009 году.

В связи с этим, доводы истца Павлова В.А. не могут быть признаны достаточными для признания факта нарушения его прав, как потребителя тепловой энергии, получающему ее по установленному тарифу, утвержденному в соответствии с требованиями федерального законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, ст.199, ст.209 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Павлова В.А., администрации Азовского сельского поселения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области к администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления по передаче в собственность Азовского сельского поселения котельной «Сокол», находящейся на его территории, предназначенной для теплоснабжения Азовского сельского поселения отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Азовский районный суд в течение десяти дней с момента подготовки мотивированного решения, то есть с 2 августа 2010 года.

Председательствующий судья И.В.Фенглер