Решение по иску Кузьменко В.И. к МИФНС № 6 по Омской области о возврате суммы излишне взысканного налога



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 февраля 2011 года с. Азово Омской области

Азовский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Кулешова А.А.,

при секретаре Демьяновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьменко В.И. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 6 по Омской области о возврате суммы излишне взысканного налога и признании решения налогового органа незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции ФНС России № 6 по Омской области о возврате суммы излишне взысканного налога и признании решения налогового органа незаконным. В обоснование заявленных требований указал, что является владельцем земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного на территории Солнечного сельского поселения Русско-Полянского района Омской области с кадастровым номером № и в соответствии с п. 1 ст. 338 НК РФ признаётся налогоплательщиком земельного налога. В декабре 2009 года ответчик обратился с иском в суд с требованием о взыскании с него 149176,52 руб. недоимки по земельному налогу за 2008 год и 1382,27 руб. пени. Данные суммы были полностью им уплачены, в связи с чем 22.12.2009 года Русско-Полянским районным судом вынесено определение о прекращении производства по делу. В 2010 году ему стало известно, что Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 года № 175-п вступило в законную силу в январе 2009 года. Следовательно, земельный налог за 2008 год он должен был платить исходя из кадастровой стоимости земельного участка 14428784,37 руб. в сумме 43286,35 руб., а не исходя из кадастровой стоимости земельного участка - 32369219,20 руб., установленной Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 года № 175-П. Он же уплатил земельный налог за 2008 год в сумме 97107,66 руб., таким образом переплата по налогу составила 53821,31 руб. Кроме того, им уплачена пеня в размере 1382,37 руб. и излишне уплачена госпошлина в сумме 1202 рубля. Весной 2010 года он обратился к ответчику с запросом дать ему письменное разъяснение о порядке начисления сумм земельного налога за 2007-2008 г.г. Ответчик указал ему кадастровую стоимость его земельного участка на 2008 год в сумме 32369219,20 руб, что не соответствовало действительности. В декабре 2010 года в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 79 НК РФ, им было подано заявление о возврате суммы излишне взысканного земельного налога за 2008 год. В возврате излишне взысканного налога, ему было отказано. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, в частности ч. 1 ст. 5 НК РФ, в соответствии с которой акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. В соответствии с ч. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признаётся календарный год. Следовательно, изменённая кадастровая стоимость земельного участка в целях налогообложения должна была учитываться налоговым органом при расчёте налога за последующий налоговый период, а не за предыдущий. Таким образом, решение ответчика об отказе возвратить ему сумму излишне взысканного земельного налога не основано на законе. В результате незаконно вынесенного решения ответчиком ему причинён вред. Он понёс убытки, состоящие из излишне уплаченной пени в сумме 1382,27 руб., излишне уплаченной госпошлины - 1202 руб. Просит признать незаконным решение МИФНС № 6 Омской области об отказе в возврате излишне взысканного налога на землю за 2008 год, обязать ответчика осуществить возврат суммы излишне взысканного земельного налога за 2008 год в размере 53821,31 руб., взыскать с ответчика убытки в счёт возмещения вреда в сумме 2584,27 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 1893 руб.

В судебное заседание истец не прибыл, надлежаще уведомлён о месте и времени судебного слушания.

В судебном заседании представитель Кузьменко В.И. по доверенности - Марченко М.В. заявление истца поддержала, приведя доводы, аналогичные, изложенным в исковом заявлении. Кроме того, обратила внимание на то, что впервые налоговое уведомление на уплату физическим лицом земельного налога за 2007,2008 года за № на имя Кузьменко В.И. было направлено Межрайонной ИФНС России № 6 по Омской области только 28.05.2009 года. До этого, Кузьменко В.И. обращался в налоговую инспекцию по месту жительства с просьбой о выдаче ему налогового уведомления, но ему поясняли, что его земельный участок находится в стадии регистрации, и налог будет исчислен позднее. Только в июне 2009 года налогоплательщик узнал о сумме земельного налога, исчисленного за принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером № за период 2008,2008 г.г. В ноябре 2009 года Кузьменко В.И. получил требование об уплате земельного налога за 2009 года, также с опозданием по срокам. В декабре 2009 года последовало обращение межрайонной ИФНС в суд. С учётом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 03.02.2010 г. № 165-О-О, постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 г. № 175-П в части утверждения кадастровой стоимости для целей налогообложения по состоянию на начало налогового периода 2008 года, то есть на 01.01.2008 года не вступило в законную силу. Определение налогового обязательства налогоплательщика по земельному налогу за 2008 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определённой указанным постановлением, не может быть признано законным. Из-за значительного неправомерного увеличения размера земельного налога за 2008 год и несвоевременного предъявления налогового требования плательщику с опозданием от 4-х месяцев за 2008 год до полутора лет за 2007 год, не позволило Кузьменко В.И., как арендодателю земельного участка, своевременно пересмотреть и по взаимному согласию сторон изменить условия договора аренды, в части увеличения, причитающейся ему арендной платы. Увеличение кадастровой стоимости земли создаёт дискриминационные условия хозяйствующим субъектам на товарных рынках.

Представитель Кузьменко В.И. адвокат Ивонин И.А. поддержал заявления истца, пояснил, что как вытекает из действующего законодательства и правовой позиции Конституционного суда РФ, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов, как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно производится с соблюдением вытекающих из Конституции РФ и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий и прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени и в том порядке, какой определён федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ. Постановление Правительства Омской области № 175-П является нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в связи с исчислением и уплатой земельного налога на территории Омской области. На данный нормативный правовой акт распространяется положение ст. 5 НК РФ, оно подлежит применению с 01.01.2009 года.

Представитель ответчика Межрайонной инспекции ФНС № 6 по Омской области по доверенности - Кириллова Н.А. исковые требования не признала в полном объёме, показала, что сведениям Управления Роснедвижимости по Омской области у межрайонной ИФНС Росси № 6 по Омской области не доверять нет оснований. К исчислению налога применялись суммы, действующие на момент вступления в законную силу Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 года № 175-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Омской области». Участок, принадлежащий Кузьменко В.И. попадает под объект налогообложения. В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 66 ЗК РФ средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району утверждают органы исполнительной власти субъектов РФ Пункт 4 ст. 391 НК РФ устанавливает, что налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учёт, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Сумма земельного налога за земельный участок, принадлежащий истцу. исчислена правильно. Постановление Правительства Омской области № 175-П вступило в законную силу не в январе 2009 года, а в январе 2008 года, налог должен исчисляться по состоянию на начало 2008 года. Стоимость земельного участка в сумме 32 369 219,20 руб. соответствует действительности, поскольку складывается из стоимости земельных участков, принадлежащих Кузьменко В.И., оценка которых опубликована в газете «Омский вестник» от 27.12.2007 года. Переплаты по налогу не было. Просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований.

Представитель Управления Федерального казначейства по Омской области в судебное заседание не прибыл, надлежаще уведомлены, в адрес суда направили заявление, в котором просят рассмотреть дело в их отсутствие и отзыв на исковое заявление. В отзыве указывают, что из смысла норм ГК РФ и БК РФ следует, что казну РФ по делам о возмещении вреда, причинённого в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов должны представлять Главные распорядители средств соответствующего бюджета. В данном случае в качестве надлежащего ответчика будет выступать соответствующий налоговый орган. Кроме того, орган Федерального казначейства указывается в платёжных документах, заполняемых при перечислении денежных средств как орган, осуществляющий кассовое обслуживание, а не как непосредственный получатель перечисляемых сумм. Следовательно, орган Федерального казначейства ни самостоятельно, ни по решению суда, обязывающего органы федерального казначейства осуществить возврат излишне взысканных платежей в бюджеты, не сможет осуществить истцу возврат уплаченных им платежей. Данные решения (как самостоятельно, так и по решению суда обязывающего характера) сможет принять администратор дохода. А на основании платёжных документов администраторов органы федерального казначейства осуществят возврат непосредственному плательщику излишне уплаченных (взысканных) сумм в порядке, описанном выше.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления устанавливают местные налоги.

Статья 15 Налогового кодекса РФ относит земельный налог к числу местных налогов.

Пункт 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ устанавливает, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения согласно п. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введён налог.

Согласно ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. В соответствии с пунктом 9 указанных правил результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. В соответствии с пунктом 10 указанных Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району.

Пунктом 4 ст. 17 Федерального закона от 02.01.2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (утратившего силу 17.05.2008 года в связи с принятием Федерального закона от 13.05.2008 года № 66-ФЗ) предусмотрено, что сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Часть 2 статьи 1 Федерального закона от 13.05.2008 г. № 66-ФЗ определяет, что государственный кадастр является федеральным государственным информационным ресурсом.

Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 г. № 215 утверждён Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», установлена административная процедура по организации проведения государственной кадастровой оценки земель.

Пунктом 11 ст. 396 Налогового кодекса РФ установлено, что органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставляют информацию в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 названного Кодекса.

В соответствии с п. 14 ст. 396 Налогового кодекса РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года в порядке, определяемом Правительством РФ, не позднее 1 марта этого года.

Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Омской области», во исполнение п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ, пунктов 3,10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 08.04.200 № 316, а также п.п. 35,36 статьи 4 Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области», утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Омской области на 1 января 2007 года. Постановление опубликовано в газете «Омский вестник» 27 декабря 2007 года.

В судебном заседании установлено, что Кузьменко В.И. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 8203300 кв.м с кадастровым номером №, предоставленный под ведение сельскохозяйственного производства, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения в Солнечном сельском округе Русско-Полянского района Омской области, что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 02.05.2007 года.

Указанный земельный участок является составным земельным участком, в состав которого входят 4 земельных участка, что следует из кадастрового плана земельного участка от 20.11.2006 года №, данных Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области. Кадастровая стоимость 4 земельных участков утверждена Постановлением Правительства Омской области № 175-П от 19.12.2007 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Омской области». В приложении № 1 к вышеназванному Постановлению имеется указание всех 4 земельных участков, с кадастровой стоимостью каждого. Таким образом, кадастровая стоимость единого земельного участка с кадастровым номером 55:23:290611:0057, согласно Постановлению составляет 32 369 219,19 руб.

Из сведений, предоставленных Федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата» по Омской области земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учёт 20.11.2006 года. Кадастровая стоимость данного земельного участка утверждена Постановлением правительства Омской области от 19.12.2007 № 175-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения» и внесена в государственный кадастр недвижимости 19.12.2007 года в размере 32369219,19 руб., и действует по настоящее время.

Налоговое уведомление на уплату физическим лицом земельного налога за 2008 год было направлено Кузьменко В.И. Межрайонной ИФНС России № 6 по Омской области 28.05.2009 года

Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.08.2009 года направлено Кузьменко В.И. 07.08.2009 года.

17.11.2009 года Межрайонная ИФНС России № 6 по Омской области обратилась в Русско-Полянский районный суд Омской области к Кузьменко В.И. о взыскании недоимки по земельному налогу и пени. В связи с тем, что ответчиком до начала судебного заседания вся сумма недоимки и пени, указанная в исковом заявлении, уплачена, то представитель истца отказался от иска. В судебном заседании ответчик согласился с тем, что признал иск и погасил его. Определением судьи Русско-Полянского районного суда Омской области принят от представителя истца - Межрайонной ИФНС России № 6 по Омской области отказ от иска. Производство по делу прекращено.

Кузьменко В.И. направлялся запрос в Межрайонную ИФНС России № 6 по Омской области с просьбой дать ему письменные пояснения о порядке начисления сумм земельного налога за 2007-2008 г.г. (с помесячной расшифровкой).

19.07.2010 года на имя Кузьменко В.И. за № направлен ответ Межрайонной инспекции с указанием ставок налога в 2007 году и в 2008 году, исчисления сумм земельного налога.

22.11.2010 года истцом направлено заявление в Межрайонную ИФНС России № 6 по Омской области о возврате суммы излишне взысканного налога.

Согласно письма Межрайонной инспекции от 02.12.2010 года за № Кузьменко В.И. отказано в возврате, согласно ст. 79 НК РФ.

В судебном заседании также установлено, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2008 года опубликованы в газете «Омский вестник» 27.12.2007 года, то есть доведены до налогоплательщиков.

Суд полагает, что порядок опубликования Постановления Правительства Омской области № 175-П не противоречит закону и прав налогоплательщиков земельного налога не нарушает, как и не лишает их возможности надлежащим образом исполнить свои налоговые обязательства. База для исчисления налога была установлена до начала налогового периода 2008 года, и налогоплательщик имел реальную возможность определить свои налоговые обязательства.

Кроме того, налоговый орган не определяет самостоятельно кадастровую стоимость земельных участков, а использует в целях налогообложения сведения земельного кадастра о кадастровой стоимости земельного участка, которые доводятся до него уполномоченным органом государственной власти в установленном законом порядке. При этом он не вправе подвергать сомнению достоверность предоставленной ему кадастровой стоимости. В связи с чем, действия налогового органа по направлению в адрес заявителя требований об уплате налога за 2008 год, исходя из сведений предоставленных Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, не противоречат требованиям законодательства.

Следует отметить, что ни материалы государственной кадастровой оценки в части кадастровой стоимости земельного участка (4 земельных участков), ни Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 г. № 175-П не признаны незаконными и не оспариваются, опубликованы для всеобщего сведения до начала спорного налогового периода.

Определения кадастровой стоимости от налогоплательщика налоговое законодательство не требует, а предписывает использовать в целях налогообложения сведения земельного кадастра о каждом земельном участке.

Поскольку источником определения кадастровой стоимости является государственный земельный кадастр, что следует из вышеуказанных норм права, то основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке послужило Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 года № 175-П, а источником сведений о конкретных величинах кадастровой стоимости земельных участков - материалы государственной кадастровой оценки.

Доводы представителей истца о том, что применение при определении налоговой базы по земельному налогу кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной на основании постановления от 19.12.2007 года № 175-П, возможно лишь по истечении сроков вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленных ст. 5 Налогового кодекса, то есть начиная с 1 января 2009 года, с учётом определения Конституционного суда Российской Федерации № 165-О-О, в котором отражена позиция о порядке вступления в действие норм, определяющих кадастровую стоимость земельных участков, следует соотнести с вышеприведёнными выводами суда, что источником определения кадастровой стоимости является государственный земельный кадастр, а не Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 г. № 175-П, на начало налогового периода 2008 года сведения о кадастровой стоимости земельного участка имелись в кадастре, и действия по внесению данных сведений в государственный земельный кадастр не признаны незаконными, факт утверждения кадастровой стоимости в текущем налоговом периоде отсутствует, возможность надлежащим образом исполнить налоговые обязательства у истца имелась.

Доводы представителей истца о направлении истцу требований Межрайонной инспекцией с нарушением сроков следует соотнести с выплатой Кузьменко В.И. всей суммы недоимки и пени до судебного заседания, решением Русско-Полянского суда от 22.12.2009 года, которое вступило в законную силу.

При таких обстоятельствах в исковых требованиях Кузьменко В.И. к Межрайонной ИФНС России № 6 по Омской области надлежит отказать в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Кузьменко В.И. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 6 по Омской области о возврате суммы излишне взысканного налога и признании решения налогового органа незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Азовский районный суд Омской области в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья А.А. Кулешов