Иск ИФНС России о взыскании налога



Дело № 2-143/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 апреля 2011 года с. Азово

Азовский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Кулешова А.А.,

при секретаре Грановской Л.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Инспекции ФНС России по Кировскому АО г. Омска к Елпанову А.А. о взыскании налога,

У С Т А Н О В И Л:

Инспекция ФНС России обратилась в суд с иском к Елпанову А.А. о взыскании налога, указывая на то, что ответчик является плательщиком земельного налога с земельного участка с кадастровым номером 55:36:140106:2 и обязан вносить соответствующие платежи не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Однако, уплату земельного налога Елпанов А.А. за 2009 год не произвёл, на требование об уплате налога не отреагировал, просят взыскать с ответчика земельный налог в размере 160998,74 руб., пени в размере 3809,95 руб.

Представитель истца по доверенности Некеришвили Н.А. в суд не прибыла, надлежаще извещены, в адрес суда направили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие и отзыв. В отзыве указали, что Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области предоставило в Инспекцию сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:140106:2 площадью 2300 кв. м. по состоянию с 01.01.2009 по 31.12.2009 г. в размере 10 733 249 руб., что явилось налогооблагаемой базой для исчисления земельного налога. В соответствии с представленными сведениями наименование категории земли - прочие земельные участки, соответственно и ставка налога применена равной 1,5%. В полномочия налогового органа не входит определение кадастровой стоимости земельного участка. Действующее законодательство не даёт право налоговому органу проводить правовую экспертизу поступивших сведений от органов Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области о кадастровой стоимости земельных участков. Инспекцией был исчислен земельный налог за 2009 год в соответствии со ст. 393 Кодекса. Налоговым периодом по земельному налогу признаётся календарный год. Решением Центрального районного суда г. Омска Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости обязано внести изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:140106:2 в части даты, определив её не ранее 30.11.2008 г., в соответствии с которым Управление внесло изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:140106:2 по состоянию с 10.08.2004 г. по 31.12.2008 г., определив кадастровую стоимость земельного участка в размере 3 623 926 руб, соответственно кадастровая стоимость земельного участка с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г. составила 10 733 249 руб. По настоящее время ответчиком не исполнена обязанность по уплате земельного налога за 2009 год.

Ответчик Елпанов А.А. в суде иск не признал, пояснил, что налоговым органом не принято во внимание, что согласно решению Центрального районного суда г. Омска от 31.03.2010 года, вступившего в законную силу 16.04.2010 г. признаны незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в сумме 10 733 294 руб. земельного участка с кадастровым номером 55:36:140106:2. То есть, сведения о налоговой базе на 01.01.2009 года по указанному земельному участку в размере 10 733 249 руб. являются недействительными. По состоянию на 1 января 2009 года кадастровая стоимость земельного участка была неустановленной, исчисление налоговым органом земельного налога за 2009 год в сумме 160998,74 руб. является незаконной. Ответчику неизвестно, когда, во исполнение указанного решения суда, были внесены изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка в сумме 10733249 руб. Полагает, что указанные изменения могут быть внесены не ранее вступления в законную силу решения суда, то есть не ранее 16 апреля 2010 года, так как в соответствии с п. 2 ст. 5 Налогового Кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков обратной силы не имеют. Кроме того, истец, в нарушение требований п. 1 ст. 56 ГПК РФ, не представил доказательств направления ответчику налогового уведомления об уплате земельного налога за 2009 год заказным письмом. Из списка заказных писем невозможно определить какая конкретная налоговая корреспонденция была направлена. Следовательно, у ответчика, согласно п. 4 ст. 57 НК РФ не возникло обязанности по уплате земельного налога за 2009 год, так как он не получал соответствующего налогового уведомления. Также, налоговый орган незаконно применил при расчёте суммы земельного налога налоговую ставку в размере 1.5 % от кадастровой стоимости земельного участка. На его земельном участке расположены строения: гараж общей площадью 348,40 кв. м. и административное здание общей площадью 157,9 кв. м. Согласно свидетельству о государственной регистрации земельный участок предоставлен для общественно-деловых целей под строения. При определении размера налоговой ставки следовало учитывать то обстоятельство, каким объектом занят земельный участок. Поскольку участок занят в основном индивидуальным гаражом, то в отношении него должна быть установлена налоговая ставка в размере 0,3% от кадастровой стоимости участка. В отношении части земельного участка, где расположено административное здание (с учётом площади необходимой для его эксплуатации в размере 300 кв. м.) может быть применена налоговая ставка в размере 1.5% от кадастровой стоимости. Решением Омского городского совета № 298 от 16 ноября 2005 года «О земельном налоге на территории города Омска» размеры налоговых ставок определены в зависимости от того, какими объектами заняты земельные участки. Налоговый орган необоснованно отнёс земельный участок к категории «прочие земельные участки» и применил к нему налоговую ставку 1,5%. Согласно ст. 7 Земельного Кодекса РФ такой категории земель, как «прочие земельные участки» не существует. Решением Омского горсовета от 298 от 16.11.2005 года никак не урегулирована ситуация, когда на одном земельном участке налогоплательщика расположено несколько объектов, попадающие под разные налоговые ставки. Не урегулирован этот вопрос и какими-либо правовыми нормами. Считает, что в данной ситуации необходимо руководствоваться п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Представитель Елпанова А.А. - Катаман О.Б. поддержал ответчика, приведя аналогичные доводы.

Выслушав объяснения ответчика, его представителя, изучив материалы дела, суд находит требования налоговой инспекции подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления устанавливают местные налоги.

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог (до введения в действия налога на недвижимости) и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 15 Налогового кодекса РФ относит земельный налог к числу местных налогов.

Согласно ст. 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Пункт 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ устанавливает, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения согласно п. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введён налог.

Согласно ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно ч. 4 ст. 391 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учёт, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Из ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ следует, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п. 14 ст. 396 Налогового кодекса РФ ( в редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 216-ФЗ, вступившим в силу 01.01.2008) по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством РФ, не позднее 1 марта этого года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 года № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков», установлено, что обязанность по доведению до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков возложена на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и порядок доведения таких сведений - по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 14 ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости»

В судебном заседании установлено, что ответчик не уплатил земельный налог за 2009 год с земельного участка с кадастровым номером 55:36:140106:2 площадью 2300 кв. м., принадлежащий Елпанову А.А. на праве собственности, предоставленный для общественно-деловых целей под строение, расположен на землях поселений относительно 1-этажного кирпичного строения, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Кировский административный округ, ......

Инспекцией ФНС России по Кировскому А.О. г. Омска Елпанову А.А. начислен налог на землю в размере 160998,74 руб. за 2009 год исходя из кадастровой стоимости 10 733 249 руб. и налоговой ставки - 1,5 %.

Решением Центрального районного суда г. Омска от 31 марта 2010 года Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области обязано внести изменение в Государственный кадастр недвижимости в части даты внесения сведений о кадастровой стоимости в сумме 10 733 249 рублей, удельном показателе кадастровой стоимости 4 666,63 руб. земельного участка с кадастровым номером 55:36:140106:2 общей площадью 2300 кв. м. с разрешённым видом использования для общественно-деловых целей под строение, расположенный по адресу: Омская область Кировский административный округ ......, определив её не ранее 30.11.2008 - даты вступления в силу постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193-п «О внесении изменения в Постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36.

Решением № 36/10-10658 от 23.04.2010 г. территориальный отдел № 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области на основании решения Центрального районного суда г. Омска, письма Управления Роснедвижимости по Омской области от 12.04.2010 года изменил дату внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:140106:2 с 27.12.2007 г. на 30.11.2008 г.

Постановлением Правительства Омской области № 193-п от 26.11.2008 года в Постановление № 174-п были внесены изменения - утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населённых пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведённых в 2007 году. Данное постановление не оспорено, не отменено, подлежит применению. Использование с 01.01.2009 года в целях определения налоговой базы сведений о кадастровой стоимости земельных участков, утверждённой Постановлением Правительства Омской области № 193-п является правомерным. Инспекцией был исчислен налог на землю исходя из кадастровой стоимости на спорный земельный участок на 01.01.2009, содержащийся в государственном кадастре недвижимости.

Доводы ответчика о том, что сведения о налоговой базе на 01.01.2009 года по земельному участку с кадастровым номером 55:36:140106:2 в размере 10 733249 рублей являются недействительными, поскольку изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости участка внесены не ранее вступления в законную силу названного решения Центрального районного суда г. Омска, т.е. не ранее 16 апреля 2010 года, что по мнению ответчика согласуется с п. 2 ст. 5 НК РФ, следует соотнести с тем, что решением суда установлено определить кадастровую стоимость спорного земельного участка не ранее 30.11.2008 года, решением ТО № 1 Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости изменена только дата внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с 27.12.2007 года на 30.11.2008 года, таким образом установленная на 01.01.2009 года кадастровая стоимость участка не изменилась. Названным решением суда не устанавливались и не могли быть установлены новые налоги и сборы, не повышались налоговые ставки или размеры сборов. Налоговый орган не определяет самостоятельно кадастровую стоимость земельных участков, а использует в целях налогообложения сведения земельного кадастра о кадастровой стоимости земельного участка, которые доводятся до него уполномоченным органом государственной власти в установленном законом порядке. При этом он не вправе подвергать сомнению достоверность предоставленной ему кадастровой стоимости.

Доводы ответчика о применении налоговой ставки 0,3% на земельный участок под гаражом и возле него, следует соотнести с тем, что в соответствии со ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

  1. 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесённых к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населённых пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретённых (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

  1. 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Согласно сведениям из Роснедвижимости наименование категории земли принадлежащей ответчику определено, как прочие земельные участки поселений, земельный участок, принадлежащий ответчику не подпадает под категории земель, указанных в п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ. Главой 31 Налогового кодекса РФ не предусмотрено исчисление земельного налога в отношении земельного участка, принадлежащего одному налогоплательщику, с применением различных налоговых ставок, установленных в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка.

Кроме того, данный вопрос был предметом рассмотрения в суде первой и кассационной инстанции при взыскании с Елпанова А.А. земельного налога за 2008 год.

Доводы ответчика о том, что у него не возникло обязанности по уплате земельного налога за 2009 год, так как он не получал соответствующего налогового уведомления, следует соотнести с тем, что согласно почтового реестра налоговое уведомление направлялось Елпанову А.А. 23.04.2010 года за № 71657, требование об уплате налога, согласно почтового реестра, направлялось 10.08.2010 года за № 233614, до настоящего времени налог не уплачен, согласно ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.

В силу ст. 75 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию пеня, исчисленная в соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ. Согласно расчёту её размер составляет 3809,95 руб.

Требование об уплате налога направлялось ответчику ИФНС по КАО г. Омска, но в добровольном порядке названные в требовании суммы не уплачены.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

В соответствии со ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ размер государственной пошлины составляет 3200 рублей плюс 2 % суммы, превышающей 100 000 рублей.

Следовательно, с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4496,17 руб.(64808,69 руб. х 0,02 + 3200 рублей).

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Инспекции ФНС России по Кировскому АО г. Омска к Елпанову А.А. о взыскании налога в сумме 160998,74 руб. и пени в сумме 3809,95 руб. удовлетворить.

Взыскать с Елпанова А.А. в пользу Инспекции ФНС России по Кировскому АО г. Омска земельный налог в размере 160998 рублей 74 копеек и пени в размере 3809 рублей 95 копеек.

Взыскать с Елпанова А.А. государственную пошлину в размере 4496 рублей 17 копеек в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через районный суд в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья А.А. Кулешов