Решение по иску Калюжного В.В. к администрации Азовского ННМР о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения



                                Дело № 2-216/2011Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Азовский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Кулешова А.А.,

при секретаре Домашневой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Азово 17.05.2011 года дело по иску Калюжного В.В. к администрации Азовского сельского поселения АННМР Омской области, Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с указанным иском, в обоснование указал, что в 2003 г. по распоряжению главы администрации он и члены его семьи вселены в блок-контейнер, расположенный по адресу с. Азово-1, Азовского немецкого национального района Омской области, на основании временного ордера, с заключением договора аренды жилого контейнера, с этого времени они зарегистрированы по месту жительства, с 2005 года состоят на очереди нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. По заключению межведомственной комиссии контейнер признан непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу. Просит признать право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, поскольку помещение, в котором он и члены его семьи проживают, представляет угрозу для жизни и здоровья граждан как не отвечающее санитарным и техническим требованиям, также просит обязать ответчиков предоставить жилое помещение по договору социального найма.

В судебное заседание истец не прибыл, надлежаще извещён о месте и времени судебного слушания, в адрес суда поступила телефонограмма о рассмотрении дела в отсутствие истца.

Представитель администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области по доверенности Ильчук Н.Н. исковые требования признает в полном объеме, при этом поясняет, что истец зарегистрирован и проживает в блоке-контейнере (вагончике), состоит на очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, вагон находится в аварийном состоянии, что подтверждено заключением межведомственной комиссии. В 2010 году вагоны переданы в муниципальную собственность договором пожертвования из собственности «Фонда Азово». Указанные вагончики поступили в район в качестве гуманитарной помощи. Постановлением Администрации Азовского ННМР Омской области № 910 от 15.09.2009 г. утверждены долгосрочные целевые программы района, в том числе долгосрочная целевая программа «Жилище 2010-2015 годы». Постановлением Администрации Азовского ННМР Омской области № 251 от 04.04.2011 г. внесены изменения в указанную долгосрочную целевую программу, предусмотрено софинансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также строительство малоэтажных жилых домов для расселения граждан из помещений, предназначенных для временного проживания. Изменения внесены в связи с принятием постановления Правительства Омской области № 43-п от 24 марта 2011 года «Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие жилищного строительства на территории Омской области (2011-2015 годы)», где предусмотрено переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проведение капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилых домов, а также строительство малоэтажных жилых домов для расселения граждан из помещений предназначенных для временного проживания. Решением Совета Азовского ННМР Омской области № 14-113 от 26.04.2011 г. утверждено соглашение между органами местного самоуправления Азовского сельского поселения и органами местного самоуправления Азовского ННМР Омской области о передаче осуществления части своих полномочий - в части организации строительства малоэтажных домов для расселения граждан (жителей контейнерных городков «Азово-1» и «Азово-4») из помещений, предназначенных для временного проживания в рамках реализации долгосрочной целевой программы Азовского ННМР Омской области «Жилище на 2010-2015 годы». Кроме того, Постановлением Правительства Омской области № 79-п от 04.05.2011 г. внесены изменения в постановление правительства Омской области от 23 марта 2011 года № 42-п. в разделе строительство малоэтажных жилых домов для расселения граждан из помещений, предназначенных для временного проживания указано: строительство жилого квартала «Азово-1» в с. Азово, указана сумма субсидии 30 млн. рублей. Иные помещения, предназначенные для временного проживания, кроме блок-контейнеров, на территории Азовского района отсутствуют.

Представитель администрации Азовского сельского поселения в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные исковые требования не признают, предоставлен отзыв, в котором указано, что Администрация Азовского сельского поселения является ненадлежащим ответчиком. Вагон контейнерного типа, в котором проживает истец, исходя из ст. 16 ЖК РФ, не может быть признан жилым помещением. По смыслу искового заявления и приложенных к нему документов указанный контейнерный вагон является помещением, предназначенным для временного проживания. Азовское сельское поселение не имеет в собственности объектов жилого фонда, поэтому не имеет возможности предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма не вне очереди, ни на общих основаниях. В связи с чем, между Администрацией Азовского сельского поселения и Администрацией Азовского ННМР Омской области заключено соглашение о передаче полномочий, предусмотренных п. 6 ст. 14 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», а именно: организация строительства малоэтажных жилых домов для расселения граждан (жителей контейнерных городков «Азово-1» и «Азово-4» из помещений, предназначенных для временного проживания.

Третье лицо Калюжная И.С. в судебное заседание не прибыла, надлежаще извещена.

Выслушав доводы представителя ответчика, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд считает, что требования истца удовлетворению не подлежат.

Из материалов, представленных в судебное заседание, пояснений представителя ответчика следует, что блок-контейнеры, предназначенные для проживания (укомплектованные мебелью и постельными принадлежностями), поставлены в качестве гуманитарной помощи германской стороной с целью оказания поддержки российским немцам. Сведений о постановке на баланс блок-контейнеров в Администрацию района в архивных данных нет. В то же время, согласно акту от 15.10.1992 года произведён отвод земельного участка для проектирования и строительства временного контейнерного городка. На основании распоряжения № 30 от 19.10.1992 года земельный участок предоставлен Азовскому ПОКХ в бессрочное (постоянное) пользование для проектирования и строительства временного контейнерного городка. Администрация района распорядилась указанными блок-контейнерами, передав их по акту передачи на баланс общественного фонда социально-экономического развития благотворительной и гуманитарной помощи Азовского немецкого национального района Омской области «Азово» (фонд «Азово ) постановлением главы администрации № 578/1 от 16.06.95 г. Однако, вселение в блок-контейнеры продолжало осуществляться на основании распоряжения главы администрации района, с выдачей ордера.

Согласно договора аренды жилого контейнера от 15.12.2003 года произведено заселение в жилой контейнер квартиросъёмщика по распоряжению Администрации района, на основании временного ордера по адресу: Азово-1-. Временный ордер на жилое помещение № 479 выдан 15.12.2003 г. После вступления 01 марта 2005 г. в законную силу нового Жилищного кодекса РФ, с истцом заключен договор аренды жилого контейнера.

Согласно ч. 1, 3 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Согласно ст. 4 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент возникших правоотношений, находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд.

Согласно ст. 7 ЖК РСФСР жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений.

Как установлено в судебном заседании, истец вселен в указанный блок-контейнер в соответствии со ст.ст. 28-31 ЖК РСФСР, зарегистрирован по месту своего постоянного жительства, в похозяйственных книгах сельского поселения значится как самостоятельное хозяйство, оплата жилищно-коммунальных услуг производится в соответствии с установленными тарифами для населения на территории района по лицевым счетам. Блок-контейнер оснащен инженерными сетями: водопроводом, электроснабжением, канализацией; теплоснабжение производится автономно путем установки электрообогревателей. То есть истцу было передано жилое помещение, которое он оплачивал, как наниматель. Согласно данным сельской администрации вместе истец вместе с членами своей семьи с ... по настоящее время проживает по адресу: Азово-1, .

В связи с тем, что действующим жилищным законодательством не предусмотрено понятие «помещение, предназначенное для временного проживания», в данном случае следует применить ст. 7 ЖК РФ (аналогия закона). С учётом сложившихся правоотношений, отношения, связанные с использованием истцом указанного помещения, следует расценивать как жилищно-правовые.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значенияпоселения относится, в том числе, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Распоряжением главы администрации района № 006/1 от 14.01.2005 г. истец поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и по состоянию на 31.03.2011 г. значится под № 28 в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно п.1, 8, 9, ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления отнесен учёт муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Постановлением главы администрации района № 1052 от 15.11.2010 г. «О создании комиссии по приемке контейнерных городков в собственность Азовского немецкого национального муниципального района Омской области» блок-контейнеры переданы в муниципальную собственность.

Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту, реконструкции не подлежат.

Согласно п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Согласно п. 43 Положения межведомственная комиссия при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом, кроме параметров микроклимата помещения, проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, а также месторасположения жилого помещения.

Оценку соответствия жилых домов (жилых помещений) установленным требованиям проводит межведомственная комиссия, которая по результатам своей работы принимает решение в виде заключения о признании жилых домов (жилых помещений) пригодными либо непригодными для проживания, либо пригодными для проживания после проведения капитального ремонта (пункты 42-48 Положения). Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

Заключением межведомственной комиссии контейнер признан непригодным для постоянного проживания и подлежит сносу в связи с несоответствием данного помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, а именно, параметры микроклимата не соответствуют СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям».

Однако, данное заключение сделано на основании измерений температуры воздуха и его влажности. При этом, фактическая температура воздуха указана от 14,2 до 14,9 градусов по Цельсию, при допустимой 19-23 градусов. Влажность воздуха указана 40,2 % при допустимой до 60 %. Больше никаких измерений не проводилось.

Свидетель В., как член межведомственной комиссии, показала, что микроклимат не соответствует требованиям СанПиНа только по температурному режиму.

Выводы межведомственной комиссии основаны лишь на несоответствии микроклимата в помещении нормам СанПиНа.

Заключения иных органов, как и акты обследования помещения, необходимые для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в вышеуказанном Положении требованиям отсутствуют. Доказательств угрозы жизни и здоровья граждан, проживающих в блок-контейнере, суду не представлено.

В судебное заседание предоставлено два заключения межведомственной комиссии. В первоначальном решении от 25.02.2011 г. комиссия ссылается на недействующие нормы СанПиНа, в последующем, в нарушение требований п. 47 Положения заключение от 28.02.2011 г. подписано председателем и одним членом комиссии, подписи других членов - 4, отсутствуют. Каких-либо особых мнений в письменной форме суду не представлено.

Свидетель Б., как председатель межведомственной комиссии показал, что считает данные заключения не в полной мере соответствующие закону, так как блок-контейнеры не являются многоквартирным домом. Признание за истцом права на внеочередное предоставление жилья, обеспечит включение его в программу Омской области по расселению граждан из помещений, предназначенных для временного жилья, поскольку есть другие внеочередники: граждане проживающие в ином аварийном жилье (около 141 семьи), погорельцы (около 17 семей). Азовский ННМР участвует в областной программе по строительству малоэтажных домов для расселения граждан из помещений, предназначенных для временного проживания. На строительство жилого квартала «Азово-1» в с. Азово выделена субсидия в 30 млн. рублей. В программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проведение капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилых домов» район не участвует.

В соответствии с п. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В судебное заседание представлен список граждан, имеющих аварийное, ветхое жилье и состоящих на учете на внеочередное получение жилья в Азовском сельском поселении, удовлетворение требований истца повлечет ущемление прав данных граждан.

Постановлением Правительства Омской области № 43-п от 24.03.2011 г. утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие жилищного строительства на территории Омской области (2011-2015гг)».

Согласно подразделу 3.2 Приложения к постановлению Правительства Омской области от 23.03.2011 г. № 42-п о распределений субсидий местным бюджетам на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности для строительства малоэтажных жилых домов для расселения граждан из помещений, предназначенных для временного проживания Азовскому немецкому национальному муниципальному району с целью строительства жилого квартала «Азово-1» в с. Азово выделяются субсидии в размере 30 млн. рублей.

Поскольку иные помещения, предназначенные для временного проживания, кроме блок-контейнеров, на территории Азовского сельского поселения отсутствуют, что подтверждается показаниями представителя ответчика, то участие истца в указанной программе возможно по основанию проживания в помещении, подпадающем под данную категорию. Участие в программе носит заявительный характер. Как установлено в судебном заседании истец обратился с указанным заявлением в органы местного самоуправления. Возражений со стороны администрации о правомерности участия истца в программе нет.

Тем самым, требования истца о признании за ним права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и обязании ответчиков по обеспечению данным жильем, по тем основаниям, которые им заявлены в суд, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении требований Калюжному В.В. к администрации Азовского сельского поселения АННМР Омской области, Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Омский областной суд через Азовский районный суд Омской области в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

    

Судья          А.А. Кулешов