Именем Российской Федерации Азовский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Кулешова А.А., при секретаре Грановской Л.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Азово 19.05.2011 года дело по иску Бобрышевой Л.И. к администрации Азовского сельского поселения АННМР Омской области, Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма, У С Т А Н О В И Л: Истец обратилась в суд с указанным иском, в обоснование указала, что в 2004 г. по распоряжению главы администрации на основании ордера вселена в блок-контейнер, расположенный по адресу с. Азово-1, Азовского немецкого национального района Омской области, вместе с членами своей семьи, с этого времени зарегистрированы по месту жительства, с 2008 года состоит на очереди нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. По заключению межведомственной комиссии контейнер признан непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу. Просит признать право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, поскольку помещение, в котором она проживает, представляет угрозу для жизни и здоровья граждан как не отвечающее санитарным и техническим требованиям, также просит обязать ответчиков предоставить жилое помещение по договору социального найма. В судебном заседании истец настаивает на заявленных требованиях, поясняет, что сначала была заселена в контейнер №, а затем переселена в два вагона контейнерного типа, соединённых в один блок под №, где и проживает в настоящее время, другого жилья не имеет. Обращалась к Фонду Азово с заявлениями о проведении ремонта блока-контейнера, по возможности, ремонт производился. Низкая температура в жилом помещении связана и с высокими расходами по оплате за потребляемую электроэнергию, необходимостью экономить. Представитель администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области по доверенности Ильчук Н.Н. исковые требования признает в полном объеме, при этом поясняет, что истец зарегистрирована и проживает в блоке-контейнере (вагончике), состоит на очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, вагон находится в аварийном состоянии, что подтверждено заключением межведомственной комиссии. В 2010 году вагоны переданы в муниципальную собственность договором пожертвования из собственности «Фонда Азово». Указанные вагончики поступили в район в качестве гуманитарной помощи. Постановлением Администрации Азовского ННМР Омской области № 910 от 15.09.2009 г. утверждены долгосрочные целевые программы района, в том числе долгосрочная целевая программа «Жилище 2010-2015 годы». Постановлением Администрации Азовского ННМР Омской области № 251 от 04.04.2011 г. внесены изменения в указанную долгосрочную целевую программу, предусмотрено софинансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также строительство малоэтажных жилых домов для расселения граждан из помещений, предназначенных для временного проживания. Изменения внесены в связи с принятием постановления Правительства Омской области № 43-п от 24 марта 2011 года «Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие жилищного строительства на территории Омской области (2011-2015 годы)», где предусмотрено переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проведение капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилых домов, а также строительство малоэтажных жилых домов для расселения граждан из помещений предназначенных для временного проживания. Решением Совета Азовского ННМР Омской области № 14-113 от 26.04.2011 г. утверждено соглашение между органами местного самоуправления Азовского сельского поселения и органами местного самоуправления Азовского ННМР Омской области о передаче осуществления части своих полномочий - в части организации строительства малоэтажных домов для расселения граждан (жителей контейнерных городков «Азово-1» и «Азово-4») из помещений, предназначенных для временного проживания в рамках реализации долгосрочной целевой программы Азовского ННМР Омской области «Жилище на 2010-2015 годы». Кроме того, Постановлением Правительства Омской области № 79-п от 04.05.2011 г. внесены изменения в постановление правительства Омской области от 23 марта 2011 года № 42-п. в разделе строительство малоэтажных жилых домов для расселения граждан из помещений, предназначенных для временного проживания указано: строительство жилого квартала «Азово-1» в с. Азово, указана сумма субсидии 30 млн. рублей. Иные помещения, предназначенные для временного проживания, кроме блок-контейнеров, на территории Азовского района отсутствуют. Представитель администрации Азовского сельского поселения в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные исковые требования не признают, предоставлен отзыв, в котором указано, что Администрация Азовского сельского поселения является ненадлежащим ответчиком. Вагон контейнерного типа, в котором проживает истец, исходя из ст. 16 ЖК РФ, не может быть признан жилым помещением. По смыслу искового заявления и приложенных к нему документов указанный контейнерный вагон является помещением, предназначенным для временного проживания. Азовское сельское поселение не имеет в собственности объектов жилого фонда, поэтому не имеет возможности предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма не вне очереди, ни на общих основаниях. В связи с чем, между Администрацией Азовского сельского поселения и Администрацией Азовского ННМР Омской области заключено соглашение о передаче полномочий, предусмотренных п. 6 ст. 14 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», а именно: организация строительства малоэтажных жилых домов для расселения граждан (жителей контейнерных городков «Азово-1» и «Азово-4» из помещений, предназначенных для временного проживания. Выслушав доводы сторон, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд считает, что требования истца удовлетворению не подлежат. Из материалов, представленных в судебное заседание, пояснений представителя ответчика следует, что блок-контейнеры, предназначенные для проживания (укомплектованные мебелью и постельными принадлежностями), поставлены в качестве гуманитарной помощи германской стороной с целью оказания поддержки российским немцам. Сведений о постановке на баланс блок-контейнеров в Администрацию района в архивных данных нет. В то же время, согласно акту от 15.10.1992 года произведён отвод земельного участка для проектирования и строительства временного контейнерного городка. На основании распоряжения № 30 от 19.10.1992 года земельный участок предоставлен Азовскому ПОКХ в бессрочное (постоянное) пользование для проектирования и строительства временного контейнерного городка. Администрация района распорядилась указанными блок-контейнерами, передав их по акту передачи на баланс общественного фонда социально-экономического развития благотворительной и гуманитарной помощи Азовского немецкого национального района Омской области «Азово» (фонд «Азово ) постановлением главы администрации № 578/1 от 16.06.95 г. Однако, вселение в блок-контейнеры продолжало осуществляться на основании распоряжения главы администрации района, с выдачей ордера. Согласно распоряжению главы администрации района № 029 от 02.02.2004 г. истцу предоставлен жилой контейнер в контейнерном городке «Азово-1», при этом выдан ордер на жилое помещение № 485 от 26.02.2004 г. После вступления 01 марта 2005 г. в законную силу нового Жилищного кодекса РФ, с истцом заключен договор аренды жилого контейнера. Согласно ч. 1, 3 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Согласно ст. 4 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент возникших правоотношений, находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. Согласно ст. 7 ЖК РСФСР жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений. Как установлено в судебном заседании, истец вселена в указанный блок-контейнер на основании распоряжения главы администрации, с выдачей ордера, зарегистрирована по месту своего постоянного жительства, в похозяйственных книгах сельского поселения значится как самостоятельное хозяйство, оплата жилищно-коммунальных услуг производится в соответствии с установленными тарифами для населения на территории района по лицевым счетам. Блок-контейнер оснащен инженерными сетями: водопроводом, электроснабжением, канализацией; теплоснабжение производится автономно путем установки электрообогревателей. То есть истцу было передано жилое помещение, которое она оплачивала, как наниматель. В связи с тем, что действующим жилищным законодательством не предусмотрено понятие «помещение, предназначенное для временного проживания», в данном случае следует применить ст. 7 ЖК РФ (аналогия закона). С учётом сложившихся правоотношений, отношения, связанные с использованием истцом указанного помещения, следует расценивать как жилищно-правовые. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ Постановлением главы администрации района № 894 от 06.10.2006 г. истец поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и по состоянию на 31.03.2011 г. значится под № 148 в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно п.1, 8, 9, ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления отнесен учёт муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Постановлением главы администрации района № 1052 от 15.11.2010 г. «О создании комиссии по приемке контейнерных городков в собственность Азовского немецкого национального муниципального района Омской области» блок-контейнеры переданы в муниципальную собственность. Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту, реконструкции не подлежат. Согласно п.33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Согласно п. 43 Положения межведомственная комиссия при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом, кроме параметров микроклимата помещения, проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, а также месторасположения жилого помещения. Оценку соответствия жилых домов (жилых помещений) установленным требованиям проводит межведомственная комиссия, которая по результатам своей работы принимает решение в виде заключения о признании жилых домов (жилых помещений) пригодными либо непригодными для проживания, либо пригодными для проживания после проведения капитального ремонта (пункты 42-48 Положения). Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению. Заключением межведомственной комиссии контейнер признан непригодным для постоянного проживания и подлежит сносу в связи с несоответствием данного помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, а именно, параметры микроклимата не соответствуют СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям». Однако, данное заключение сделано на основании измерений температуры воздуха и его влажности. При этом, фактическая температура воздуха указана от 13,7 до 13,8 градусов по Цельсию, при допустимой 19-23 градусов. Влажность воздуха указана 35,2 % при допустимой до 60 %. Больше никаких измерений не проводилось. Свидетель Ш. показала, что производила замеры в блок-контейнерах, микроклимат не соответствует требованиям СанПиНа только по температурному режиму. Истец показала в судебном заседании, что можно повысить температуру в блок-контейнере, но это приведёт к дополнительным расходам по оплате электроэнергии. Выводы межведомственной комиссии основаны лишь на несоответствии микроклимата в помещении нормам СанПиНа. Заключения иных органов, как и акты обследования помещения, необходимые для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в вышеуказанном Положении требованиям отсутствуют. Доказательств угрозы жизни и здоровья граждан, проживающих в блок-контейнере, суду не представлено. В судебное заседание предоставлено два заключения межведомственной комиссии. В первоначальном решении от 25.02.2011 г. комиссия ссылается на недействующие нормы СанПиНа, в последующем, в нарушение требований п. 47 Положения заключение от 28.02.2011 г. подписано председателем и одним членом комиссии, подписи других членов - 4, отсутствуют. Каких-либо особых мнений в письменной форме суду не представлено. Свидетель Б., как председатель межведомственной комиссии показал, что считает данные заключения не в полной мере соответствующие закону, так как блок-контейнеры не являются многоквартирным домом. Признание за истцом права на внеочередное предоставление жилья, обеспечит включение его в программу Омской области по расселению граждан из помещений, предназначенных для временного жилья, поскольку есть другие внеочередники: граждане проживающие в ином аварийном жилье (около 141 семьи), погорельцы (около 17 семей). Азовский ННМР участвует в областной программе по строительству малоэтажных домов для расселения граждан из помещений, предназначенных для временного проживания. На строительство жилого квартала «Азово-1» в с. Азово выделена субсидия в 30 млн. рублей. В программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проведение капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилых домов» район не участвует. В соответствии с п. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В судебное заседание представлен список граждан, имеющих аварийное, ветхое жилье и состоящих на учете на внеочередное получение жилья в Азовском сельском поселении, удовлетворение требований истца повлечет ущемление прав данных граждан. Постановлением Правительства Омской области № 43-п от 24.03.2011 г. утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие жилищного строительства на территории Омской области (2011-2015гг)». Согласно подразделу 3.2 Приложения к постановлению Правительства Омской области от 23.03.2011 г. № 42-п о распределений субсидий местным бюджетам на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности для строительства малоэтажных жилых домов для расселения граждан из помещений, предназначенных для временного проживания Азовскому немецкому национальному муниципальному району с целью строительства жилого квартала «Азово-1» в с. Азово выделяются субсидии в размере 30 млн. рублей. Поскольку иные помещения, предназначенные для временного проживания, кроме блок-контейнеров, на территории Азовского сельского поселения отсутствуют, что подтверждается показаниями представителя ответчика, то участие истца в указанной программе возможно по основанию проживания в помещении, подпадающем под данную категорию. Участие в программе носит заявительный характер. Как установлено в судебном заседании истец обратился с указанным заявлением в органы местного самоуправления. Возражений со стороны администрации о правомерности участия истца в программе нет. Тем самым, требования истца о признании за ним права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и обязании ответчиков по обеспечению данным жильем, по тем основаниям, которые им заявлены в суд, удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Отказать в удовлетворении требований Бобрышевой Л.И. к администрации Азовского сельского поселения АННМР Омской области, Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Омский областной суд через Азовский районный суд Омской области в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Судья А.А. Кулешов
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.