Решение по иску Урбанова И.М. к администрации Азовского ННМР о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения



                                Дело № 2-192/2011Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Азовский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Кулешова А.А.,

при секретаре Грановской Л.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Азово 19.05.2011 года дело по иску Урбанова И.М. к администрации Азовского сельского поселения АННМР Омской области, Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с указанным иском, в обоснование указал, что в 1996 г. по распоряжению главы администрации он и члены его семьи вселены в блок-контейнер, расположенный по адресу с. Азово-1, Азовского немецкого национального района Омской области, с заключением договора аренды жилого контейнера, с этого времени они зарегистрированы по месту жительства, с 2005 года состоят на очереди нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. По заключению межведомственной комиссии контейнер признан непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу. Просит признать право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, поскольку помещение, в котором он и члены его семьи проживают, представляет угрозу для жизни и здоровья граждан как не отвечающее санитарным и техническим требованиям, также просит обязать ответчиков предоставить жилое помещение по договору социального найма.

В судебном заседании истец настаивает на заявленных требованиях, поясняет, что сначала был заселен в контейнер , а затем переселен в два вагона контейнерного типа, соединённых в один блок под , где и проживает в настоящее время со своей семьёй, другого жилья не имеет. Обращался к Фонду Азово с заявлениями о проведении ремонта блока-контейнера, по возможности, ремонт производился. Низкая температура в жилом помещении связана и с высокими расходами по оплате за потребляемую электроэнергию, необходимостью экономить.

Представитель администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области по доверенности Ильчук Н.Н. исковые требования признает в полном объеме, при этом поясняет, что истец зарегистрирован и проживает в блоке-контейнере (вагончике), состоит на очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, вагон находится в аварийном состоянии, что подтверждено заключением межведомственной комиссии. В 2010 году вагоны переданы в муниципальную собственность договором пожертвования из собственности «Фонда Азово». Указанные вагончики поступили в район в качестве гуманитарной помощи. Постановлением Администрации Азовского ННМР Омской области № 910 от 15.09.2009 г. утверждены долгосрочные целевые программы района, в том числе долгосрочная целевая программа «Жилище 2010-2015 годы». Постановлением Администрации Азовского ННМР Омской области № 251 от 04.04.2011 г. внесены изменения в указанную долгосрочную целевую программу, предусмотрено софинансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также строительство малоэтажных жилых домов для расселения граждан из помещений, предназначенных для временного проживания. Изменения внесены в связи с принятием постановления Правительства Омской области № 43-п от 24 марта 2011 года «Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие жилищного строительства на территории Омской области (2011-2015 годы)», где предусмотрено переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проведение капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилых домов, а также строительство малоэтажных жилых домов для расселения граждан из помещений предназначенных для временного проживания. Решением Совета Азовского ННМР Омской области № 14-113 от 26.04.2011 г. утверждено соглашение между органами местного самоуправления Азовского сельского поселения и органами местного самоуправления Азовского ННМР Омской области о передаче осуществления части своих полномочий - в части организации строительства малоэтажных домов для расселения граждан (жителей контейнерных городков «Азово-1» и «Азово-4») из помещений, предназначенных для временного проживания в рамках реализации долгосрочной целевой программы Азовского ННМР Омской области «Жилище на 2010-2015 годы». Кроме того, Постановлением Правительства Омской области № 79-п от 04.05.2011 г. внесены изменения в постановление правительства Омской области от 23 марта 2011 года № 42-п. в разделе строительство малоэтажных жилых домов для расселения граждан из помещений, предназначенных для временного проживания указано: строительство жилого квартала «Азово-1» в с. Азово, указана сумма субсидии 30 млн. рублей. Иные помещения, предназначенные для временного проживания, кроме блок-контейнеров, на территории Азовского района отсутствуют.

Представитель администрации Азовского сельского поселения в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные исковые требования не признают, предоставлен отзыв, в котором указано, что Администрация Азовского сельского поселения является ненадлежащим ответчиком. Вагон контейнерного типа, в котором проживает истец, исходя из ст. 16 ЖК РФ, не может быть признан жилым помещением. По смыслу искового заявления и приложенных к нему документов указанный контейнерный вагон является помещением, предназначенным для временного проживания. Азовское сельское поселение не имеет в собственности объектов жилого фонда, поэтому не имеет возможности предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма не вне очереди, ни на общих основаниях. В связи с чем, между Администрацией Азовского сельского поселения и Администрацией Азовского ННМР Омской области заключено соглашение о передаче полномочий, предусмотренных п. 6 ст. 14 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», а именно: организация строительства малоэтажных жилых домов для расселения граждан (жителей контейнерных городков «Азово-1» и «Азово-4» из помещений, предназначенных для временного проживания.

Третье лицо Урбанова В.Н. поддерживает требования заявленные истцом.

Выслушав доводы сторон, третье лицо, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд считает, что требования истца удовлетворению не подлежат.

Из материалов, представленных в судебное заседание, пояснений представителя ответчика следует, что блок-контейнеры, предназначенные для проживания (укомплектованные мебелью и постельными принадлежностями), поставлены в качестве гуманитарной помощи германской стороной с целью оказания поддержки российским немцам. Сведений о постановке на баланс блок-контейнеров в Администрацию района в архивных данных нет. В то же время, согласно акту от 15.10.1992 года произведён отвод земельного участка для проектирования и строительства временного контейнерного городка. На основании распоряжения № 30 от 19.10.1992 года земельный участок предоставлен Азовскому ПОКХ в бессрочное (постоянное) пользование для проектирования и строительства временного контейнерного городка. Администрация района распорядилась указанными блок-контейнерами, передав их по акту передачи на баланс общественного фонда социально-экономического развития благотворительной и гуманитарной помощи Азовского немецкого национального района Омской области «Азово» (фонд «Азово ) постановлением главы администрации № 578/1 от 16.06.95 г. Однако, вселение в блок-контейнеры продолжало осуществляться на основании распоряжения главы администрации района, с выдачей ордера.

После вступления 01 марта 2005 г. в законную силу нового Жилищного кодекса РФ, с истцом заключен договор аренды жилого контейнера. В договоре указано, что он регулирует правоотношения, связанные с владением и пользованием жилым вагоном контейнерного типа, предоставленного Урбанову И.М. 03.12.1996 года. Истец зарегистрирован по адресу Азово-1-119 с 1996 года.

Согласно ч. 1, 3 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Согласно ст. 4 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент возникших правоотношений, находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд.

Согласно ст. 7 ЖК РСФСР жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений.

Как установлено в судебном заседании, истец вселен в указанный блок-контейнер в соответствии со ст.ст. 28-31 ЖК РСФСР, зарегистрирован по месту своего постоянного жительства, в похозяйственных книгах сельского поселения значится как самостоятельное хозяйство, оплата жилищно-коммунальных услуг производится в соответствии с установленными тарифами для населения на территории района по лицевым счетам. Блок-контейнер оснащен инженерными сетями: водопроводом, электроснабжением, канализацией; теплоснабжение производится автономно путем установки электрообогревателей. То есть истцу было передано жилое помещение, которое он оплачивал, как наниматель

В связи с тем, что действующим жилищным законодательством не предусмотрено понятие «помещение, предназначенное для временного проживания», в данном случае следует применить ст. 7 ЖК РФ (аналогия закона). С учётом сложившихся правоотношений, отношения, связанные с использованием истцом указанного помещения, следует расценивать как жилищно-правовые.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Постановлением главы администрации района № 777 от 07.11.2005 г. истец поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и по состоянию на 31.03.2011 г. значится под № 85 в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно п.1, 8, 9, ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления отнесен учёт муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Постановлением главы администрации района № 1052 от 15.11.2010 г. «О создании комиссии по приемке контейнерных городков в собственность Азовского немецкого национального муниципального района Омской области» блок-контейнеры переданы в муниципальную собственность.

Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту, реконструкции не подлежат.

Согласно п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Согласно п. 43 Положения межведомственная комиссия при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом, кроме параметров микроклимата помещения, проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, а также месторасположения жилого помещения.

Оценку соответствия жилых домов (жилых помещений) установленным требованиям проводит межведомственная комиссия, которая по результатам своей работы принимает решение в виде заключения о признании жилых домов (жилых помещений) пригодными либо непригодными для проживания, либо пригодными для проживания после проведения капитального ремонта (пункты 42-48 Положения). Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

Заключением межведомственной комиссии контейнер признан непригодным для постоянного проживания и подлежит сносу в связи с несоответствием данного помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, а именно, параметры микроклимата не соответствуют СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям».

Однако, данное заключение сделано на основании измерений температуры воздуха и его влажности. При этом, фактическая температура воздуха указана от 13,7 до 13,8 градусов по Цельсию, при допустимой 19-23 градусов. Влажность воздуха указана 35,3 % при допустимой до 60 %. Больше никаких измерений не проводилось.

Свидетель Ш. показала, что производила замеры в блок-контейнере, микроклимат не соответствует требованиям СанПиНа только по температурному режиму.

Истец показал в судебном заседании, что можно повысить температуру в блок-контейнере, но это приведёт к дополнительным расходам по оплате электроэнергии, утеплению вагона.

Выводы межведомственной комиссии основаны лишь на несоответствии микроклимата в помещении нормам СанПиНа.

Заключения иных органов, как и акты обследования помещения, необходимые для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в вышеуказанном Положении требованиям отсутствуют. Доказательств угрозы жизни и здоровья граждан, проживающих в блок-контейнере, суду не представлено.

В судебное заседание предоставлено два заключения межведомственной комиссии. В первоначальном решении от 25.02.2011 г. комиссия ссылается на недействующие нормы СанПиНа, в последующем, в нарушение требований п. 47 Положения заключение от 28.02.2011 г. подписано председателем и одним членом комиссии, подписи других членов - 4, отсутствуют. Каких-либо особых мнений в письменной форме суду не представлено.

Свидетель Б., как председатель межведомственной комиссии показал, что считает данные заключения не в полной мере соответствующие закону, так как блок-контейнеры не являются многоквартирным домом. Признание за истцом права на внеочередное предоставление жилья, обеспечит включение его в программу Омской области по расселению граждан из помещений, предназначенных для временного жилья, поскольку есть другие внеочередники: граждане проживающие в ином аварийном жилье (около 141 семьи), погорельцы (около 17 семей). Азовский ННМР участвует в областной программе по строительству малоэтажных домов для расселения граждан из помещений, предназначенных для временного проживания. На строительство жилого квартала «Азово-1» в с. Азово выделена субсидия в 30 млн. рублей. В программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проведение капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилых домов» район не участвует.

В соответствии с п. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В судебное заседание представлен список граждан, имеющих аварийное, ветхое жилье и состоящих на учете на внеочередное получение жилья в Азовском сельском поселении, удовлетворение требований истца повлечет ущемление прав данных граждан.

Постановлением Правительства Омской области № 43-п от 24.03.2011 г. утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие жилищного строительства на территории Омской области (2011-2015гг)».

Согласно подразделу 3.2 Приложения к постановлению Правительства Омской области от 23.03.2011 г. № 42-п о распределений субсидий местным бюджетам на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности для строительства малоэтажных жилых домов для расселения граждан из помещений, предназначенных для временного проживания Азовскому немецкому национальному муниципальному району с целью строительства жилого квартала «Азово-1» в с. Азово выделяются субсидии в размере 30 млн. рублей.

Поскольку иные помещения, предназначенные для временного проживания, кроме блок-контейнеров, на территории Азовского сельского поселения отсутствуют, что подтверждается показаниями представителя ответчика, то участие истца в указанной программе возможно по основанию проживания в помещении, подпадающем под данную категорию. Участие в программе носит заявительный характер. Как установлено в судебном заседании истец обратился с указанным заявлением в органы местного самоуправления. Возражений со стороны администрации о правомерности участия истца в программе нет.

Тем самым, требования истца о признании за ним права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и обязании ответчиков по обеспечению данным жильем, по тем основаниям, которые им заявлены в суд, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении требований Урбанову И.М. к администрации Азовского сельского поселения АННМР Омской области, Администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Омский областной суд через Азовский районный суд Омской области в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

    

Судья          А.А. Кулешов