2-249/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с.Азово Омской области 11 мая 2011 года Азовский районный суд Омской области в составе: председательствующего судьи Фенглера И.В., с участием прокурора Арсанукаева А.Р., при секретаре Логиновой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Азово дело по иску прокурора Азовского района Омской области к муниципальному учреждению культуры «Азовский районный историко-краеведческий музей», администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области (администрации Азовского ННМР), отделу культуры Азовского ННМР о признании незаконным бездействия МУК «Азовский районный историко-краеведческий музей», администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области (администрации Азовского ННМР), отдела культуры Азовского ННМР по устранению нарушений требований правил пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Азовского района Омской области обратился в суд с иском к МУК «Азовский районный историко-краеведческий музей», администрации Азовского ННМР, отделу культуры Азовского ННМР о признании незаконным бездействия МУК «Азовский районный историко-краеведческий музей», администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области (администрации Азовского ННМР), отдела культуры Азовского ННМР по устранению нарушений требований правил пожарной безопасности, согласно которому в результате проверки исполнения Правил пожарной безопасности МУК «Азовский районный историко-краеведческий музей», как в помещении, расположенном в с.Азово, так и в помещениях структурных подразделений музея, расположенных в с.Пришиб, с.Александровка, с.Трубецкое имеют место нарушения требований ППБ, а именно: В здании с помещениями МУК «Азовский районный историко-краеведческий музей» («Азовский музей»), расположенными в с.Пришиб, ул.Южная, д.36-б: на здании не вывешен соответствующий знак направления движения и расстояние к пожарному резервуару (п.90 ППБ 01-03); план эвакуации не соответствует требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2002., п.16 ППБ 01-03; в нарушение п.6.13* СНиП 21-01-97* с этажа здания отсутствует второй эвакуационный выход (п.3, п.51 ППБ 01-03); помещение здания не обеспечено первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) (п.108, п.12 приложения 3 ППБ 01-03); электрические светильники в первом зале не закрыты колпаками, предусмотренными конструкцией светильников (п.60 ППБ 01-03); электрические светильники в общем коридоре не закрыты колпаками, предусмотренными конструкцией светильников (п.60 ППБ 01-03); в оконных проемах здания установлены глухие металлические решетки, выполненные из острых сегментов жатки комбайна (п.40 ППБ 01-03); помещение здания не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации в соответствии с требованиями п.12.48 НПБ 88-2001 «Установка пожаротушения и сигнализации. Нормы на правила проектирования», а именно: не обеспечена раздельная передача извещения о пожаре и о неисправности в помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений. Помещение, где установлен приемно-контрольный прибор, не оборудовано охранной сигнализацией и не защищено от несанкционированного доступа (п.3 ППБ 01-03). В здании с помещениями МУК «Азовский музей», расположенном в с.Александровка, ул.Советская, д.49: на здании не вывешен соответствующий знак направления движения и расстояние к пожарному гидранту (п.90 ППБ 01-03); план эвакуации не соответствует требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2002., п.16 ППБ 01-03; помещение здания не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации в соответствии с требованиями п.12.48 НПБ 88-2001 «Установка пожаротушения и сигнализации. Нормы на правила проектирования», а именно: не обеспечена раздельная передача извещения о пожаре и о неисправности в помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений. Помещение, где установлен приемно-контрольный прибор, не оборудовано охранной сигнализацией и не защищено от несанкционированного доступа (п.3 ППБ 01-03). В здании с помещениями МУК «Азовский музей», расположенном в с.Трубецкое, ул.Молодежная, д.14-а: Не предусмотрено (запроектировано в проектной организации) наружное противопожарной водоснабжение, для целей пожаротушения п.1.1, п.2.11-1 СНиП 2.04.02-84 «Правила пожарной безопасности в РФ». Здание не в полном объеме обеспечено первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) (п.108, п.12 приложения-3 ППБ 01-03); план эвакуации не соответствует требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2002., п.16 ППБ 01-03; створка двустворчатой двери эвакуационного выхода из помещения музея непосредственно наружу забита на гвозди, что фактически уменьшает ширину эвакуационного выхода в свету до 0,65 м (п.52, п.53 ППБ 01-03); вторая дверь эвакуационного выхода открывается не по направлению выхода из здания, п.51, П.52 ППБ 01-03; помещение здания не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации в соответствии с требованиями п.12.48 НПБ 88-2001 «Установка пожаротушения и сигнализации. Нормы на правила проектирования», а именно: не обеспечена раздельная передача извещения о пожаре и о неисправности в помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений. Помещение, где установлен приемно-контрольный прибор, не оборудовано охранной сигнализацией и не защищено от несанкционированного доступа (п.3 ППБ 01-03). В здании с помещениями МУК «Азовский музей», расположенном в с.Азово, ул.1 Мая, д.19: план эвакуации не соответствует требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2002., п.16 ППБ 01-03; в нарушение п.6.13* СНиП 21-01-97* с этажа здания отсутствует второй эвакуационный выход (п.3, п.51 ППБ 01-03); В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объеме, пояснив, что для исполнения требований федерального законодательства МУК «Азовский районный историко-краеведческий музей» администрации Азовского ННМР необходимо создать условия для соблюдения федерального законодательства, требующего соблюдения Правил пожарной безопасности, обеспечения безопасности граждан. Представитель администрации Азовского ННМР по доверенности Иванов В.И. исковые требования не признал, пояснив, что администрация Азовского ННМР является ненадлежащим ответчиком, так как не является учредителем МУК «Азовский районный историко-краеведческий музей». Учредителем является Комитет по культуре Азовского ННМР. Руководитель отдела культуры Азовского ННМР Федоров Л.П. пояснил суду, что Комитета по культуре Азовского района, как юридического лица в настоящее время не существует. Комитет по культуре в едином государственном реестре юридических лиц, как юридическое лицо с марта 2011 года не значится. С марта 2011 года комитет по культуре перестал быть юридическим лицом и является отделом культы администрации Азовского ННМР. Руководитель МУК «Азовский районный историко-краеведческий музей» Соколова Ю.А. пояснила суду, что с исковыми требованиями не согласна. Нарушения, выявленные при проведении проверки, действительно имеют место. Однако, у музея нет средств для их устранения. В бюджете Азовского района заложены лишь средства на содержание музея. Заслушав прокурора, поддержавшего исковые требования, представителей ответчиков, не согласившихся с иском, изучив, представленные сторонами документы, суд приходит к следующему. Согласно ст.2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные и правовые акты, а также законы и иные нормативные и правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. В соответствии с п.1 Правил пожарной безопасности в РФ, утв. приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 313, настоящие правила пожарной безопасности РФ (Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. П.4 Правил предусмотрено, что руководители организации, индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в т.ч. их вторичных проявлений. В силу п.2 Правил их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Согласно ч.7 ст.161 Бюджетного кодекса РФ, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение. В силу п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст.51 указанного Закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом. Оценивая вышеизложенное в совокупности, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Не включение в бюджет муниципального образования расходов на создание условий для деятельности МУК «Азовский районный историко-краеведческий музей» не является основанием для несоблюдения федерального законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности. Таким образом, в связи с установленными в судебном заседании юридически значимыми фактами, нарушения требований Правил пожарной безопасности в помещениях МУК «Азовский районный историко-краеведческий музей», создающих угрозу безопасности находящихся в помещениях граждан, суд считает, что имеются достаточные основания для удовлетворения исковых требований прокурора. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, ст.199, ст.209, ст.234, ст.235 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Азовского района Омской области к МУК «Азовский районный историко-краеведческий музей», администрации Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, отделу культуры Азовского ННМР о признании незаконным бездействие по неустранению нарушений требований пожарной безопасности в помещениях расположенных в с.Азово, ул.1 Мая, д.19, в с.Трубецкое, ул.Молодежная, д.14-а, в с.Пришиб, ул.Южная, д.36-б, в с.Александровка, ул.Советская, д.49 удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Азовского ННМР, отдела культуры Азовского ННМР, МУК «Азовский районный историко-краеведческий музей» по неустранению нарушений требований пожарной безопасности в помещениях расположенных в с.Азово, ул.1 Мая, д.19, в с.Трубецкое, ул.Молодежная, д.14-а, в с.Пришиб, ул.Южная, д.36-б, в с.Александровка, ул.Советская, д.49. Обязать МУК «Азовский районный историко-краеведческий музей», администрацию Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, отдел культуры Азовского ННМР устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно: В здании с помещениями МУК «Азовский районный историко-краеведческий музей» («Азовский музей»), расположенными в с.Пришиб, ул.Южная, д.36-б: на здании вывесить соответствующий знак направления движения и расстояние к пожарному резервуару (п.90 ППБ 01-03); изготовить и вывесить план эвакуации соответствующий требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2002., п.16 ППБ 01-03; с этажа здания сделать второй эвакуационный выход (п.3, п.51 ППБ 01-03); помещение здания обеспечить первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) (п.108, п.12 приложения 3 ППБ 01-03); электрические светильники в первом зале закрыть колпаками, предусмотренными конструкцией светильников (п.60 ППБ 01-03); электрические светильники в общем коридоре закрыть колпаками, предусмотренными конструкцией светильников (п.60 ППБ 01-03); в оконных проемах здания убрать металлические решетки, выполненные из острых сегментов жатки комбайна; помещение здания оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации в соответствии с требованиями п.12.48 НПБ 88-2001 «Установка пожаротушения и сигнализации. Нормы на правила проектирования» (п.3 ППБ 01-03). В здании с помещениями МУК «Азовский музей», расположенном в с.Александровка, ул.Советская, д.49: на здании вывесить соответствующий знак направления движения и расстояние к пожарному гидранту (п.90 ППБ 01-03); изготовить и вывесить план эвакуации соответствующий требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2002., п.16 ППБ 01-03; помещение здания оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации в соответствии с требованиями п.12.48 НПБ 88-2001 «Установка пожаротушения и сигнализации. Нормы на правила проектирования», обеспечивающим раздельную передачу извещения о пожаре и о неисправности в помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений. Помещение, где установлен приемно-контрольный прибор, не оборудовано охранной сигнализацией и не защищено от несанкционированного доступа (п.3 ППБ 01-03). В здании с помещениями МУК «Азовский музей», расположенном в с.Трубецкое, ул.Молодежная, д.14-а: Обеспечить наружное противопожарное водоснабжение, для целей пожаротушения п.1.1, п.2.11-1 СНиП 2.04.02-84 «Правила пожарной безопасности в РФ». Здание в полном объеме обеспечить первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) (п.108, п.12 приложения-3 ППБ 01-03); Изготовить и вывесить план эвакуации соответствующий требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2002., п.16 ППБ 01-03; створку двустворчатой двери эвакуационного выхода из помещения музея непосредственно наружу освободить от гвоздей; вторая дверь эвакуационного выхода переделать для открывания по направлению выхода из здания, п.51, П.52 ППБ 01-03; помещение здания оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации в соответствии с требованиями п.12.48 НПБ 88-2001 «Установка пожаротушения и сигнализации. Нормы на правила проектирования», обеспечив раздельную передачу извещения о пожаре и о неисправности в помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений. Помещение, где установлен приемно-контрольный прибор, не оборудовано охранной сигнализацией и не защищено от несанкционированного доступа (п.3 ППБ 01-03). В здании с помещениями МУК «Азовский музей», расположенном в с.Азово, ул.1 Мая, д.19: Изготовить и вывесить план эвакуации соответствующий требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2002., п.16 ППБ 01-03; с этажа здания сделать второй эвакуационный выход (п.3, п.51 ППБ 01-03). Взыскать в солидарном порядке с администрации Азовского ННМР Омской области, отдела культуры Азовского ННМР Омской области, МУК «Азовский районный историко-краеведческий музей» госпошлину в госдоход в сумме 200 руб. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Азовский районный суд в течение десяти дней. Председательствующий судья И.В.Фенглер