Решение по иску Меркулова Н.И. к МП `Земельный кадастровый отдел` Азовского района о признании недействительным свидетельства о регистрации права и компенсации морального вреда



Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

22 июля 2011 года        с. Азово

Азовский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Иордан Н.А.,

при секретаре Демьяновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Меркулова Н.И. к муниципальному предприятию «Земельный кадастровый отдел» Азовского немецкого национального муниципального района Омской области о признании недействительными свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, находящийся в общей долевой собственности, об обязании произвести межевание земельного участка общей площадью 68,1 га и взыскании компенсации морального вреда в размере 150 000 рублей,
у с т а н о в и л :
Меркулов Н И. обратился в суд с иском к муниципальному предприятию «Земельный кадастровый отдел» Азовского немецкого национального муниципального района Омской области о признании недействительными свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, находящийся в общей долевой собственности, об обязании ответчика произвести межевание земельного участка общей площадью 68,1 га и взыскании компенсации морального вреда в размере 150 000 рублей, указывая на то, что имеет в собственности 4 земельные доли по 7,8 га каждая, в настоящее время он желает выделить их в участок. Однако, обратившись к ответчику, последний произвел межевание земельного участка общей площадью 30,8 га, что не соответствует действительности, поскольку, исходя из данных, указанных в справке директора АОЗТ «Трубецкое», в 1998 г. общая площадь посевов составляла 2600 га, количество долей в настоящее время составляет 153, количество дольщиков - 82 человека, тем самым, земельная доля должна соответствовать примерно 17 га, а, следовательно, при межевании земельного участка ему должно быть выделено 68,1 га. Учитывая, что при межевании земельного участка учитывались количество площади, количество долей и сособственников, исходя из свидетельств о государственной регистрации права, выданных 23.04.2008 г. и 15.08.2007 г., то их следует признать недействительными. Кроме того, из-за грубого отношения со стороны ответчика, у него ухудшилось состояние здоровье, в связи с этим просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 150 000 рублей.
В судебном заседании истец настаивает на заявленных исковых требованиях, направленных к муниципальному предприятию «Земельный кадастровый отдел» Азовского немецкого национального муниципального района Омской области.
Представитель ответчика Швердт Д.В. исковые требования не признает, пояснив, что межевание земельного участка производилось на основании заявления Меркулова Н.И. и в соответствии с количеством его долей.
Представитель Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно свидетельству на право собственности на землю от 09.02.95 г. Меркулов Н.И. приобрел право собственности на землю сельскохозяйственного назначения общей площадью 7,8 га. В последующем, по договорам купли-продажи от 25.05.2000 г., от 06.03.2002 г., от 20.03.2003 г. истец приобрел три земельные доли, площадью 7,8 га каждая, не выделенные в натуре.
Тем самым, исходя из договоров купли-продажи и свидетельства на право собственности на землю, Меркулов Н.И. является собственником 4 долей общей площадью 31,2 га (4 х 7,8 га).
В силу ст. 79 Земельного кодекса РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Порядок выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения установлен ст. 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Участник долевой собственности вправе требовать выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для создания и расширения личного подсобного хозяйства и крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду.
Как установлено в судебном заседании, Меркулов Н.И. обратился в муниципальное предприятие «Земельный кадастровый отдел» и заключил 03.12.2009 г. договор на выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка. Согласно п. 1.1 договора подрядчик обязуется выполнить кадастровые работы в соответствии с заданием заказчика, изготовить по установленной форме и передать заказчику межевой план земельного участка, а заказчик обязуется принять межевой план объекта и оплатить выполненные кадастровые работы: 30,8 га, на территории Александровского сельского поселения Азовского района Омской области.

Как следует из представленного межевого плана, ответчик свои обязательства по договору выполнил, произведя межевание земельного участка общей площадью 30,8 га.

В соответствии со ст. 79 Земельного кодекса РФ в состав земель сельскохозяйственного назначения входят пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).

Из показаний представителя ответчика следует, что по решению общего собрания, сособственники земельного участка определили размер пашни - 7,7 га, одновременно 0,1 га отнесены к пастбищам. При межевании земельного участка, принадлежащего истцу, общая площадь определялась исходя из площади пашни - 30,8 га (7,7 га х 4 доли), поскольку общим собранием сособственников не определены первоочередные массивы из земель, занимаемых пастбищами, для желающих выделить из них земельные участки.
Данное обстоятельство подтверждается представленными в судебное заседание пояснительной запиской и соглашением об определении долей в общей долевой собственности на земельный участок, где участок единого землепользования указан площадью 1293,6 га как пашни сельхозугодий.
На основании данного соглашения 23.04.2008 г. истцу выдано свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок площадью 1293,6 га, находящегося в общей долевой собственности, из которых 4/168 доли принадлежат на праве собственности Меркулову Н.И.
Одновременно свидетельства о государственной регистрации права, выданные истцу ранее с указанием площади земельной доли в размере 7,8 га каждая, не погашены и имеют соответствующую отметку, что подтверждает показания представителя ответчика о том, что земельный участок в размере 0,4 га (0,1 га от каждой из 4 долей), относящийся к пастбищам, может быть также выделен собственником с соблюдением установленного действующим земельным законодательством порядка выдела.
Тем самым, при межевании земельного участка, принадлежащего Меркулову Н.И., ответчиком правомерно принято во внимание свидетельство о государственной регистрации права, выданное 23.04.2008 г., в котором верно определена доля в праве общей долевой собственности и соответствует фактическому правообладанию общей площади 30, 8 га (1293,6 га : 168 х 4). Основания для признании данного свидетельства недействительным отсутствуют.
Кроме того, из материалов дела следует, что территориальным отделом УФРС по Омской области 15.08.2007 г. зарегистрировано за истцом право собственности на 4/96 доли в земельном участке на основании соглашения участников общей долевой собственности, в котором ошибочно вместо 168 долей указывалось 96, что повлекло необоснованное увеличение размера находящихся у собственников земельных долей. В последующем, на основании дополнительного соглашения сособственников земельных долей Азовским отделом УФРС по Омской области в государственный реестр внесены уточненные сведения о размере принадлежащих земельных долей и 23.04.2008 г. истцу выдано другое свидетельство о государственной регистрации права на 4/168 доли. Одновременно свидетельство о государственной регистрации права, выданное 15 августа 2007 г., погашено, о чем свидетельствует соответствующая отметка. Кроме того, по данному факту прокуратурой области проводилась проверка по обращению Меркулова Н.И., где также имеется ссылка об ошибочном указании доли истца и приведении ее в соответствие с фактическими данными.
Поскольку свидетельство о государственной регистрации права от 15 августа 2007 г. погашено, то не имеются основания признавать его недействительным ввиду отсутствия юридической силы данного правоустанавливающего документа. Также в судебном заседании достоверно установлено, что указанное свидетельство при межевании земельного участка истца не учитывалось и во внимание не принималось.
Тем самым, материалами дела полностью подтверждается наличие в собственности у Меркулова Н.И. четырех земельных долей, соответствующих общей площади 31, 2 га, из которых 30,8 га - пашни, 0,4 га - пастбища. Других документально подтверждающих доказательств о наличии в собственности истца земель сельскохозяйственного назначения в размере 68,1 га. суду не представлено.
Ссылка истца на то, что общая площадь земельного участка сособственников должна соответствовать 2600 га, а не 1293,6 га, как указано в свидетельстве о государственной регистрации права от 15.08.2008 г., несостоятельна. В обоснование своих доводов Меркулов Н.И. предоставляет справку, выданную директором АОЗТ «Трубецкое» в 1998 г., где указано, что структура посевов в акционерном обществе следующая: зерновые - 1200 га, кукуруза - 140 га, многолетние травы - 605 га, пары - 655 га (1200+140+605+655 = 2600 га). Однако истцом не учитывалось, что за период с 1998 г. по 2011 г. граждане, имеющие земельные доли, выделяли их в земельные участки, передав, в последующем, в аренду либо в связи с организацией крестьянского (фермерского) хозяйства и за счет чего произошло уменьшение как общей площади, так и количества дольщиков, что также подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданные истцу на приобретаемые им доли.

Кроме того, суд не может согласиться с доводами истца о взыскании с ответчика суммы 150 000 руб. за причинение ему морального вреда. В соответствии с требованиями ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В судебном заседании установлено, что межевой план выполнен в соответствии с представленными Меркуловым Н.И. документами, подтверждающими его право собственности на земельный участок, и межевание произведено согласно той площади земельного участка, которая в действительности является собственностью истца. Каких-либо незаконных действий со стороны муниципального предприятия «Земельный кадастровый отдел» при межевании земельного участка судом не установлено, обязательства по договору на выполнение кадастровых работ ответчиком выполнены в полном объеме.

Кроме того, истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о причинной связи между действиями ответчика и ухудшением здоровья у истца.

При указанных выше обстоятельствах в исковых требованиях Меркулова Н.И. следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Отказать Меркулову Н.И. в исковых требованиях к муниципальному предприятию «Земельный кадастровый отдел» Азовского немецкого национального муниципального района Омской области о признании недействительными свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, находящийся в общей долевой собственности, об обязании произвести межевание земельного участка общей площадью 68,1 га и взыскании компенсации морального вреда в размере 150 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Азовский районный суд в течение десяти дней.
Судья         Иордан