решение о признании незаконным бездействия администрации, обязании принять меры по формированию земельного участка



                                       № 2-672/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Азово Омской области                 10.08.2012 года

Азовский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Кулешова А.А.,

при секретаре Грановской Л.Б., рассмотрев в открытом заседании дело по исковому заявлению Берестова О.В. к Администрации Азовского ННМР Омской области о признании незаконным бездействия Администрации Азовского ННМР Омской области, обязании принять меры по формированию земельного участка, предоставить акт выбора земельного участка, утвердить проект границ земельного участка, присвоить кадастровый номер земельному участку, заключить договор аренды земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Берестов О.В. обратился в суд с названным иском указывая на то, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от 31.08.2011 г. он является собственником недвижимого имущества - здания производственного комплекса, назначение нежилое, общей площадью 781,59 кв.м., со степенью готовности 29 %, с местоположением: Омская область ..., кадастровый номер: 55-55-02/015/2011-... В соответствии с предоставленным ст. 31 ЗК РФ физическим и юридическим лицам правом на обращение с заявлением о предоставлении земельного участка 16.04.2012 г. он обратился в Администрацию Азовского ННМР Омской области с заявлением о предоставлении на основании договора аренды земельного участка, площадью 7 га, на котором будут расположены здания производственно-складского комплекса, но в течение установленного ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» № 59-ФЗ тридцатидневного срока ответ предоставлен не был. Земельный участок может выступать в качестве объекта аренды по договору при наличии в договоре сведений о размере земельного участка и приложении к договору его кадастрового плана с описанием границ. Кадастровый учёт земельного участка, в отношении которого заявлены требования о понуждении к заключению договора аренды, не производился. Для осуществления предоставленного ЗК РФ правом на предоставление земельного участка, на территории которого находится производственный комплекс, просит признать незаконным бездействие Администрации Азовского ННМР Омской области, выразившееся в отсутствии ответа на поданное заявление о выборе земельного участка для строительства производственно-складских помещений, в установленный законом срок; возложить на Администрацию АННМР обязанность принять меры по формированию земельного участка, на территории которого располагается производственно-складской комплекс, а именно: предоставить акт выбора земельного участка и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для строительства производственно-складских помещений; утвердить проект границ земельного участка; присвоить кадастровый номер земельному участку, на территории которого располагается производственно-складской комплекс; обязать Администрацию Азовского ННМР заключить с Берестовым О.В. договор аренды на образованный участок сроком на 50 лет.

Берестов в судебное заседание не прибыл, надлежаще извещён о месте и времени судебного слушания.

Представитель Берестова О.В. по ордеру на основании соглашения Мотовилов А.Н. уточнил требование в части признания незаконным бездействия Администрации Азовского ННМР Омской области, выразившиеся в непринятии решения по заявлению Берестова О.В. о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Кроме того, просит обязать ответчика принять меры по формированию земельного участка, предоставить акт выбора земельного участка, утвердить проект границ земельного участка, присвоить кадастровый номер земельному участку, заключить договор аренды земельного участка. По существу заявленных требований пояснил, что Берестов О.В. является собственником недвижимости, которую приобрёл по договору купли-продажи. Право собственности Берестова О.В. на незавершённый строительством производственный объект не оспорено. В связи с тем, что строительство объекта незавершенно, Берестов О.В. для получения земельного участка в аренду, согласно ЗК РФ, обратился в администрацию района с заявлением произвести выбор земельного участка для строительства производственно-складских помещений, общей площадью 7 га, указав испрашиваемое право на земельный участок - аренда. Берестов О.В. избрал такой способ для получения земельного участка в аренду, учитывая состояние приобретённого им объекта и планы строительства производственно-складского комплекса. Несмотря на то, что у данного земельного участка был кадастровый номер, границы земельного участка не установлены, кадастровый план с описанием границ отсутствует, на кадастровом учёте участок не стоит. Берестов О.В. рассчитывает на предоставление в аренду земельного участка площадью 7 га, так как предыдущему собственнику участок указанной площадью предоставлялся в бессрочное пользование для ведения производственной деятельности. В любом случае, каким бы путём не ставить вопрос о приобретении права на земельный участок (через строение; через разрешение на строительство) необходима схема расположения земельного участка на кадастровом плане, проведение кадастровых работ и осуществление кадастрового учёта. Заявление о выборе земельного участка выполнено на стандартном бланке, указано, что земельный участок испрашивается в аренду, общей площадью 7 га для строительства производственно-складских помещений. К заявлению приложен план строительства производственно-складского комплекса.

Представитель Администрации Азовского ННМР Омской области по доверенности Иванов В.И. иск не признал в полном объёме и пояснил, что Берестову О.В. 15.05.2012 года, за исходящим номером 1010 направлялось письмо, в котором просили уточнить наименование производства, которое предполагается развивать на запрашиваемом земельном участке. Данная информация необходима для установления площади земельного участка, санитарно-защитной зоны и соблюдения градостроительных регламентов при размещении производственно-складских помещений, что и было указано в письме. В связи с чем о бездействии администрации района речь идти не может. В течение месяца администрация должна была ответить на обращение Берестова О.В., в течение месяца на обращение Берестова О.В. ответили. Согласно п. 3 ст. 33 ЗК РФ для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утверждёнными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Выслушав доводы представителя заявителя, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

16 апреля 2012 года Берестов О.В. обратился в Администрацию Азовского ННМР Омской области с заявлением произвести выбор земельного участка для строительства производственно-складских помещений, по адресу: ... общей площадью 7 га, испрашиваемое право на земельный участок - аренда. Заявление согласовано с главой сельского поселения Азовского ННМР Омской области. К заявлению приложен план строительства производственно-складского комплекса с площадью участка 7 га.

Письмом от 15 мая 2012 года заместитель Главы Азовского ННМР .... уведомил заявителя о необходимости уточнить наименование производства, которое предполагается развивать на запрашиваемом земельном участке.

Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 Кодекса.

Согласно п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ при предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьёй 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Согласно п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчёты.

Согласно п. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учётом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в её границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

В соответствии с п. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляется актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утверждённые органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

В соответствии с п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, принимают решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Таким образом, бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления.

Срок рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объектов нормами Земельного кодекса не установлен.

В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 г. № 59, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 Закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

В судебном заседании установлено, что Администрация Азовского ННМР в установленные сроки не приняла мотивированного решения, предусмотренного п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ. Письмо, направленное Берестову О.В. 15.05.2012 г., в предпоследний день истечения срока рассмотрения заявления, поданного 16.04.2012 г., не свидетельствует о прекращении бездействия, не исключает возможности его квалификации как незаконного. В связи с чем суд признаёт незаконными бездействия администрации, выразившееся в не рассмотрении заявления Берестова О.А., непринятии решения, предусмотренного п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ.

В связи с тем, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке ст. 30 Земельного кодекса РФ, то выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учёта, осуществляется только после выбора земельного участка и принятия в порядке, установленном ст. 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Земельный участок может выступать в качестве объекта аренды по договору при наличии в договоре сведений о размере земельного участка и приложения к договору его кадастрового плана с описанием границ, что следует из ст. 607 ГК РФ. Обращение с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка возможно только после выполнения работ по установлению границ земельного участка. Принципиальная возможность строительства конкретного объекта, который указан Берестовым О.В. в своём заявлении, на участке, выбранном для строительства, не определена. Решение в порядке п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ не принято.

В связи с чем, в требованиях истца об обязании Администрации Азовского ННМР Омской области предоставить акт выбора земельного участка и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане; утверждении проекта границ земельного участка; присвоении кадастрового номера земельному участку; заключении договора аренды на образованный участок, надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Берестова О.В. к Администрации Азовского ННМР Омской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Азовского ННМР Омской области, выразившееся в непринятии решения по заявлению Берестова О.В. о выборе земельного участка.

Обязать администрацию Азовского ННМР Омской области устранить допущенное нарушение путём принятия в месячный срок с момента вынесения настоящего постановления решения, предусмотренного п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через районный суд в течение тридцати дней с момента изготовления мотивированного решения

Судья          А.А. Кулешов