Дело об возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологических норм



Дело № 2 – 1525

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

26 августа 2010 года Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи - Гильфановой Т.И.,

с участием прокурора - Гатауллина Р.Р.,

при секретаре - Юсуповой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Азнакаевского городского прокурора РТ в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Азнакаевский Горизонт» об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологических норм,

У С Т А Н О В И Л:

Азнакаевский городской прокурор в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к ОАО «Азнакаевский Горизонт» об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологических норм, выявленных по результатам проверки соблюдения ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Проверкой установлено, что основным видом деятельности ОАО «Азнакаевский Горизонт», расположенного на территории промбазы ... РТ, является капитальный ремонт скважин. В процессе деятельности общества образуются выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников: гаража, участка металлообработки, транспорта, сварочного поста, работы на скважинах. На участке металлообработки имеются станки, в процессе эксплуатации которых в атмосферу выбрасывается: железа оксид, пыль абразивная. Выброс осуществляется неорганизованно. На сварочном участке производится сварка и резка металлов с применением штучных электродов, пропан - бутановой смеси, при этом в атмосферу выбрасываются: азота диоксид, железа оксид, марганец, и его соединения, углерода оксид, фтористые соединения газообразные, пыль неорганическая. Выброс осуществляется неорганизованно. При эксплуатации транспорта, т.е. при пуске, прогреве, работе на холостом ходу двигателей, а также при въезде и выезде с территории гаража в атмосферу выбрасываются загрязняющие вещества: азота оксид, азота диоксид, серы диоксид, углерода оксид, бензин. Выброс также неорганизованный. Согласно утвержденному проекту предельно допустимых выбросов в атмосферу ОАО «Азнакаевский Горизонт» относится к предприятиям 3-й категории опасности. При этом деятельность предприятия осуществляется в отсутствие разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта санитарно-защитной зоны предприятия и санитарно - эпидемиологическое заключения. Невыполнение руководством ОАО экологических и санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении хозяйственной деятельности негативно влияет на окружающую среду и здоровье людей, тем самым ущемляется право граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции РФ.

Представитель ответчика, ОАО «Азнакаевский Горизонт», иск признал частично.

Представитель Приикского Территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов заявление прокурора поддержал.

Представители Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РТ в Азнакаевском районе и г. Азнакаево заявление прокурора поддержали.

Суд, выслушав доводы участников процесса, изучив письменные материалы дела, приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что основным видом деятельности ОАО «Азнакаевский Горизонт» является капитальный ремонт скважин. Предприятие располагается в Республике Татарстан, г. ..., ... Ближайшая к производственной площадке жилая зона расположена на расстоянии 370 м в юго-восточном направлении. Нормативная санитарно-защитная зона (СЗЗ) - 100 метров согласно р.4.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 механическая обработка материалов. В санитарно-защитной зоне предприятия отсутствуют лечебные и детские образовательные учреждения, места отдыха населения.

Азнакаевской городской прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением требований природоохранного законодательства проведена проверка соблюдения норм ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в ходе которой установлено, что в процессе деятельности ОАО «Азнакаевский Горизонт» образуются выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников загрязнения, в частности - гаража, участка металлообработки, транспорта, сварочного поста, работы на скважинах. На участке металлообработки имеются станки, в процессе эксплуатации которых в атмосферу выбрасываются: железа оксид, пыль абразивная. Выброс осуществляется неорганизованно. На сварочном участке производится сварка и резка металлов с применением штучных электродов, пропан - бутановой смеси, при этом в атмосферу выбрасываются: азота диоксид, железа оксид, марганец и его соединения, углерода оксид, фтористые соединения газообразные, пыль неорганическая. Выброс осуществляется неорганизованно. При эксплуатации транспорта, т.е. при пуске, прогреве, работе на холостом ходу двигателей, въезде и выезде с территории гаража в атмосферу выбрасываются загрязняющие вещества: азота оксид, азота диоксид, серы диоксид, углерода оксид, бензин. Выброс также неорганизованный. От ... неорганизованных источников загрязнения в атмосферу ответчиком выбрасываются загрязняющие вещества ... наименований в количестве ... г/с и ... т/год. Расчеты концентрации и рассеивания выбросов вредных веществ в атмосферу от источников ОАО «Азнакаевский горизонт» без учета фоновых концентраций показали, что при самых неблагоприятных условиях (одновременность работы всех источников выделения загрязняющих веществ, опасных скоростях и направлениях ветра), максимальные приземные концентрации загрязняющих веществ не превышают 0,28 ПДК на границе нормативной СЗЗ и 0,02 ПДК на границе жилой зоны для всех веществ и групп суммаций.

В соответствии ч. 2 ст. 52 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных, и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно - защитные зоны, в кварталах микрорайонах городских и сельских поселений ­территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования

Согласно п. 3 ст. l6 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно - защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих)• веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организации.

В соответствии с абзацем 8 п. 1 ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух.

Согласно Проекту нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу ОАО «Азнакаевский горизонт» нормативная санитарно-защитная зона определена в 100 метров согласно р.4.1.2 СанПин 2.2.1\2.1.1.1200-03 (механическая обработка материалов).

Протоколом санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта предельно допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу ОАО «Азнакаевский горизонт Номер обезличен от Дата обезличена г. определено, что согласно требованиям СанПин 2.2.1\2.1.1.1200-03 «ССЗ и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» ОАО «Азнакаевский горизонт» относится к объектам Номер обезличен класса опасности, с нормативной СЗЗ 100 м. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от источников, расположенных на территории ОАО «Азнакаевский Горизонт» не создают концентрации загрязняющих веществ, превышающие 1 ПДК и ОБУВ, установленные для населенных мест. По результатам проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ответчика нарушений СанПин 2.1.6.1031-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» и СанПин 2.2.1\2.1.1.1200-03 «ССЗ и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» не выявлено.

Постановлением Главного санитарного врача РФ № 61 от 06.10.2009 года «Об утверждении СанПин 2.2.1\2.1.1.2555-09» внесены изменения № 2 в СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция". Утверждены СанПин 2.2.1/2.1.1.2555-09, которые введены в действие с 1 декабря 2009 года.

В требования санитарных правил по установлению размеров санитарно-защитных зон внесены изменений. В связи с вводом в действие СанПин 2.2.1.\2.1.1.2555-09 Изменение № 2 к СанПин 2.2.1.\2.1.1.1200.03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» для предприятий I\/ и \/ классов опасности, расстояние от которых до нормируемых территорий соответствует ориентировочным санитарно-защитным зонам, размеры санитарно-защитных зон и минимальные разрывы устанавливаются с разделом 7 и приложениями 1-6 к санитарным правилам. Проект санитарно-защитной зоны для указанных объектов не разрабатывается, натурные исследования загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и измерения шума не проводятся, санитарно-эпидемиологическое заключение не выдается.

В случае если размер санитарно-защитной зоны, указанный в классификации для предприятий 4-5 классов, не выдержан, и требуется его сокращение. Для таких объектов процедура установления санитарно-защитной зоны остается без изменений и разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха (окончательная) – на основании результатов натурных наблюдений измерений для подтверждения расчетных параметров (п.п. 2.2, 2.11, 4.3, 4.5).

Натурные исследования и измерения проводятся организациями, аккредитованными в установленном порядке, в соответствии с программой наблюдений, согласованной с Управлением Роспотребнадзора по РТ. Натурные наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха для установления окончательного размера санитарно-защитной зоны проводятся в течение не менее годового периода с отбором проб в различные сезоны года (для предприятий 4-5 класса периодичностью, установленной требованиями п. 4.3 указанных санитарных правил и нормативов). Программа лабораторных наблюдений, согласованная с Управлением Роспотребнадзора по РТ, для установления окончательного размера санитарно-защитной зоны ответчиком не разрабатывалась, и натурные наблюдения и исследования не проводились.

На основании протокола санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта Номер обезличен от Дата обезличена г. «...» территориальным управлением Роспотребнадзора по РТ выдано Санитарно-эпидемиологическое заключение № Номер обезличен от Дата обезличена г., которым удостоверяется, что требования, установленные в проектной документации: Проект нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу ОАО «Азнакаевский Горизонт», соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: СанПин 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест». Срок действия данного заключения, установленный п. 4.3 СанПин 2.2.1\2.1.1.1200-03, на день рассмотрения дела не истек.

При оценке изменений в СанПин и доводов представителя ответчика о том, что эти изменения освобождают ответчика о необходимости разработки проекта санитарно-защитной зоны и получения на него санитарно-эпидемиологического заключения, суд согласен с показаниями представителя Роспотребнадзора о том, что в приведенные выше Федеральные законы подобные изменения не внесены, законы же имеют высшую юридическую силу по сравнению с Правилами.

Представленные суду: проект норматива предельно-допустимых выбросов в атмосферу, протокол санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта предельно допустимых выбросов в атмосферу, санитарно-эпидемиологического заключение, которым удостоверено, что проект нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу у ответчика соответствует СанПин 2.1.6.1032-01, не могут служить доказательством разработки ответчиком проекта организации санитарно-защитной зоны. Сам проект организации санитарно-защитной зоны ответчиком не разработан, доказательств этого суду не представлено. Санитарно-эпидемиологическое заключение об утверждении проекта организации санитарно-защитной зоны ответчиком также не представлено.

Отсутствие в Предписании Приикского ТУ Министерства экологии и природных ресурсов РТ указаний о необходимости разработать проект санитарно-защитной зоны не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления прокурора, т.к. в компетенцию Управления не входит проверка наличия таких проектов и вынесение предписаний об их получении, а только проектов и заключений ПДВ.

Согласно п. 3.10 СанПин 2.2.1\2.1.1.2555-09 в проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены:

- размер и границы санитарно-защитной зоны;

- мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;

- функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

Суд с доводами представителя ответчика о том, что санитарно-эпидемиологическое заключением для предприятий, относящихся к 4 классу опасности, каковым является ответчик, санитарно-эпидемиологическое заключение не выдается, ответчику такое заключение уже выдано и новое заключение может быть выдано через 5 лет, согласиться не может. Поскольку у ответчика проект санитарно-защитной зоны и санитарно-эпидемиологическое заключение по нему вообще отсутствуют, имеется проект предельно-допустимых выбросов в атмосферу, а это не одно и тоже. Поэтому эти доводы нельзя признать состоятельными. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявление прокурора обосновано, подлежит удовлетворению.

В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Т.к. прокурор при подаче заявления от уплаты госпошлины был освобожден, его требования нематериального характера судом удовлетворены, то с ответчика, не освобожденного от уплаты госпошлины, подлежит взысканию госпошлина в доход государства в сумме 4 тыс. руб.

Руководствуясь ст. ст. 194, 196-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Азнакаевского городского прокурора Республики Татарстан к открытому акционерному обществу «Азнакаевский Горизонт» об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологических норм удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Азнакаевский Горизонт» разработать проект организации расчетной санитарно-защитной зоны и получить на него санитарно-эпидемиологическое заключение.

Взыскать с открытого акционерного общества «Азнакаевский Горизонт» государственную пошлину в размере ... (...) руб. в доход государства.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РТ в течение 10 дней через Азнакаевский городской суд РТТ.

С У Д Ь Я: Т.И. Гильфанова

Решение не вступило в законную силу.