Дело о признании решения общественной жилищной комиссии незаконным.
Дело № 2-737/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 апреля 2011 года г. Азнакаево РТ
Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе:
судьи - Сабитова И.Н.,
при секретаре - Мустакимовой И.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дильмухаметовой <данные изъяты> к исполнительному комитету Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан о признании решения общественной жилищной комиссии незаконным, о признании нуждающейся в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, о постановке на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жильем ветерана Великой Отечественной войны,
У С Т А Н О В И Л :
Дильмухаметова Н.С. (далее по тексту истица) обратилась в суд с исковым заявлением к исполкому Азнакаевского муниципального района РТ (далее по тексту ответчик исполком) о признании нуждающейся в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета. В обоснование заявленных требований истицей указано, что является вдовой – супругой умершего ветерана Великой Отечественной войны, собственного жилья не имеет. Сама также является ветераном Великой Отечественной войны. Проживает с дочерью и членами ее семьи в жилом доме по <адрес> В целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 года» и Федерального закона от 12.01.1995г. №05-ФЗ «О ветеранах», в № обратилась в исполком Азнакаевского муниципального района РТ с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдова ветерана Великой Отечественной войны. Решением общественной жилищной комиссии исполкома Азнакаевского муниципального района РТ № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении заявления мотивируя тем, что на всех проживающих в доме лиц приходится 15,08 кв.м., превышающая учетную норму 12 кв.м на 1 человека. При этом в расчет принято во внимание, что истица зарегистрирована на жилплощади, принадлежащей ее родственникам. Мотивируя тем, что допущены нарушения ее прав и интересов истица просит признать ее нуждающейся в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета.
Истица Дильмухаметова Н.С., представитель истицы Каркусова З.Г., действующая на основании доверенности и в порядке п.6 ст. 53 ГПК РФ уточнили исковые требования. Дополнительно просят суд признать решение общественной жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать исполком поставить истицу на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жильем ветерана Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета. При этом представитель истицы пояснила суду, что истица в <данные изъяты> Таджикистан переехала на постоянное место жительство в Республику Татарстан. Некоторое время проживала вместе с дочерью Альфией на съемной квартире в <адрес> С ДД.ММ.ГГГГ года проживает в доме своего зятя по адресу: <адрес> В доме всего зарегистрированы и проживают № человек: <данные изъяты> Просит принять во внимание, что истица собственного жилья не имеет, жилой дом, в котором проживает истица не имеет необходимых удобств, санузел расположен на улице. Считает, что истица, являясь ветераном Великой Отечественной войны и являясь вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет право быть принятой на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жильем.
Привлеченные по делу в качестве третьего лица Гиздатуллин Р.Г., Гиздатуллина Г.Г., Каркусова Л.Б. поддержали уточненное заявление.
При этом Гиздатуллин Р.Г. пояснил суду, что истица является <данные изъяты>. После регистрации брака с дочерью истицы, ДД.ММ.ГГГГ году добровольно согласился зарегистрировать истицу в своем доме в качестве члена своей семьи, не возражал против проживания истицы в доме, так как последняя своего жилья не имела. С ДД.ММ.ГГГГ года истица постоянно проживает вместе с ними в доме согласно регистрации.
Представитель ответчика Сабирзянов Н.Г. уточненные требования не признал. Не оспаривает статус истицы как супруги умершего участника Великой Отечественной войны. Считает, что в данном случае решение общественной жилищной комиссии является обоснованным, решение основано на нормах действующего законодательства. Просит принять во внимание, что на одного члена семьи истицы приходится 15,8 кв.м, что соответствует учетной норме в соответствии с решением Азнакаевского районного Совета №310-42 от 11.12.2009г, согласно которому учетная норма по Азнакаевскому району РТ на 1 человека установлена в 12 кв.м. общей площади жилого помещения. Считает, что данный спор подлежит рассмотрению в контексте ст.50 Жилищного кодекса РФ.
Выслушав доводы явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п.1 ст.3 ГПК заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных прав либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В рамках рассматриваемого дела судом установлено, что истица Дильмухаметова Н.С. согласно удостоверению серии №, выданному Управлением социальной защиты МСЗ РТ в Азнакаевском районе, имеет статус ветерана Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, предусмотренные ст.20 Федерального закона «О ветеранах», является вдовой – супругой умершего в <данные изъяты> участника Великой Отечественной войны Дильмухаметова Гафара. Истица согласно учетным данным, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на регистрации в жилом доме по <адрес> принадлежащем ее зятю Гиздатуллину Р.Г. на праве собственности. В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ внесена запись № о государственной регистрации права собственности Гиздатуллина Р.Г. на жилой дом по вышеуказанному адресу. В указанном жилом доме истица постоянно проживает с ДД.ММ.ГГГГ года как член семьи собственника жилого помещения. Также по указанному адресу зарегистрированы члены семьи собственника: <данные изъяты> Д.Р. и родственница <данные изъяты> В июле ДД.ММ.ГГГГ. истица обратилась на имя руководителя исполкома Азнакаевского муниципального района РТ с заявлением о включении ее в список нуждающихся в предоставлении жилья участникам Великой Отечественной войны. Согласно выписки из протокола № заседания общественной жилищной комиссии Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, решением общественной жилищной комиссии отказано в удовлетворении заявления истицы на основании п.4 ст.50 Жилищного кодекса РФ, в связи с тем, что на всех проживающих в доме лиц приходится площадь 15,08 кв.м., превышающая учетную норму 12 кв.м на 1 человека. Мотивируя тем, что данным решением общественной жилищной комиссии исполкома нарушены ее права и законные интересы, истица обратилась с вышеуказанным иском в суд.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что доводы представителя ответчика являются состоятельными. Выводы об этом основаны на следующем.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе регламентированы Федеральным законом от 12.01.1995 года №5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно ст.2, ст.9 вышеуказанного закона к ветеранам Великой Отечественной войны относятся, в том числе участники Великой Отечественной войны.
Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Ст.ст. 13,15 закона предусмотрено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: 1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) получение ежемесячной денежной выплаты; 3) получение и содержание жилых помещений; 4) оплату коммунальных услуг; 5) медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а"-"ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно п.3.1 ст.23.2 вышеуказанного закона, по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В силу ст.27 закона, ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.
В Республике Татарстан формой улучшения жилищных условий указанных категорий граждан определено предоставлением целевых субсидий на приобретение жилья, порядок предоставления которых закреплен Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №275 от 07.06.2006г. «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан» (в редакции Постановления КМ РТ от 02.04.2010 года № 229).
Правовое значение в рамках рассматриваемого дела имеют обстоятельства: наличие (отсутствие) статуса заинтересованного лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и в соответствии с Жилищных кодексом РФ; соблюдение заинтересованным лицом предусмотренных законом и «Положением» обязательных требований в связи с реализацией права на улучшение жилищных условий, получения иных мер социальной поддержки.
Как установлено из исследованных в судебном заседании письменных материалов, истица является вдовой - супругой умершего в ДД.ММ.ГГГГ участника Великой Отечественной войны Дильмухаметова Гафара. Супругом истицы Дильмухаметовым Г. при жизни не было реализовано право на получение социальной поддержки в виде обеспечения жильем (улучшения жилищных условий). Данное обстоятельство не оспаривается участниками процесса.
Что касается позиции представителя исполкома о разрешении данного спора в контексте ст.50 Жилищного кодекса РФ суд обращает внимание участников процесса на следующее.
В силу ст.288 Гражданского кодекса РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
В силу правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» собственники жилых помещений свободны в реализации своих правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащими им жилыми помещениями.
Согласно п.11, п.12 вышеуказанного Постановления, вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч.1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из следующего: а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника; б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
В силу п.п. 1 и 4 ст.50 Жилищного кодекса РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма закреплены в ст.51 Жилищного кодекса РФ, согласно которой таковыми признаются граждане: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено из исследованных в судебном заседании доказательств, собственником жилого дома, в котором проживает истица, является <данные изъяты> - Гиздатуллин Р.Г.
Согласно показаниям данного участника процесса, истица вселена в принадлежащий ему на праве собственности жилой дом с его согласия как член его семьи, и проживает в доме согласно регистрации с ДД.ММ.ГГГГ
При даче оценки доводам участников процесса суд обращает внимание на следующее.
В силу ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется в частности путем признания права; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; иными способами, предусмотренными законом.
Решением Азнакаевского районного Совета РТ № 310-42 от 11.12.2009г. учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения), исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, определена в размере 12 кв.м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии №, общая площадь жилого помещения, в котором проживает истица, составляет №
С учетом количества проживающих в доме лиц, на всех проживающих, в том числе на истицу приходится площадь 15,08 кв.м. жилого помещения, что превышает учетную норму.
При таком положении, оспариваемое истицей и ее представителем решение общественной жилищной комиссии суд признает не противоречащей действующему законодательству.
Истица, являясь членом семьи собственника жилого дома по <адрес>. не лишена права наравне с собственником жилого помещения и другими членами семьи собственника жилого помещения, пользоваться данным жилым помещением по назначению.
Также суд считает необходимым обратить внимание участников процесса, что само обстоятельство отсутствия в жилом доме, в котором проживает истица санузла, не имеет правового значения в рамках рассматриваемого спора.
Отсутствие в частном жилом доме системы холодного, горячего водоснабжения либо отсутствие централизованной канализации в силу общих положений действующего законодательства не могут служить безусловным основанием для признания жилого помещения (дома) непригодным для проживания и соответственно не могут служить основанием для признания граждан проживающих в таких жилых помещениях, нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Анализируя в совокупности исследованные доказательства в контексте вышеуказанных норм закона, суд приходит к выводу об отсутствии достаточных правовых оснований для признания оспариваемого решения общественной жилищной комиссии № не соответствующим требованиям закона, соответственно уточненные требования истицы и ее представителя суд признает не обоснованными, не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст.194, 196-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении искового заявления Дильмухаметовой <данные изъяты> к исполнительному комитету Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан о признании решения общественной жилищной комиссии незаконным, о признании нуждающейся в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, о постановке на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жильем ветерана Великой Отечественной войны.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РТ в течение 10 дней через Азнакаевский городской суд.
Судья Сабитов И.Н.
Решение не вступило в законную силу
Согласовано Сабитов И.Н.
исп.Галеева Э.И.