Дело о паспортизации опасных отходов



Дело № 2 – 998

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июня 2011 года Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи - Гильфановой Т.И.,

с участием прокурора - Гатауллина Р.Р.,

при секретаре - Хасановой А.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Азнакаевского городского прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Азнакаевский пищекомбинат» о паспортизации опасных отходов,

У С Т А Н О В И Л:

Азнакаевский городской прокурор РТ обратился в суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Азнакаевский пищекомбинат» о паспортизации опасных отходов на том основании, что Азнакаевской городской прокуратурой в рамках осуществления деятельности по надзору за соблюдением природоохранного законодательства проведена проверка исполнения норм Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Установлено, что основным видом деятельности ООО «Азнакаевский пищекомбинат» является производство консервной продукции, производство хлеба, мучных кондитерских изделий недлительного хранения. В процессе деятельности ООО «Азнакаевский пищекомбинат» образуются отходы 1-4 класса опасности, в том числе ТБО, люминесцентные лампы, смет с территории, промасленная ветошь. При этом хозяйственная деятельность предприятия осуществляется в отсутствие паспортов на отходы 1-4 класса опасности. Несоблюдение ООО «Азнакаевский пищекомбинат» требований ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» при обращении с отходами создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем. Незаконным бездействием ответчика нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку дальнейшее бездействие может привести к негативным последствиям. Просит суд обязать ответчика представить информацию о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, а также материалы по отнесению отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды для получения паспортов отходов на 1-4 классы опасности, установив срок совершения этих действий.

Представитель ответчика с требованиями прокурора согласился, просил предоставить срок для их устранения в три месяца.

Представитель третьего лица, Приволжское Управление Ростехнадзора по РТ, представил заявление о том, что не является надлежащим третьим лицом, дело просит рассмотреть без его участия.

Суд, выслушав доводы участника процесса, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, поддержавшего заявление, приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что основным видом деятельности ООО «Азнакаевский пищекомбинат» является производство консервной продукции, производство хлеба, мучных кондитерских изделий недлительного хранения. В процессе его деятельности образуются отходы 1-4 класса опасности, в том числе ТБО, макулатура, металлолом, стеклобой, смет с территории, промасленная ветошь. Хозяйственная деятельность предприятия осуществляется в отсутствие паспортов отходов на 1-4 классы опасности. Несоблюдение ООО «Азнакаевский пищекомбинат» требований ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» при обращении с отходами создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем. Незаконным бездействием ответчика нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку дальнейшее бездействие может привести к негативным последствиям. Просит суд обязать ответчика представить информацию о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, а также материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды для получения паспортов отходов на 1-4 классы опасности, установив срок совершения этих действий.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Под отходами производства в соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» следует понимать остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В силу требований ч. 2 ст. 14 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» - индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 3 ст. 14 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» - на отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1-4 класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Пунктом 2.2 Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 августа 2007 года № 570 предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности.

Класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года № 511 (не нуждается в государственной регистрации согласно заключения Министерства юстиции Российской Федерации от 24 июля 2001 года № 07/7483-ЮД).

Согласно п. 2.3 Порядка организации по паспортизации опасных отходов, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 августа 2007 года № 570 – паспортизация опасных отходов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами на основании информации, предоставляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, и включающей сведения о происхождении, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» - к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: размещение отходов производства и потребления.

Судом установлено, что информация о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, а также материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды для получения паспортов отходов на 1-4 классы опасности, ответчиком не представлены. Бездействие ответчика является грубым нарушением природоохранного законодательства. Поэтому суд приходит к выводу, что требование прокурора о необходимости паспортизации опасных отходов является обоснованным, подлежащим удовлетворению. Срок для устранения данных нарушений суд считает возможным установить до ДД.ММ.ГГГГ

В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Т.к. прокурор при подаче заявления освобожден от уплаты госпошлины, то госпошлина подлежит взысканию с ответчика в размере, пропорциональном удовлетворенным требованиям: по требованию нематериального характера в сумме <данные изъяты> руб. в доход государства.

Руководствуясь статьями 194, 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Азнакаевского городского прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Азнакаевский пищекомбинат» о паспортизации опасных отходов удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Азнакаевский пищекомбинат» представить информацию о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, а также материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды и получить паспорта отходов 1-4 классов опасности до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Азнакаевский пищекомбинат» госпошлину в доход государства в сумме <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РТ в течение 10 дней через Азнакаевский городской суд РТ.

С У Д Ь Я: Т.И. ГИЛЬФАНОВА

Решение не вступило в законную силу.

Подлинные документы хранятся в архиве Азнакаевского городского суда РТ.