Дело о возложении обязанности представить сведения об отходах, представляющих опасность для окружающей среды



Дело № 2 –1001/2011Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

20 июня 2011 года Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи - Гильфановой Т.И.,

с участием прокурора - Гатауллина Р.Р.

при секретаре - Салиховой Э.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Азнакаевского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Азнакаевское тепличное хозяйство» о возложении обязанности представить сведения об отходах, представляющих опасность для окружающей среды,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ Азнакаевский городской прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к ООО «Азнакаевское тепличное хозяйство» (далее по тексту ответчик ООО) о возложении обязанности представить информацию о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, а также отнесении отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды для получения паспортов отходов на 1-4 классы опасности, мотивировав тем, что прокуратурой в рамках осуществления деятельности по надзору за соблюдением норм природоохранного законодательства проведена проверка деятельности ООО «Азнакаевское тепличное хозяйство», в ходе которой установлено, что в процессе деятельности указанного ООО образуются отходы производства, в том числе ТБО: люминесцентные лампы, промасленная ветошь, смет с территории, отработанные масла, фильтры. При этом деятельность осуществляется без специальных паспортов 1-4 класса опасности. Неправильное размещение отходов оказывает негативное воздействие на экологию окружающей среды в черте г. Азнакаево; нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В ходе судебного заседания помощник прокурора Гатауллин Р.Р. заявление поддержал.

Представитель ответчика заявление прокурора признала.

Представитель Приволжского Управления Ростехнадзора по РТ в судебное заседание не явился, был извещен, представил сообщение, что они являются ненадлежащим третьим лицом.

Суд, выслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела, приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.

В силу требований части 2 статьи 14 Федерального Закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области окружающей среды.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Азнакаевской городской прокуратурой РТ проведена проверка деятельности ООО «Азнакаевское тепличное хозяйство». Материалами проверки установлено, что основным видом деятельности ООО, расположенного в черте <адрес> по адресу: <адрес>, является растениеводство, оптовая и розничная торговля. На территории производственной базы Общества расположены производственные объекты (тепличное хозяйство), административно-бытовое здание, склады, стоянка для автомобилей. При осуществлении его деятельности образуются отходы производства и потребления 1-4 классов опасности, в том числе ТБО. Однако, паспорта и свидетельства на опасные отходы 1-4 классов опасности у ответчика отсутствуют. Несоблюдение ООО требований ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» при обращении с отходами создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среды в будущем. Незаконным бездействием ответчика нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку дальнейшее бездействие может привести к негативным последствиям. Прокурор просит суд обязать ответчика представить информацию о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, а также материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды для получения паспортов отходов на 1-4 классы опасности, установив срок совершения этих действий.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Под отходами производства в соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» следует понимать остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В силу требований ч. 2 ст. 14 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» - индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 3 ст. 14 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» - на отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1-4 класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Пунктом 2.2 Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 августа 2007 года № 570 предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности.

Класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года № 511 (не нуждается в государственной регистрации согласно заключения Министерства юстиции Российской Федерации от 24 июля 2001 года № 07/7483-ЮД).

Согласно п. 2.3 Порядка организации по паспортизации опасных отходов, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 августа 2007 года № 570 – паспортизация опасных отходов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами на основании информации, предоставляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, и включающей сведения о происхождении, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» - к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: размещение отходов производства и потребления.

Судом установлено, что информация о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, а также материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды для получения паспортов отходов на 1-4 класса опасности ответчиком не представлены. Доказательств обратного ответчик также не представил. Бездействие ответчика является грубым нарушением природоохранного законодательства. Поэтому суд приходит к выводу, что требование прокурора о необходимости паспортизации опасных отходов является обоснованным, подлежащим удовлетворению.

В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Т.к. прокурор при подаче заявления освобожден от уплаты госпошлины, то госпошлина подлежит взысканию с ответчика в размере, пропорциональном удовлетворенным требованиям: по требованию нематериального характера в сумме <данные изъяты> руб. в доход государства как с юридического лица.

Руководствуясь ст. ст. 194, 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Азнакаевского городского прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Азнакаевское тепличное хозяйство» о паспортизации опасных отходов удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Азнакаевское тепличное хозяйство» представить информацию о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, а также материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды и получить паспорта отходов 1-4 классов опасности.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Азнакаевское тепличное хозяйство» госпошлину в доход государства в сумме <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РТ в течение 10 дней через Азнакаевский городской суд РТ.

С У Д Ь Я: Т.И. Гильфанова

Решение не вступило в законную силу.

Подлинные документы хранятся в архиве Азнакаевского городского суда РТ.