Дело об оборудовании контейнеров в соответствии с санитарными правилами



Дело № 2 – 1303

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 августа 2011 года Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи - Гильфановой Т.И.,

с участием прокурора - Гатауллина Р.Р.,

при секретаре - Хасановой А.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Азнакаевского городского прокурора к исполкомам города Азнакаево и Азнакаевского муниципального района РТ, Муниципальному учреждению «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Азнакаевского муниципального района РТ», Товариществу собственников жилья «Восход» об оборудовании контейнеров в соответствии с санитарными правилами,

У С Т А Н О В И Л:

Азнакаевский городской прокурор РТ обратился в суд с заявлением к ТСЖ «Восход» в интересах неопределенного круга лиц об оборудовании контейнеров в соответствии с санитарными правилами на том основании, что прокуратурой в рамках осуществления деятельности по надзору за соблюдением федерального законодательства проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства на территории Азнакаевского муниципального района и г. Азнакаево. В ходе проверочных мероприятий обследовано место установки контейнеров во дворе дома № по ул. <адрес>. Установлено, что при осуществлении своей деятельности по сбору и утилизации твердых бытовых отходов ТСЖ «Восход» допускает нарушения требований санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства Российской Федерации. В нарушение п. 2.2.2 СП 4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» (далее СП 4690-88) контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, размещенные ТСЖ «Восход» по ул. <адрес>, не имеют плотно закрывающихся крышек. На момент проведения проверки, по причине отсутствия крышек контейнеров, под воздействием порывов ветра и бродячих животных, утилизированные отходы из них распространяются на прилегающую территорию.

Допускаемые ТСЖ «Восход» нарушения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства негативно воздействуют на окружающую среду, создают условия для возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых и неинфекционных заболеваний (отравлений) людей. Незаконным бездействием ответчика нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку дальнейшее бездействие может привести к негативным последствиям. Просит суд обязать ответчика оборудовать контейнеры для сбора твердых бытовых отходов плотно закрывающимися крышками.

В суде прокурор требования поддержал, просил надлежащими ответчиками по делу признать исполкомы города Азнакаево и Азнакаевского муниципального района РТ, Муниципальное учреждение «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Азнакаевского муниципального района РТ».

Представитель ответчика ТСЖ «Восход» требование прокурора не признал, представил письменное возражение по существу заявления.

Представитель третьего лица, территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РТ в Азнакаевском районе и г. Азнакаево, в суд не явился, был извещен.

Представители привлеченных судом по делу в качестве соответчиков МУ «Департамент ЖКХ и благоустройства Азнакаевского муниципального района РТ», исполкомов г. Азнакаево и Азнакаевского муниципального района РТ с заявлением прокурора не согласились. В случае удовлетворения заявления просили отсрочить его исполнение до ДД.ММ.ГГГГ

Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению.

В обоснование своих требований прокурор указал, что ответчиком не соблюдается законодательство, регламентирующее охрану здоровья граждан. В результате создаются условия для возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых и неинфекционных заболеваний (отравлений) людей.

Судом установлено, что контейнеры для сбора мусора приобретались ООО «ПТЖХ» и ООО «Жилхозсервис» в ДД.ММ.ГГГГ в муниципальную собственность. По дополнительному соглашению к договору о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» от ДД.ММ.ГГГГ году переданы на праве оперативного управления МУ «Департамент ЖКХ и благоустройства». Однако распоряжение руководителя исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении имущества на праве оперативного управления не выполнено, контейнеры по акту приема-передачи муниципальному учреждению не переданы. Поэтому суд приходит к выводу, что МУ «Департамент ЖКХ и благоустройства Азнакаевского муниципального района РТ» не может быть надлежащим ответчиком по делу.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в районе <адрес> имеется площадка для размещения контейнеров для мусора. Площадка оборудована бетонным покрытием, имеет ограждения. На площадке размещены контейнеры. Мусор вывозится ежедневно на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, заключенного между ТСЖ «Восход» и ООО «Полигон ТБО». Однако сами контейнеров не оборудованы плотно закрывающимися крышками. Их отсутствие ответчики мотивировали тем, что эти контейнеры являются стандартными и потому соответствуют п. 2.2.2 «Санитарных правила содержания территории населенных мест». Крышки на данных контейнерах не предусмотрены. Вывоз мусора производится ООО «Полигон ТБО» транспортными средствами, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, на которых отсутствуют специальные манипуляторы для снятия крышек. Захват мусорных контейнеров при их опорожнении осуществляется с боков. Если к контейнерам с двух боков приварить крышки таким образом, чтобы они открывались посередине, то выброс мусора и отходов потребления с таких контейнеров, по мнению представителей ООО «Полигон ТБО» и ответчиков, будет невозможен. Работы по установке на контейнерах крышек, по мнению представителя ТСЖ, приведут к повышению тарифов на оказание услуг населению.

В ст. 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим нарушением.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-­эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания. Данная деятельность должна осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, подлежат сбору, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека

Пунктом 2.2.2 СП 4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», утвержденных Минздравом СССР ДД.ММ.ГГГГ для сбора твердых бытовых отходов в благоустроенном жилищном фонде следует применять стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.

В соответствии с п. 3.3 санитарно-эпидемиологических требований к проведению дератизации (Санитарно - эпидемиологические правила СП 3.5.3.1129-02), утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 12.07.2002 г., при эксплуатации производственных, общественных, жилых помещений, зданий, сооружений, транспорта следует соблюдать меры, препятствующие миграции грызунов, создающие неблагоприятные условия для их обитания, в том числе:

- использование тары, изготовленной из материалов, устойчивых к повреждению грызунами;

- использование для хранения пищевых и бытовых отходов плотно закрывающихся емкостей, регулярная их очистка.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г., в состав общего имущества в многоквартирных домах контейнерные площадки не включены. Они также отсутствуют и в договорах по оказанию ТСЖ «Восход» услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов. В технических паспортах на жилые дома, отнесенные к ТСЖ «Восход», контейнерные площадки и сами контейнеры, как общее имущество многоквартирных жилых домов, не указаны. Документы, подтверждающие передачу ТСЖ «Восход» и собственникам жилого дома по ул. <адрес> контейнеров для сбора и хранения бытовых отходов, суду не представлены.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичная норма закреплена в Уставах города и муниципального района.

Согласно п. 1 ст. 55 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях.

На основании приведенных норм закона суд приходит к выводу, что исполкомы города и района, как собственники контейнеров, являются органом местного самоуправления, в соответствии с Федеральным законом РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ представляют интересы населения всего муниципального образования, поскольку местное самоуправление в РФ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных традиций.

По причине отсутствия крышек контейнеров, под воздействием порывов ветра и бродячих животных, утилизированные отходы из них распространяются на прилегающую территорию. Допускаемые ответчиками нарушения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства негативно воздействуют на окружающую среду, создают условия для возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых и неинфекционных заболеваний (отравлений) людей.

Бездействие ответчиков является грубым нарушением природоохранного законодательства. Поэтому суд приходит к выводу, что требование прокурора о возложении на ответчиков обязанности оборудовать контейнеры для сбора твердых бытовых отходов плотно закрывающимися крышками является обоснованным, подлежащим удовлетворению. Возражения ответчиков суд не может признать состоятельными.

В связи с тем, что для выполнения работ по оборудованию контейнеров плотно закрывающимися крышками требуется время и денежные средства, то суд, с учетом мнения прокурора, не возражавшего ходатайство удовлетворить, считает возможным отсрочить исполнение решения суда до ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь статьями 194, 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Азнакаевского городского прокурора к исполкомам города Азнакаево и Азнакаевского муниципального района РТ, Муниципальному учреждению «Департамент жилищно-коммунального хозяйства Азнакаевского муниципального района РТ», Товариществу собственников жилья «Восход» об оборудовании контейнеров в соответствии с санитарными правилами удовлетворить.

Обязать исполкомы города Азнакаево и Азнакаевского муниципального района РТ оборудовать контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, установленные во дворе дома № <адрес> Азнакаевского муниципального района РТ, плотно закрывающимися крышками.

Отсрочить исполнение решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РТ в течение 10 дней через Азнакаевский городской суд РТ.

С У Д Ь Я: Т.И.ГИЛЬФАНОВА

Решение вступило в законную силу 23 августа 2011 года.