Дело о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении



Дело № 2-1933/2011

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

30 ноября 2011 года г. Азнакаево РТ

Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе:

судьи Сабитова И.Н.,

при секретаре Салаховой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Киямутдиновой Р.К. к исполнительному комитету Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л :

Киямутдинова Р.К. (далее по тексту истец) обратилась в суд с заявлением к исполкому Азнакаевского муниципального района РТ (далее по тексту ответчик) о возложении обязанности включить в льготный список по категории нуждающихся в получении жилья участников Великой Отечественной войны. В обоснование заявленных требований указано, что является вдовой <данные изъяты> ветерана Великой Отечественной войны <данные изъяты> проживавшего в жилом доме ДД.ММ.ГГГГ постройки, расположенном <адрес> После смерти наследодателя проживала в доме вместе с дочерью <данные изъяты> Так как дом, в котором ранее проживала вместе с <данные изъяты> пришел в ветхое состояние и по причине ухудшения здоровья, ДД.ММ.ГГГГ переехала жить к дочери в г. Азнакаево РТ. В настоящее время проживает в квартире дочери согласно регистрации. Доли в данной квартире не имеет. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в исполком с заявлением о постановке на учет. В удовлетворении данного заявления ей было отказано. По истечении 5 лет с даты регистрации в квартире дочери, ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратилась с заявлением о постановке на учет. Однако, в удовлетворении данного заявления ей также было отказано. Мотивируя тем, что действиями ответчика нарушены ее права, предусмотренные Федеральным законом «О Ветеранах», истец просит обязать ответчика включить ее в льготный список лиц, по категории нуждающихся в жилом помещении.

Истец, ее представитель Хакимова З.К., действующая в порядке п.6 ст. 53 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту ГПК РФ), исковое заявление поддержали. При этом истец пояснила суду, что ДД.ММ.ГГГГ <адрес> вместе с мужем <данные изъяты> участником Великой Отечественной войны, построили жилой дом с надворными постройками. Муж <данные изъяты> по день своей смерти проживал в доме согласно регистрации. После его смерти в ДД.ММ.ГГГГ осталась проживать в доме вместе с дочерью Загидуллиной Р.К., <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в связи с ухудшением состояния здоровья и по причине того, что жилой дом пришел в ветхое состояние, вместе с дочерью Загидуллиной Р.К. переехала жить в г. Азнакаево в квартиру дочери Хакимовой З.К.

Представитель истца Хакимова З.К. пояснила суду, что истец ее мама. ДД.ММ.ГГГГ истец проживает в ее в квартире <адрес> (далее по тексту квартира). Истец переехала к ней в квартиру вместе с дочерью Загидуллиной Р.К., так как дом, в котором жила истец вместе с Загидуллиной Р.К. пришел в ветхое состояние и истец по состоянию здоровья сама нуждалась в постороннем уходе. После переезда истца в квартиру, оформили наследство после смерти отца на имущество в виде <данные изъяты> жилого дома. <данные изъяты>. По соглашению <данные изъяты> жилой дом <адрес> по договору купли-продажи был продан Магеррамову Р.М. Продавец сам согласился купить дом в том качественном состоянии, в котором находился на день продажи. Квартира, в которой в настоящее время проживает истец, была приватизирована ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты>. Истец не является собственником квартиры, собственного жилья не имеет. Считает, что истец в силу Федерального закона «О ветеранах» имеет право на получение жилья, как вдова умершего ветерана Великой Отечественной войны.

Представитель исполкома Азнакаевского муниципального района РТ, Тухбатуллина Н.Н. с исковым заявлением не согласилась, поддерживает письменный отзыв исполкома на исковое заявление. Показала суду, что на дату обращения истца с заявлением о постановке на учет, истец проживала и проживает в настоящее время в квартире своей дочери по вышеуказанному адресу. С учетом общей площади жилого помещения, в котором проживают два человека истец и ее дочь Хакимова З.К., на одного человека приходится 30,4кв.м., что превышает учетную норму общей площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности в целях принятия лица на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Представители третьего лица – Управления СЗ в Азнакаевском муниципальном районе в судебное заседание не явились, были извещены.

Выслушав доводы явившихся участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных прав либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (п.1 ст. 12 ГПК РФ).

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В рамках рассматриваемого дела судом установлено, что истец Киямутдинова Р.К. с ДД.ММ.ГГГГ состояла в зарегистрированном браке <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ участником Великой Отечественной войны. Согласно удостоверению серии , выданному Управлением социальной защиты МСЗ РТ в Азнакаевском районе, истец имеет статус ветеран Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, предусмотренные ст.20 Федерального закона «О ветеранах». Супруги Загидуллины проживали в жилом доме <адрес> Муж истца Загидуллин К.З. умер ДД.ММ.ГГГГ После его смерти открылось наследство, в том числе в виде <данные изъяты> жилого дома. В единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее по тексту ЕГРП) . внесены записи о государственной регистрации права долевой собственности: <данные изъяты> на объект права - <адрес> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> продавцы на основании распоряжения руководителя исполкома Азнакаевского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ , продали, а покупатель купил жилой дом, расположенный <адрес>. Согласно п.2.1., п.2.3. договора, инвентаризационная стоимость домовладения составляет рублей, покупатель купил у продавцов жилой дом рублей. На основании передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ, продавцы в соответствии с договором купли-продажи передали, а покупатель принял жилой дом, претензии стороны договора друг к другу не имеют. Согласно учетным данным, истец с ДД.ММ.ГГГГ согласно регистрации проживает в квартире <адрес>, принадлежащей на праве общей долевой собственности <данные изъяты> <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ. истец обратилась в исполком с письменным заявлением о постановке на учет по категории нуждающейся в жилом помещении в связи с отсутствием жилья в собственности. За исх. от ДД.ММ.ГГГГ руководителем исполкома Азнакаевского муниципального района РТ в адрес истца по месту ее регистрации направлен письменный ответ об отказе в удовлетворении заявления о постановке ее на учет по мотиву отсутствия оснований для признания нуждающейся в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратилась в исполком с заявлением о постановке ее на учет. За исх. от ДД.ММ.ГГГГ руководителем исполкома Азнакаевского муниципального района РТ в адрес истца по месту ее регистрации направлен письменный ответ об отказе в удовлетворении заявления о постановке ее на учет по мотиву отсутствия оснований для признания нуждающейся в жилом помещении, а именно площадь жилого помещения в котором проживает истец, с учетом состава членов семьи, соответствует учетной норме. Не согласившись с выводами исполкома об отсутствии оснований для постановки ее на учет, мотивируя тем, что вышеназванные действия исполкома нарушили ее права и законные интересы, истец обратилась с вышеуказанным иском в суд.

При даче правовой оценки доводам участников процесса и представленным доказательствам, суд руководствуется следующим.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе регламентированы Федеральным законом от 12.01.1995 года №5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно ст.ст. 8-9 вышеуказанного закона, государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в том числе: реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе.

Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Согласно п.3.1 ст.23.2 закона, по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В силу ст.27 закона ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.

В Республике Татарстан формой улучшения жилищных условий указанных категории граждан определено предоставление целевых субсидий на приобретение жилья, порядок предоставления которых закреплен Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №275 от 07.06.2006 года «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан» (в редакции Постановления КМ РТ от 02.04.2010 года № 229).

Правовое значение по делам данной категории имеют обстоятельства: наличие, отсутствие статуса заинтересованного лица в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах»; соблюдение предусмотренных законом и «Положением» требований в рамках реализации права улучшения жилищных условий и получения иных мер социальной поддержки.

Как установлено из исследованных письменных материалов, и не оспаривается сторонами спора, истица является супругой умершего участника Великой Отечественной войны <данные изъяты> Загидуллиным К.З. при жизни не было реализовано право на получение социальной поддержки в виде обеспечения жильем (улучшения жилищных условий).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995г. "О ветеранах" меры социальной поддержки предоставляются посредством обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

По смыслу указанной нормы, заявитель, являясь членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны, имеет право на обозначенные меры социальной поддержки при условии нуждаемости в них.

Определение нуждаемости граждан в жилом помещении, регламентированы Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ).

В силу ст.1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.

Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частью 4 ст. 50 ЖК РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Из исследованных в порядке ст.181 ГПК РФ письменных материалов следует, что решением Азнакаевского районного Совета Республики Татарстан №310-42 от 11.12.2009г., учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, определена в размере 12 кв.м.

В силу Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» собственники жилых помещений свободны в реализации своих правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащими им жилыми помещениями.

Вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ, исходя из следующего, в том числе: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (ст.10 Семейного кодекса РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма закреплены в ст.51 ЖК РФ, согласно которой таковыми признаются граждане: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как следует из исследованных доказательств и не оспаривается участниками процесса, истец в ДД.ММ.ГГГГ с согласия собственников, в качестве члена семьи собственников жилого помещения была вселена в трехкомнатную квартиру, расположенную <адрес>, и проживает в данной квартире согласно регистрации с ДД.ММ.ГГГГ Общая площадь квартиры, в которой проживает истец, составляет 60,9 кв.м.. На дату первичного обращения истца в исполком с заявлением о постановке на учет (ДД.ММ.ГГГГ) и на дату вторичного обращения ДД.ММ.ГГГГ в указанном жилом помещении проживали согласно регистрации 2 человека, сама истец и <данные изъяты> Хакимова З.К.

Вышеуказанное означает, что на каждого проживающего в данной квартире, в том числе на истца, приходится по 30,45 кв.м. общей площади, что значительно превышает учетную норму.

Суд признает не состоятельной ссылку истца и ее представителя на то обстоятельство, что истец, являясь супругой умершего участника Великой Отечественной войны, также являясь ветераном Великой Отечественной войны и не имея собственного жилья, в силу Указа Президента Российской Федерации "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", имеет бесспорное право наряду с другими ветеранами Великой Отечественной войны быть признанной нуждающейся в получении жилья.

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предусматривает необходимость обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Однако вышеназванный Указ не регулирует порядок признания таких граждан, нуждающимися в улучшении (получении) жилищных условий.

Порядок признания этих граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий определяется нормами действующего законодательства о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма и их постановке на учет.

При таком положении суд приходит к выводу, что письменный отказ исполкома Азнакаевского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления истца о признании нуждающейся в жилом помещении, является обоснованным. Данный отказ исполкома основан на положениях действующего законодательства.

Что касается доводов истца и ее представителя на необходимость применения к спорным отношениям положения действующего законодательства, предусматривающие право истца как ветерана Великой Отечественной войны быть признанной нуждающейся в жилом помещении и быть принятой на учет через пять лет со дня продажи принадлежащего ей жилого дома, суд руководствуется следующим.

Ст.53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определение от 19.04.2007г. №258-О-О, по смыслу ст.53 Жилищного кодекса РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Применение ст.53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст.10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В силу сложившейся судебной практики под сознательным ухудшением гражданами жилищных условий, как правило, признаются действия (обмен, мена, раздел жилой площади, отчуждение имеющегося в собственности жилья), в результате которых на каждого проживающего стало приходиться менее учетной (учетно-постановочной) нормы жилой площади, в целях получения социального жилья.

Согласно выписке из похозяйственной книги Какре-Елгинского ССП Азнакаевского муниципального района РТ, лицевой счет , общая площадь жилого дома, в котором до ДД.ММ.ГГГГ истец проживала согласно регистрации вместе с дочерью Загидуллиной Р.К., составляет 48кв.м.

Данное обстоятельство с учетом данных записи ЕГРП о принадлежности жилого дома по праву долевой собственности и иным гражданам, означает, что на дату совершения сделки купли-продажи жилого дома, фактически на каждого проживающего в доме согласно регистрации, в том числе на самого истца, приходилось не более 24 кв.м.

Из показаний самого представителя истца следует, что истец фактически была вселена в квартиру до заключения договора купли-продажи жилого дома. Жилой дом был продан по соглашению всех собственников. После продажи жилого дома истец продолжила жить в квартире, в последующем была зарегистрирована в ней.

Истец до заключения сделки купли-продажи жилого дома, принадлежавшего истцу на праве долевой собственности, вселилась в качестве члена семьи в другое жилое помещение с большей площадью, и в настоящее время по истечении 5 лет со дня совершения сделки, на каждого из проживающих в квартире лиц приходится 30,45 кв.м. общей площади, что превышает норму площади жилого помещения на 1 проживающего человека по прежнему месту жительства.

То есть, до совершения сделки купли-продажи истец с согласия и одобрения сособственников другого жилого помещения приобрела право наравне с собственниками пользоваться вышеназванной квартирой по назначению.

При таких данных положения ст. 53 ЖК РФ к спорным отношениям не применимы.

Отсутствие у истца в собственности жилья не означает возникновение безусловного права истца быть принятой на учет в соответствии и в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О Ветеранах».

Порядок, основания возмещения судебных издержек, понесенных сторонами и судом при рассмотрении гражданского дела, регламентированы гл. 7 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. ст.194, 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении искового заявления Киямутдиновой Р.К. к исполнительному комитету Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РТ в течение 10 дней через Азнакаевский городской суд.

Судья Сабитов И.Н.

Решение не вступило в законную силу.

Согласовано Сабитов И.Н.

исп. Галеева Э.И.