Дело № 2-14/2012 Р Е Ш Е Н И Е 13 января 2012 года г. Азнакаево РТ Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе: судьи Сабитова И.Н., при секретаре Салаховой Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гадельшина М.М. к исполнительному комитету Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан, к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о возложении обязанности перечислить субсидию на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, У С Т А Н О В И Л : Гадельшин М.М. (далее по тексту истец) обратился в суд с иском к исполнительному комитету Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан, к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее по тексту ответчики исполком и Министерство) о возложении обязанности перечислить субсидию на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета. В обосновании заявленных требований истцом указано, что является ветераном боевых действий в Чечне, отцом троих детей, проживает со своей семьей в общежитии <адрес> В указанном общежитии не имеется условий для проживания с грудным ребенком. Как ветеран боевых действий в Чечне состоит в списке на улучшение жилищных условий на основании поданного им заявления ДД.ММ.ГГГГ. По итогам рассмотрения его многочисленных обращений в исполком Азнакаевского района РТ, ему присылают ответ, что его очередь еще не подошла. Просит обязать ответчиков перечислить субсидию на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, как категории «ветеран боевых действий». Истец в судебном заседании поддержал иск. Показал суду, что в настоящее время остро нуждается в улучшении жилищных условий. Проживает вместе с членами семьи в изолированном помещении общежития, в крайне стесненных условиях. Считает, что нарушением его прав и законных интересов является то обстоятельство, что на протяжении длительного периода, более 10 лет с момента постановки его на учет, государство не исполнило принятое на себя обязательство обеспечить его жильем. Право на обеспечение его жильем закреплено федеральным законом «О ветеранах». Является ветераном боевых действий в Чечне, состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ Представитель истца Хузин Р.З., действующий в порядке п.6 ст.53 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту ГПК РФ), поддержал заявление. Просит суд принять во внимание, что Федеральным законом от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» (далее по тексту закон о ветеранах) установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Ответчиками не оспаривается правовой статус истца как ветерана боевых действий, имеющим право на первоочередное обеспечение жильем, в форме предоставления ему субсидии на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в порядке, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 Положения «О предоставлении субсидии на приобретения жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан», утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ №. Просит суд обязать ответчиков перечислись субсидию в пользу истца на его расчетный счет №, <данные изъяты> рассчитанную согласно подпункту "б" пункта 2 вышеназванного Положения. Считает, что реализация истцом гарантированного федеральным законодательством права на получение данной меры социальной поддержки не может быть ограничено по мотиву отсутствия достаточного финансирования. Представитель исполкома Азнакаевского муниципального района РТ, Тухбатуллина Н.Н. исковые требования не признала, поддерживает письменное возражение исполкома на исковое заявление. Представитель Министерства Верхова И.А. в суд не явилась. По факсу представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении иска отказать, просит дело рассмотреть без участия представителей Министерства. Привлеченная по делу в качестве третьего лица Гадельшина Э.Ф. в суд не явилась, была извещена. Выслушав доводы явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему. В силу п.1 ст.3, ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ(далее по тексту ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных прав либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. В рамках рассматриваемого дела судом установлено, что истец Гадельшин М.М. является ветераном боевых действий и, согласно удостоверению серии РМ № имеет права и льготы, установленные п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах». Истец ДД.ММ.ГГГГ обратился на имя главы администрации Азнакаевского района и г. Азнакаево РТ с заявлением о предоставлении жилой площади. Протоколом заседания жилищной комиссии администрации Азнакаевского района и г. Азнакаево РТ № ДД.ММ.ГГГГ, истец, включен в льготную очередь по категории участник боевых действий в Чечне с ДД.ММ.ГГГГ Согласно сведениям Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, на дату рассмотрения настоящего дела, истец включен в сводный республиканский реестр граждан - получателей субсидий на приобретения жилья, за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, порядковый номер в реестре № Истец неоднократно обращался на имя руководителя исполкома Азнакаевского муниципального района РТ и на имя главы Азнакаевского муниципального района РТ с письменными заявлениями о разрешение вопроса о предоставлении ему субсидии на приобретения жилья. На данные обращения за подписью руководителя исполкома Азнакаевского муниципального района РТ и за подписью главы Азнакаевского муниципального района РТ на имя истца представлены письменные ответы, из содержания которых следует, что субсидия на приобретение жилья будет предоставлена истцу по мере поступления денежных средств, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с очередностью. Истец <данные изъяты>, согласно регистрации проживает в изолированном жилом помещении общежития, <адрес> Мотивируя тем, что ответчиками на протяжении длительного периода, более 10 лет, не реализованы установленные федеральным законодательством правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, что повлекло нарушение его личных прав и законных интересов, истец обратился с вышеназванным заявлением в суд. При даче оценки доводам участников процесса и представленным доказательствам, суд руководствуется следующим. Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, закреплены Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». В силу ст.ст.1, 16 вышеназванного закона, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Согласно ст.23.2 закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей мер социальной поддержки, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, - список лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки, размера занимаемой площади и стоимости предоставляемого или приобретаемого жилья. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В целях реализации ст.23.2 Федерального закона "О ветеранах" и ст.28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.06.2006г. № 275 утверждено Положение «О предоставлении субсидии на приобретения жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан». Настоящее Положение устанавливает порядок предоставления субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в том числе данной категории граждан, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года (получатели субсидии). Согласно подп.«б» п.2 «Положения», норматив общей площади жилого помещения для расчета размера субсидий устанавливается в размере 18 кв. метров для ветеранов боевых действий. Согласно п.4 Положения, предоставление субсидий на приобретение жилья гражданам, производится в порядке очередности согласно сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения, и сводному списку получателей субсидии из числа категорий граждан, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, сформированным Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан, где граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в сроки, указанные в пункте 1 настоящего Положения. Ветераны боевых действий в соответствии с «Положением» имеют право на первоочередное получение субсидий. Позиция ответчиков об отсутствии оснований для удовлетворения иска, изложенная в представленных суду письменных отзывах (возражениях) на исковое заявление, основана на том, что объем средств, предусмотренный в федеральном бюджете бюджетам субъектов Российской Федерации для финансирования обеспечения жильем отдельной категории граждан, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на меры социальной поддержки. Субсидия предоставляется по мере поступления денежных средств из федерального бюджета в соответствии с очередностью. Объем выделенных Республике Татарстан денежных средств на 2012 год с учетом остатка 2011 года позволяет улучшить жилищные условия ориентировочно 300 очередникам. Учитывая очередность истца в сводном республиканском реестре №), предоставление истцу субсидии в настоящее время не представляется возможным. Считают, что иное приведет к нарушению прав иных граждан - получателей субсидии, ранее включенных в сводный реестр. То есть, ответчики указывают на обстоятельство заявления истцом требования о внеочередном обеспечении его жильем, также на отсутствие в данном случае предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска. При даче оценки доводам сторон, суд принимает во внимание, что меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законом «О ветеранах», являются расходными обязательствами Российской Федерации. В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 27 декабря 2005 года N502-О, №679-О от 06 октября 2008 года, и в ряде других судебных постановлений, федеральное законодательство или законодательство субъектов Российской федерации, а также действия полномочных органов, ограничивающее права и льготы, предусмотренные для ветеранов, являются недействительными. Условия социального гарантирования должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Ограничение предусмотренных законом прав и льгот ветеранов не допустимо. Правовое регулирование, предпринятое федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты населения, направлено, как следует из содержания статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на выполнение государством ранее взятых им обязательств по обеспечению жильем данной категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, путем предоставления субъектам Российской Федерации на эти цели субвенций из федерального бюджета. Правовое значение в рамках рассматриваемого спора имеют вопросы: наличие у заинтересованного лица статуса «ветерана боевых действий»; наличие (отсутствие) доказательств, свидетельствующих о наличии права на получение данной меры социальной поддержки. Ответчики в рамках рассматриваемого спора не оспаривают право истца на предоставление данной меры социальной поддержки. Как указано выше, федеральным законодательством закреплено выполнение государством ранее взятых обязательств по обеспечению жильем ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года (под.3 п.1 ст. 16). Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года. При этом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации определяется форма предоставления указанных мер социальной поддержки. Ст.76 Конституции Российской Федерации, закреплен принцип главенства федерального законодательства на всей территории Российской Федерации и обязательного соответствия ему всех актов субъектов Российской Федерации. Названные выше статьи закона «О ветеранах» не содержат в себе какие-либо положения, при которых реализация права вышеуказанной категории граждан на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета ставится в зависимость от времени включения того или иного лица в список граждан – получателей меры социальной поддержки. Нет в них и указаний на предоставление жилья в порядке очередности среди лиц равной категории. Также федеральное законодательство не предусматривает определенный срок, в течение которого данная категория граждан должна быть обеспечена жильем. Анализ положений закона «О ветеранах» в контексте изложенной выше правовой позиции Конституционного Суда РФ, свидетельствует о том, что эта категория граждан подлежит обеспечению жильем после возникновения у них соответствующего субъективного права - права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. При этом закрепленные федеральным законодательством положения о передаче полномочий по обеспечению жильем органам государственной власти субъектов Российской Федерации и определение формы предоставления указанных мер социальной поддержки нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, не могут служить безусловным основанием для признания доводов истца необоснованными. Суд не может согласиться с доводами представителей исполкома и Министерства, ибо, как указано выше, меры социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, и данные обязательства должны исполняться надлежащим образом. Гарантированное государством правовое положение этой категории граждан, их права не должны нарушаться и ущемляться, в том числе по основаниям недостаточности финансирования отдельных статей Закона. При таком положении доводы истца и его представителя суд признает наиболее состоятельными. Суд также не может согласиться с позицией представителя исполкома и Министерства о том, что обращение истца с настоящим иском в суд фактически является требованием о внеочередном обеспечении жильем. Истец в силу ст.3 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд с защиту своих прав и законных интересов. При рассмотрении данного спора суд принимает во внимание, что истцом на протяжении длительного периода (более 10 лет) не реализовано право на получение данной меры социальной поддержки, наличие на иждивении истца трех несовершеннолетних детей, стесненные жилищные условия истца и членов его семьи. Анализируя в совокупности исследованные доказательства в контексте положений федерального законодательства, суд приходит к выводу, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению за счет надлежащего ответчика – Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан», путем возложения обязанности перечислить на расчетный счет истца субсидию на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в объеме, рассчитанную согласно подп."б" п.2 «Положения». Так как в ходе судебного заседания истцом не представлено заявление об отказе от иска в отношении исполкома, суд считает, что иск следует признать подлежащими удовлетворению частично. Порядок возмещения судебных расходов, регламентирован гл. 7 ГПК РФ. Руководствуясь ст. 194-196 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление Гадельшина М.М. к исполнительному комитету Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан, к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о возложении обязанности перечислить субсидию на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, удовлетворить частично. Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан перечислить в пользу Гадельшина М.М. на расчетный счет №, <данные изъяты>, субсидию на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, рассчитанную согласно подпункту "б" пункта 2 Положения «О предоставлении субсидии на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан», утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года № 275 (в редакции от 02 апреля 2010 года). В остальной части иска Гадельшину М.М. в удовлетворении отказать. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в течение месяца через Азнакаевский городской суд РТ. Судья Сабитов И.Н. Решение не вступило в законную силу.
Именем Российской Федерации