Дело об обязании оборрудовать установленные контейнеры для сбора твердых бытовых отходов



Дело № 2 – 1311/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 августа 2011 года г. Азнакаево РТ

Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе:

судьи - Сабитова И.Н,

с участием прокурора - Зарипова А.Р.,

при секретаре - Салаховой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Азнакаевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к исполнительному комитету города Азнакаево Республики Татарстан, к исполнительному комитету Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан, к Муниципальному учреждению «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан», к Товариществу собственников жилья «Квартал 28» об оборудовании контейнеров в соответствии с санитарными правилами,

У С Т А Н О В И Л:

Азнакаевский городской прокурор РТ в интересах неопределенного круга лиц первоначально обратился в суд с заявлением к ТСЖ «Квартал 28» об оборудовании контейнеров в соответствии с санитарными правилами. В обоснование заявления указано, что прокуратурой в рамках осуществления деятельности по надзору за соблюдением федерального законодательства проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства на территории Азнакаевского муниципального района и г. Азнакаево. В ходе проверочных мероприятий обследовано место установки контейнеров во дворе <адрес> РТ. Установлено, что при осуществлении своей деятельности по сбору и утилизации твердых бытовых отходов ТСЖ «Квартал 28» допущены нарушения требований санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства Российской Федерации. В нарушение п.2.2.2 СП 4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» (далее СП 4690-88) контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, размещенные ТСЖ «Квартал 28» не имеют плотно закрывающихся крышек. Вследствие отсутствия крышек контейнеров, под воздействием порывов ветра и бродячих животных, утилизированные отходы из контейнеров распространяются на прилегающую территорию. Допускаемые ТСЖ «Квартал 28» нарушения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства негативно воздействуют на окружающую среду, создают условия для возникновения и распространения инфекционных заболеваний. В ходе подготовке дела к судебному разбирательству, прокурор уточнил заявление, требования также предъявлены к соответчикам: исполком города Азнакаево Республики Татарстан, исполком Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан, Муниципальное учреждение «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан».

В ходе судебного заседания прокурор Зарипов А.Р. заявление поддержал. Просит заявленные требования удовлетворить за счет ответчиков: исполком города Азнакаево, исполком Азнакаевского муниципального района РТ и МУ «Департамент ЖКХ и благоустройства Азнакаевского муниципального района РТ».

Представитель ТСЖ «Квартал 28» Султанов И.С., на судебное заседание не явился. Представил заявление о рассмотрении дела без его участия с заявлением не согласен, Представил суду письменное возражение.

Представитель третьего лица - главный государственный санитарный врач по Азнакаевскому району и г. Азнакаево Дружков И.Г., просил дело рассмотреть без его участия, заявление поддерживает.

Представитель исполкома Азнакаевского муниципального района РТ Вильданова Н.К., действующая на основании доверенности, на судебное заседание не явилась. Представила заявление о рассмотрении дела без ее участия. С заявлением прокурора не согласна.

Представитель исполкома Азнакаевского муниципального района РТ Сабирзянов Н.Г., действующий на основании доверенности, на судебное заседание не явился. Представил заявление о рассмотрении дела без его участия. С заявлением не согласен. В случае удовлетворения заявления прокурора просит отсрочить исполнение решения суда на срок 6 месяцев.

Представитель МУ «Департамент ЖКХ и благоустройства Азнакаевского муниципального района РТ» Габбасова Н.П. на судебное заседание не явилась. Представила заявление о рассмотрении дела без ее участия.

Представители исполкома г. Азнакаево РТ на судебное заседание не явились. Были извещены.

Учитывая надлежащее извещение участников процесса о времени и месте рассмотрения дела, суд считает возможным дело рассмотреть в отсутствии не явившихся лиц.

Заслушав прокурора Зарипова А.Р., полагавшего заявление подлежащим удовлетворению за счет ответчиков: исполком Азнакаевского района, исполком города Азнакаево и МУ «Департамент ЖКХ и благоустройства Азнакаевского муниципального района РТ», исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление пользуется всеми процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности несения судебных издержек. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

В обоснование своих требований прокурором указано, что ответчиками не соблюдается законодательство, регламентирующее охрану здоровья граждан. В результате создаются условия для возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых и неинфекционных заболеваний (отравлений) людей.

В рамках рассматриваемого дела судом установлено, что контейнеры для сбора мусора приобретались ООО «ПТЖХ» и ООО «Жилхозсервис» в 2008 году в муниципальную собственность. По дополнительному соглашению к договору о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МУ «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» от ДД.ММ.ГГГГ, контейнеры для сбора мусора в количестве 50 штук, переданы на праве оперативного управления МУ «Департамент ЖКХ и благоустройства». Однако распоряжение руководителя исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении имущества на праве оперативного управления фактически не выполнено, контейнеры для сбора мусора по акту приема-передачи данному муниципальному учреждению не были переданы. Согласно счет фактурам и от ДД.ММ.ГГГГ и согласно товарным накладным и от ДД.ММ.ГГГГ, контейнеры для ТБО, всего в количестве 50 шт., муниципальным учреждением «Управление капитального строительства Азнакаевского муниципального района РТ» были переданы ООО «ПТЖХ» и ООО «Жилхозсервис» по 25 шт. каждому обществу в отдельности.

В этой связи суд приходит к выводу, что МУ «Департамент ЖКХ и благоустройства Азнакаевского муниципального района РТ» не может быть надлежащим ответчиком по данному делу.

Из исследованных в порядке ст.181 ГПК РФ письменных материалов следует, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в районе <адрес> РТ имеется оборудованная площадка для размещения контейнеров для сбора мусора. На момент проверки на данной площадке были размещены контейнеры для сбора мусора, не оборудованные плотно закрывающимися крышками. Вывоз мусора производится ежедневно силами ООО «Полигон ТБО» специализированными транспортными средствами.

При даче оценки доводам сторон, суд руководствуется следующим.

Ст.42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим нарушением.

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания. Данная деятельность должна осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, подлежат сбору, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.

В соответствии со ст.11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека

Пунктом 2.2.2 СП 4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988г. №4690-88 предусмотрено, что для сбора твердых бытовых отходов в благоустроенном жилищном фонде следует применять стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.

В соответствии с п.3.3 санитарно-эпидемиологических требований к проведению дератизации (Санитарно - эпидемиологические правила СП 3.5.3.1129-02), утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 12.07.2002г., при эксплуатации производственных, общественных, жилых помещений, зданий, сооружений, транспорта следует соблюдать меры, препятствующие миграции грызунов, создающие неблагоприятные условия для их обитания, в том числе: - использование тары, изготовленной из материалов, устойчивых к повреждению грызунами; - использование для хранения пищевых и бытовых отходов плотно закрывающихся емкостей, регулярная их очистка.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006г., в состав общего имущества в многоквартирных домах контейнерные площадки не включены. Они также отсутствуют и в договорах по оказанию ТСЖ «Квартал 28» услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.

Документы, подтверждающие передачу ТСЖ «Квартал 28» и собственникам жилого <адрес> контейнеров для сбора и хранения бытовых отходов, суду не представлены.

При этом суд обращает внимание участников процесса, что в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п.1 ст.55 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях.

На основании приведенных норм закона суд приходит к выводу, что исполнительные комитеты города Азнакаево и Азнакаевского муниципального района РТ, в соответствии с вышеназванным Федеральным законом РФ от 06.10.2003г. №131-ФЗ представляют интересы населения всего муниципального образования, поскольку местное самоуправление в Российской федерации – форма осуществления наром своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных традиций.

В этой связи суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиками по данному делу являются исполком г. Азнакаево и исполком Азнакаевского муниципального района РТ.

Доводы прокурора Зарипова А.Р. в этой части суд признает обоснованными.

Вследствие отсутствия на контейнерах плотно закрываемых крышек, утилизированные отходы из них, в том числе пищевые отходы, могут распространятся на прилегающую территорию.

Допускаемые нарушения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства могут реально оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать условия для возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых и неинфекционных заболеваний (отравлений) людей.

Вышеназванные положения закона являются нормами прямого действия и подлежат обязательному исполнению. Указанное в настоящем заявлении прокурора нарушение является грубым нарушением природоохранного законодательства.

Поэтому суд приходит к выводу, что требование прокурора о возложении на ответчиков обязанности оборудовать контейнеры для сбора твердых бытовых отходов плотно закрывающимися крышками, является обоснованным, подлежащим удовлетворению.

В связи с тем, что для выполнения работ по оборудованию контейнеров плотно закрывающимися крышками требуется время и денежные средства, суд, с учетом мнения прокурора, считает возможным ходатайство полномочного представителя исполкома Азнакаевского муниципального района РТ Сабирзянова Н.Г. об отсрочке исполнения решения удовлетворить, и отсрочить исполнение решения суда до ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь ст.ст.194, 196-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Азнакаевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к исполкому города Азнакаево Республики Татарстан, к исполкому Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан, к Муниципальному учреждению «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан», к Товариществу собственников жилья «Квартал 28» об оборудовании контейнеров в соответствии с санитарными правилами, удовлетворить.

Обязать исполнительный комитет Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан и исполнительный комитет города Азнакаево Республики Татарстан, оборудовать плотно закрывающимися крышками контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, установленные во дворе <адрес> Республики Татарстан.

Исполнение решения суда отсрочить до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РТ в течение 10 дней через Азнакаевский городской суд РТ.

Судья Сабитов И.Н.

Решение вступило в законную силу 06.09.2011г.