Дело о возложении обязанности представить информацию об объектах размещения отходов



Дело № 2 – 1181/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

г. Азнакаево РТ 26 июля 2011 года

Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе:

судьи - Сабитова И.Н.,

с участием прокурора - Гатауллина Р.Р.,

при секретаре - Салаховой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Азнакаевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Асеево» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности представить информацию об объектах размещения отходов,

У С Т А Н О В И Л :

Азнакаевский городской прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации обратился в суд с заявлением к ООО «Асеево» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан (далее по тексту ответчик) о возложении обязанности представить информацию о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды для получения паспортов отходов на 1-4 класса опасности. В обоснование заявленных требований указано, что Азнакаевской городской прокуратурой в рамках осуществления деятельности по надзору за исполнением природоохранного законодательства проведена проверка исполнения требований Федерального закона «Об отходах производства и потребления». В ходе проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что основным видом деятельности ООО «Асеево» является растениеводство, животноводство, пчеловодство, переработка продукции растениеводства и животноводства. В процессе деятельности ООО «Асеево» образуются отходы I-IV класса опасности, в том числе ТБО, отработанная авторезина, моторные масла, промасленная ветошь, аккумуляторы и т.д. При этом хозяйственная деятельность предприятия осуществляется в отсутствие паспортов на отходы I-IV класса опасности. Ссылаясь на положения действующего федерального законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, прокурор просит суд обязать ООО «Асеево» представить в Приволжское управление Ростехнадзора информацию о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды для получения паспортов отходов на 1-4 класса опасности, установив срок совершения этих действий.

Прокурор Гатауллин Р.Р. поддержал заявление. Просит определить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ответчика Шайхутдинов Р.Р., девствующий на основании доверенности заявление прокурора и обстоятельства, на которых оно основано, признал. Показал суду, что в настоящее время ведутся соответствующие подготовительные работы. В указанный прокурором срок предъявленные требования будут исполнены.

Представители Управления Росприроднадзора по РТ, на судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили.

Выслушав доводы явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В рамках рассматриваемого дела судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, ответчик – ООО «Асеево» зарегистрировано в качестве юридического лица , является действующим юридическим лицом, расположено по адресу: РТ, <адрес>, основной вид деятельности – растениеводство, животноводство, пчеловодство, переработка продукции растениеводства и животноводства. Азнакаевской городской прокуратурой осуществлена проверка исполнения требований Федерального закона «Об отходах производства и потребления», за исполнением природоохранного законодательства. В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ООО «Асеево» не соблюдаются требования закона, не составлены паспорта на отходы I-IV класса опасности, не соблюдается принцип платности природопользования. Мотивируя тем, что ненадлежащее исполнение ООО «Асеево» возложенных на него законом обязанностей по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, влечет нарушение прав и законных интересов, Азнакаевский городской прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ обратился с вышеуказанным заявлением в суд.

При даче оценки доводам участников процесса, суд руководствуется следующим.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду регламентированы Федеральным законом от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);

Ст. 14 вышеуказанного закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности.

В силу ст.11 закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами и др.

Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2003 N 144 (ред. от 31.03.2011) "О введении в действие СП 2.1.7.1386-03" (вместе с "СП 2.1.7.1386-03. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления. Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления. Санитарные правила", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 16.06.2003г., отходы по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека распределяются на четыре класса опасности: - 1 класс - чрезвычайно опасные; - 2 класс - высоко опасные; - 3 класс - умеренно опасные; - 4 класс - мало опасные.

Определение класса опасности отхода осуществляется аккредитованными в установленном порядке организациями в соответствии с настоящими правилами.

Состав отхода определяется производителем (собственником) отхода самостоятельно или с привлечением аккредитованных в установленном порядке организаций. Определение класса опасности отхода производится для каждой партии отходов, вывозимых за пределы предприятия, на котором они образовались. При складировании отходов на полигонах (накопителях) предприятия отбор проб для определения класса опасности производится один раз в 3 года при условии неизменности технологического процесса и используемого сырья. При переходе на иные сырьевые ресурсы или при изменении технологии образующиеся отходы в обязательном порядке подвергаются определению класса опасности.

Установленный производителем (собственником) класс опасности отхода согласовывается с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории.

Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 N 570 "Об организации работы по паспортизации опасных отходов", в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, утвержден Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов.

Согласно п. 2.4 Порядка деятельность по паспортизации опасных отходов включает: - подготовку заявителями сведений о происхождении, составе, свойствах отходов, конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды; - рассмотрение Ростехнадзором и его территориальными органами материалов, представляемых заявителями, о происхождении, составе и свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, отнесении отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, и подготовку документов о подтверждении (неподтверждении) отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды; - оформление и выдачу территориальными органами Ростехнадзора документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды; - согласование паспортов опасных отходов.

Паспорт опасного отхода оформляется на каждый конкретный вид опасного отхода по форме и в соответствии с Инструкцией по ее заполнению, которые утверждены Приказом Министерства природных ресурсов России от 2 декабря 2002 года N 785.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации №71 от 13.09.2010г., Федеральной службе по надзору в сфере природопользования с 01.ю10.2010г. переданы полномочия по разрешительной деятельности в области нормирования сборов и выбросов, образования и размещения отходов, государственной экологической экспертизы.

В силу ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Обращение прокурора с настоящим заявлением обусловлено защитой интересов неопределенного круга лиц из числа жителей Азнакаевского района на благоприятную окружающую среду, в целях предотвращения возникновения негативных, тяжких последствий.

Системный анализ вышеуказанных положений закона и правил, свидетельствует о том, что законодатель возложил на хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязанность представлять в установленном порядке необходимую информацию об отходах в специально уполномоченные органы.

Такая информация включает в себя сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, в том числе: наименование видов отходов, коды отходов по федеральному классификационному каталогу отходов, принадлежность к группе опасных отходов, количество образованных отходов за отчетный период (год), поступление отходов от других организаций, размещение отходов на собственных объектах, количество переработанных, использованных и обезвреженных отходов.

При даче оценки доводам сторон, суд обращает внимание участников процесса, что полномочный представитель ответчика признал заявление прокурора и обстоятельства, на которых они основаны.

Помимо признания заявления прокурора представителем ответчика, обоснованность заявленных требований подтверждается исследованными в порядке ст. 181 ГПК РФ письменными доказательствами.

Анализируя в совокупности исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что доводы прокурора нашли подтверждение, в силу чего заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Что касается позиции прокурора Гатауллина Р.Р. в части определения срока для устранения ответчиком выявленных нарушений действующего законодательства, суд принимает во внимание обстоятельства, на которых основано заявление прокурора, позицию представителя ответчика.

Анализируя исследованные доказательства в контексте вышеуказанных норм закона и правил, суд к выводу, что доводы прокурора в этой части также подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Азнакаевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Асеево» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности представить информацию об объектах размещения отходов, удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Асеево» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан в срок ДД.ММ.ГГГГ представить в Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан информацию о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды в целях получения паспорта отходов на 1-4 класса опасности.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РТ через Азнакаевский городской суд в течение 10 дней.

Судья И.Н.Сабитов

Решение вступило в законную силу 08 августа 2011 года.