Именем Российской Федерации 30 марта 2012 года Азнакаевский городской суд РТ в составе: председательствующего судьи - Гильфановой Т.И., при секретаре - Хасановой А.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ибрагимова И.Н. к исполнительному комитету Азнакаевского муниципального района, Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ о признании права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, У С Т А Н О В И Л: Ибрагимов И.Н. обратился в суд с иском к исполкому Азнакаевского муниципального района РТ, Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ о признании права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета на том основании, что является инвалидом и участником Великой Отечественной войны. В постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ему отказано в связи с тем, что не истек срок с момента совершения истцом действий по ухудшению жилищных условий. С данным отказом он не согласен. На основании приведенных в исковом заявлении норм закона просит суд признать за ним право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года «О ветеранах». Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ предоставить объем средств по обеспечению жильем общей площадью жилья <данные изъяты> кв. м в размере установленной рыночной стоимости строительства 1 кв. м жилья по РТ немедленно. Дело просит рассмотреть без его участия с участием его представителя Закиевой И.М. Представитель истца Закиева И.М. иск поддержала. Представитель исполкома Азнакаевского муниципального района РТ иск не признал, представил письменный отзыв по существу иска. Представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ иск не признал, представил письменный отзыв по существу иска. Дело просил рассмотреть без его участия. Представитель Управления социальной защиты населения по Азнакаевскому району РТ представил заявление о рассмотрении дела без его участия по усмотрению суда. Суд, выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что в удовлетворении иска следует отказать. Судом установлено, что Ибрагимов И.Н. является инвалидом 2 группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны, что подтверждается копией удостоверения серии <данные изъяты> №, выданного ДД.ММ.ГГГГ В ДД.ММ.ГГГГ Ибрагимов И.Н. обратился в исполнительный комитет по вопросу обеспечения его жильем за счет средств федерального бюджета как участника войны, нуждающегося в улучшении жилищных условий. В удовлетворении заявления отказано со ссылкой на ст. 53 Жилищного кодекса РФ. Полагая отказ незаконным, он обратился в суд с данным иском. Ибрагимов И.Н. являлся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, состоящего из 3-х комнат общей площадью <данные изъяты> кв. м, в том числе жилой – <данные изъяты> кв. м., на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ № (<данные изъяты> доля в праве), и свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ № (<данные изъяты> доля в праве). Данная квартира получена истцом по месту работы в порядке очередности в ДД.ММ.ГГГГ. Сам он в списках очередников на получение жилья как инвалид или участник Великой Отечественной войны не состоял. По договору дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ Ибрагимов И.Н. подарил данную квартиру своему сыну Ибрагимову А.И. – <данные изъяты> доли в праве, и Ибрагимову Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, – <данные изъяты> доля в праве. В данной квартире истец проживает согласно регистрации с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ в квартире были зарегистрированы также сын истца Ибрагимов А.И. с супругой и двумя несовершеннолетними детьми. После чего обеспеченность жилой площадью на 1 человека составила <данные изъяты> кв. м. Ранее семья сына истца проживала в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м., принадлежавшей Ибрагимову А.И., Ибрагимову Р.А., Ибрагимовой С.Ф. на праве собственности на основании договора мены квартир от ДД.ММ.ГГГГ. По договору купли-продажи квартиры № от ДД.ММ.ГГГГ данную квартиру приобрел в собственность Фахреев М.Г. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ Родство покупателя с продавцом судом не установлено, сын истца с семьей действительно проживает в квартире отца. После продажи сыном данной квартиры Ибрагимов И.Н. обратился в исполком с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решением общественной жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано со ссылкой на ст. 53 Жилищного кодекса РФ. В ст. 15 Федерального закона РФ «О ветеранах» перечислены меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны. 1. Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»-«ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 № 199-ФЗ, от 29.06.2009 № 135-ФЗ, от 21.12.2009 № 327-ФЗ, от 06.05.2010 № 79-ФЗ) В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 № 135-ФЗ, от 21.12.2009 № 327-ФЗ). Приведенный Федеральный закон содержит основное условие обеспечения участника войны жильем - это нуждаемость в улучшении жилищных условий. Потому доводы представителя истца о том, что по данному закону жильем должны обеспечиваться все участники войны, независимо от того, имеют они жилье или нет (со ссылкой на приведенные в исковом заявлении изменения, внесенные в Федеральный закон «О ветеранах»), суд считает не состоятельными, поскольку они основанным на неправильном толковании этих изменений. Нуждаемость же граждан в улучшении жилищных условий, порядок постановки на учет и основания отказа в принятии на учет определены Жилищным кодексом РФ. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, перечислены в ст. 51 Жилищного кодекса РФ. 1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ) Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения установлены в ст. 50 Жилищного кодекса РФ 4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. 5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. В Азнакаевском районе учетная норма постановки на учет установлена в 12 кв. м. общей площади на человека. В ст. 53 Жилищного кодекса РФ приведены последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий. Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Основания отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях изложены в ст. 54 Жилищного кодекса РФ. 1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. При оценке доводов представителя истца об обязанности государства обеспечить Ибрагимова И.Н. жилым помещением из расчета <данные изъяты> кв. м. за счет средств федерального бюджета суд принимает во внимание доводы представителя исполкома о том, что после того, как Ибрагимов И.Н. в ДД.ММ.ГГГГ подарил квартиру сыну, то его нельзя было признать нуждающимся в улучшении жилищных условий. Поскольку он продолжал проживать в данной квартире общей площадью <данные изъяты> кв. м один. На дату оформления договора дарения Указ Президента РФ по вопросу обеспечения ветеранов войны жильем еще не издавался. В ДД.ММ.ГГГГ в квартиру были вселены Ибрагимов А.И. с семьей, после чего в квартире стало проживать пять человек, и на каждого стало приходиться по <данные изъяты> кв. м. На дату регистрации членов семьи сына в квартире уже действовала Президентская программа обеспечения жильем инвалидов и участников войны, которая предусматривала возможность обеспечения жильем указанной категории лиц независимо от материального положения (наличия или отсутствия у заявителя в собственности жилого помещения). Но и после этого истец не обратился в исполком по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Не обращение истца в этот период с подобным заявлением представитель истца мотивировала состоянием здоровья Ибрагимова И.Н., являющегося инвалидом войны. При оценке этих доводов суд считает, что истец был вправе выдать доверенность дочери или сыну, что он и сделал ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Ибрагимов А.И. и члены его семьи продали свою двухкомнатную квартиру по <адрес>, со слов представителя истца, чтобы отдать долги. Однако каких-либо доказательств их наличия (в виде кредитного договора и т.п.) суду не представили. То обстоятельство, что ранее истец не обеспечивался жилым помещением как участник и инвалид Великой Отечественной войны, не имеет по делу правового значения. Поскольку был обеспечен жильем в порядке очередности по месту работы – на семью из <данные изъяты> человек ему была предоставлена 3-хкомнатная квартира жилой площадью <данные изъяты> кв. м, при учетной норме постановке на учет <данные изъяты> кв. м не нуждался в улучшении жилищных условий. Поскольку общественной жилищной комиссией Азнакаевского муниципального района РТ было установлено, что заявитель искусственно ухудшил жилищные условия, установленный же ст. 53 Жилищного кодекса РФ срок на дату его обращения не истек, то суд приходит к выводу, что Ибрагимову И.Н. обоснованно отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Законных оснований для удовлетворения иска не имеется. Руководствуясь статьями 194, 196-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении иска Ибрагимова И.Н. к исполнительному комитету Азнакаевского муниципального района, Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ о признании права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета отказать. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РТ в течение месяца через Азнакаевский городской суд РТ. С У Д Ь Я: Т.И. Гильфанова. Решение не вступило в законную силу.