Дело о включении периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.



Дело № 2 – 609/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 апреля 2012 года Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи - Гильфановой Т.И.,

при секретаре - Хасановой А.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гайсиной З.Г. к ГУ «Управление Пенсионного фонда России в Азнакаевском районе и городе Азнакаево Республики Татарстан» о включении периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признании права на досрочную трудовую пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

Гайсина З.Г. обратилась в суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда России в Азнакаевском районе и городе Азнакаево РТ» (далее по тексту Азнакаевское УПФ) о включении периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признании права на досрочную трудовую пенсию, мотивировав тем, что ей, как педагогическому работнику, решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ отказано в ее назначении за недостаточностью трудового стажа. При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включен период ухода за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 10 мес. 26 дней), работа в должности воспитателя татарского языка – со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 лет 10 месяцев 06 дней);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 дн.)

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 дн.)

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (14 дн.)

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (25 дн.)

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (25 дн.)

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (25 дн.)

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 дн.) – всего 4 месяца 4 дня – периоды ученических отпусков для сдачи экзаменов и зачетов за время обучения по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» в ВЭГУ. На основании приведенных в исковом заявлении норм закона просит суд включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности указанные периоды, обязать ответчика назначить и выплачивать ей досрочную трудовую пенсию с момента подачи заявления.

Истица Гайсина З.Г. иск поддержала.

Представитель ответчика, ГУ «Управление Пенсионного фонда России в Азнакаевском районе и г. Азнакаево Республики Татарстан», иск не признала, представила письменное возражение по существу иска.

Представитель третьего лица, Управления образования Азнакаевского муниципального района РТ, в суд не явился, был извещен.

Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению частично.

Судом установлено, что Гайсина З.г. с ДД.ММ.ГГГГ имеет педагогический стаж работы. Данное обстоятельство подтверждается записями в трудовой книжке.

ДД.ММ.ГГГГ Гайсина З.Г. обратилась в УПФ РФ в Азнакаевском районе и г. Азнакаево РТ с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с наличием у нее трудового стажа по педагогической деятельности не менее 25 лет. Данное обстоятельство подтверждается макетом пенсионного дела истицы (заявлением о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, копией трудовой книжки, обозренными судом материалами личной карточки истицы)). Решением УПФ от ДД.ММ.ГГГГ в ее назначении отказано. Льготный трудовой стаж определен <данные изъяты>. В этот стаж не включен период ученического отпуска для сдачи экзаменов и зачетов – всего 4 месяца 4 дня; период отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы в должности воспитателя татарского языка в количестве 8 лет 10 месяцев 06 дней.

В силу подпункта 10 п. 1 ст. 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Пенсия ранее достижения пенсионного возраста назначается лицам с учетом особых условий их труда, требующих напряжения физических, моральных и иных сил.

В соответствии со статьями 196, 198 КЗоТ РСФСР оплачиваемый отпуск в связи с обучением без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, не был отнесен к категории дополнительного.

С 1 февраля 2002 г. вступил в силу Трудовой кодекс РФ, с принятием которого отпуск, предоставленный в связи с обучением, был отнесен к разряду дополнительного.

На основании статьи 116 названного выше Кодекса ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

На основании пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Из этого следует, что после принятия Трудового кодекса Российской Федерации ученический отпуск был отнесен к категории дополнительных, и с этого времени подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

18 июня 2007 г. в пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, были внесены изменения, где в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии, могут засчитываться дополнительные отпуска, предоставляемые ежегодно, то есть предоставляемые отдельным категориям работников в связи с характером и особыми условиями труда.

Таким образом, отпуск, предоставленный в связи с учебой, может быть включен в специальный стаж только в период с 1 февраля 2002 г. до 30 июня 2007 г. – с момента вступления в силу постановления Правительства РФ от 18 июня 2007 г. № 381 «О внесении изменений в Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516.

Поскольку в ученических отпусках истица находилась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (14 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (25 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (25 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (25 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то ее требования о включении этих периодов в льготный трудовой стаж подлежат отклонению.

По правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П, Постановлении от 24 мая 2001 г. и Определении от 5 ноября 2002 года, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, что бы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 и 57 Конституции Российской Федерации.

Граждане, приобретшие пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняют ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» 1 декабря 1989 г. была увеличена продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Этим же Постановлением было установлено, что указанный дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с пунктом 7 Разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим Законом.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, (статья 167 КЗоТ РСФСР, в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Суд также принимает во внимание пункт 7 Разъяснений «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11, не предусматривающий, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, не содержит и каких-либо ограничений по возможности учета времени дополнительного неоплачиваемого отпуска в стаже, дающем право на пенсию на льготных условиях.

Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Статьей 167 КЗоТ РФ (в редакции Закона от 25 сентября 1992 г., введенной в действие с 6 октября 1992 г.), отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).

Поскольку отпуск по уходу за ребенком был предоставлен Гайсиной З.Г. до ДД.ММ.ГГГГ и продолжился после ДД.ММ.ГГГГ, в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком после изменения правового регулирования истица не имела возможности прервать отпуск по уходу и приступить к исполнению трудовых обязанностей, поэтому период после ДД.ММ.ГГГГ также подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 год 10 месяцев 26 дней.

Из представленных суду документов следует, что истица окончила Нижнекамское педагогическое училище в ДД.ММ.ГГГГ по специальности «дошкольное воспитание», квалификация «воспитатель детского сада». В ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность воспитателя по обучению детей татарскому языку муниципального дошкольного образовательного учреждения «Салават Купере» комбинированного вида г. Азнакаево Азнакаевского района РТ. В ДД.ММ.ГГГГ присвоена первая квалификационная категория «воспитатель-методист». В ДД.ММ.ГГГГ признана соответствующей заявленной высшей категории по должности «воспитатель по обучению татарскому языку».

Деятельность Гайсиной З.Г. совпадала по характеру и функциям с деятельностью воспитателя детского сада, а эта должность входит в перечень профессий, дающий право на досрочную трудовую пенсию. Дописка в наименовании должности истицы «татарского языка» вместо «воспитатель по обучению татарскому языку» и не сохранение работодателем штатного расписания, иных первичных документов не должно ставиться в зависимость от назначения Гайсиной З.Г. досрочной трудовой пенсии. Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению конституционного права заявителя на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции РФ.

Позиция Пенсионного фонда Российской Федерации о том, что приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 июля 2005 г. № 440 действует только с момента его принятия, является необоснованной, поскольку не учитывает специфику действия пенсионного законодательства во времени, и данный приказ издан в связи с тем, чтобы устранить противоречия по вопросу включения в стаж должности воспитателя с указанием места его работы.

Поскольку в Республике Татарстан установлено два государственных языка – русский и татарский, то периоды работы истицы в должности «воспитателя татарского языка» подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, всего – 8 лет 10 месяцев 06 дней. Фактически эта должность, по мнению суда, соответствует должности педагог-воспитатель, предусмотренной Приказом № 440 от 05.07.2005 года.

На дату обращения ДД.ММ.ГГГГ в УПФ за назначением досрочной трудовой пенсии специальный стаж составил <данные изъяты> дня. Право на назначение досрочной трудовой пенсии Гайсина З.Г. приобрела ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому заявление в части признания за истицей права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости подлежит удовлетворению частично – с ДД.ММ.ГГГГ.

Т.к. требования истца судом удовлетворены частично, то с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в возврат госпошлины 200 руб.

Руководствуясь статьями 194, 196-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Гайсиной З.Г. к ГУ «Управление Пенсионного фонда России в Азнакаевском районе и городе Азнакаево Республики Татарстан» о включении периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признании права на досрочную трудовую пенсию удовлетворить частично.

Обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда России в Азнакаевском районе и городе Азнакаево Республики Татарстан» включить Гайсиной З.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды:

- ухода за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 год 10 месяцев 26 дней;

- период работы в должности воспитателя татарского языка со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 08 лет 10 месяцев 06 дней.

Обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда России в Азнакаевском районе и городе Азнакаево Республики Татарстан» назначить Гайсиной З.Г. с ДД.ММ.ГГГГ досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Взыскать с ГУ «Управление Пенсионного фонда России в Азнакаевском районе и городе Азнакаево Республики Татарстан» в пользу Гайсиной З.Г. в возврат госпошлины 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РТ в течение месяца через Азнакаевский городской суд РТ.

С У Д Ь Я: Т.И. Гильфанова.

Решение не вступило в законную силу.