Дело об устранении нарушений природоохранного законодательства.



Дело № 2 – 738

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 мая 2012 года Азнакаевский городской суд РТ в составе:

председательствующего судьи - Гильфановой Т.И.,

с участием прокурора - Сайфуллиной З.К.,

при секретаре - Хасановой А.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Азнакаевского городского прокурора РТ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к исполнительному комитету Урманаевского сельского поселения Азнакаевского муниципального района РТ об устранении нарушений природоохранного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Азнакаевский городской прокурор РТ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к исполнительному комитету Урманаевского сельского поселения Азнакаевского муниципального района РТ об устранении нарушений природоохранного законодательства на том основании, что Азнакаевской городской прокуратурой по информации, предоставленной Приикским ТУ МЭ и ПР РТ за от ДД.ММ.ГГГГ, проведена проверка исполнения природоохранного законодательства и законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой выявлено грубейшее нарушение закона. В ходе проверочных мероприятий установлен факт систематического сброса с многоквартирных домов <адрес> неочищенных сточных вод на рельеф местности на территорию водоохраной зоны реки Стярле, расположенной на землях Урманаевского сельского поселения. Отобраны пробы сточной воды. Лабораторный анализ проб воды показал, что вода неочищенная - хоз-фекальная. Указанные дома находятся в собственности Исполнительного комитета Урманаевского сельского поселения Азнакаевского муниципального района. Согласно представленным результатам количественного анализа проб воды Приикской СИАК от ДД.ММ.ГГГГ наблюдается превышение установленных нормативов по следующим показателям: аммоний - ион - в 63 раза, фосфаты - в 59 раз. Просит обязать исполнительный комитет Урманаевского сельского поселения Азнакаевского муниципального района РТ устранить допущенные нарушения природоохранного законодательства путем установления выгреба в соответствии со СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения».

Представитель ответчика, исполкома Урманаевского сельского поселения Азнакаевского муниципального района РТ, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, заявление прокурора поддерживает.

Представители третьего лица, Приикского ТУ МЭ и ПР, и представитель третьего лица, МУП «Сельхозжилсервис», заявление прокурора поддержали.

Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что Азнакаевской городской прокуратурой по информации, предоставленной Приикским ТУ МЭ и ПР РТ за от ДД.ММ.ГГГГ, проведена проверка, в ходе которой выявлены грубые нарушения природоохранного законодательства и законодательства об охране окружающей среды. Установлен факт систематического сброса с многоквартирных домов <адрес> неочищенных сточных вод на рельеф местности на территорию водоохраной зоны реки Стярле, расположенной на землях Урманаевского сельского поселения. Отобраны пробы сточной воды. Лабораторный анализ проб воды показал, что вода неочищенная - хоз-фекальная. Указанные дома находятся в муниципальной собственности Исполнительного комитета Урманаевского сельского поселения Азнакаевского муниципального района. Согласно представленным результатам количественного анализа проб воды Приикской СИАК от ДД.ММ.ГГГГ наблюдается превышение установленных нормативов по следующим показателям: аммоний - ион - в 63 раза, фосфаты - в 59 раз.

Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 36 Конституции Российской Федерации устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно части 5 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Согласно статье 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Статьей 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещен (п. 2 ст. 51).

В силу п. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещаются использование сточных вод для удобрения почв; размещение мест захоронения отходов производства и потребления, химических, отравляющих и ядовитых веществ.

Статьей 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» на юридических и физических лиц, осуществляющих эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, возложена обязанность соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения» для отдельно стоящих зданий при расходе сточных вод до 1 куб.м/сутки допускается устройство выгреба, с последующим вывозом сточных вод на биологические очистные сооружения. Хоз-фекальные стоки являются жидкими бытовыми отходами, класс опасности этого отхода по всероссийскому классификатору - 4.

Судом установлено, что жидкие отходы из указанных выше домов через канализационные трубы собирались в выгребную яму. Но со временем стенки емкости этой ямы перестали удерживать жидкие отходы, и они стали просачиваться в почву, сама канализационная труба была разрезана, в результате все неочищенные сточные воды стали вытекать на рельеф местности на территорию водоохраной зоны реки Стярле. По результатам проведенной проверки руководитель Урманаевского сельского поселения привлечен к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ. Однако меры по ликвидации сброса неочищенных сточных вод на рельеф местности с многоквартирных домов не принимаются. Бездействие исполкома Урманаевского сельского поселения следует признать незаконным.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерацию», к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также контроль за использованием земель поселения.

В соответствии со статьями 7 и 48 Устава муниципального образования «Урманаевское сельское поселение» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан Исполнительный комитет поселения организует в границах Поселения водоотведение, обеспечивает организацию благоустройства территории Поселения, организует сбор и вывоз бытовых отходов, осуществляет организацию охраны земель, находящихся в муниципальной собственности.

Игнорирование Исполнительным комитетом Урманаевского сельского поселения Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан указанных требований природоохранного законодательства и законодательства об охране окружающей среды нарушает интересы Российской Федерации, а также гарантированное ст. 42 Конституции РФ право неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей Исполнительным комитетом Урманаевского сельского поселения приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории поселения, что негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Представитель МУП «Сельхозжилсервис» предложило ответчику на основании соответствующего договора на возмездной основе оказать услуги по замене в жилых домах канализационной системы. Но в связи с отсутствием денег ответчик от их услуг отказался.

Приведенные СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения» предусматривают комплекс мер по устранению выявленных нарушений. Прокурор в суде заявление поддержал и просил суд обязать ответчика провести комплекс мер в соответствии с данными СНиП. Суд считает, что требования Азнакаевского городского прокурора соответствуют приведенным нормам закона, и потому являются обоснованными, подлежат удовлетворению.

Поскольку для устранения выявленных нарушений необходимы денежные средства и время, суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным установить ответчику срок для их устранения до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь статьями 194, 196-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Азнакаевского городского прокурора РТ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к исполнительному комитету Урманаевского сельского поселения Азнакаевского муниципального района РТ об устранении нарушений природоохранного законодательства удовлетворить.

Обязать исполнительный комитет Урманаевского сельского поселения Азнакаевского муниципального района РТ в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

- произвести замену канализационного трубопровода в жилых многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес>;

- установить в с. Урманаево Азнакаевского района Республики Татарстан выгреб, организовать его своевременную и регулярную очистку с последующим вывозом сточных вод на биологические очистные сооружения в соответствии со СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РТ в течение месяца через Азнакаевский городской суд РТ.

С У Д Ь Я: Т.И. Гильфанова.

Решение не вступило в законную силу.