Дело об устранении нарушения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации автотранспортных средств



Дело № 2-874/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 мая 2012года г. Азнакаево РТ

Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе:

судьи - Сабитова И.Н.,

с участием заместителя прокурора - Сайфуллиной З.К.,

при секретаре - Салаховой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Азнакаевского городского прокурора в интересах несовершеннолетних воспитанников Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа по хоккею с шайбой и фигурному катанию» Азнакаевского муниципального района к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа по хоккею с шайбой и фигурному катанию» Азнакаевского муниципального района о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области безопасности дорожного движения при эксплуатации автотранспортных средств,

У С Т А Н О В И Л:

Азнакаевский городской прокурор в интересах несовершеннолетних воспитанников, обратился в суд с заявлением к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа по хоккею с шайбой и фигурному катанию» Азнакаевского муниципального района» (далее по тексту ответчик ДЮСШ) о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств. В обосновании заявления указано, что в ходе проверки по факту обращения родителей воспитанников ДЮСШ о нарушении закона при организации участия несовершеннолетних воспитанников в первенстве Республики Татарстан выявлено, что ДД.ММ.ГГГГ хоккейная команда <данные изъяты> состоящая из воспитанников ДЮСШ, <данные изъяты> <адрес> выехала <адрес> для участия в финальных играх первенства Республики Татарстан по хоккею с шайбой. Поездка организована на трех автомобилях: <данные изъяты>, находящегося во владении ДЮСШ на праве оперативного управления, под управлением штатного водителя ДЮСШ <данные изъяты>, принадлежащем на праве собственности <данные изъяты> под его управлением и марки <данные изъяты>, принадлежащего <данные изъяты> под его управлением. По ходу следования к пункту назначения, на 146 км автодороги <адрес> с участием автомобиля <данные изъяты> под управлением <данные изъяты>. произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого несовершеннолетние воспитанники ДЮСШ <данные изъяты> получили телесные повреждения различной степени тяжести, <данные изъяты>. По данному факту следственным отделением отдела МВД России по Чистопольскому району ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело по ч.3 ст. 264 УК РФ. Причиной привлечения к организации поездки детей в г.Казань родителей воспитанников ДЮСШ и их автомобилей стала недостаточность посадочных мест в автомобиле <данные изъяты> (их всего 17, без учета места водителя) и ненадлежащее техническое состояние автобуса <данные изъяты>, находящегося во владении ДЮСШ на праве оперативного управления: - суммарный люфт в рулевом управлении превышает допустимые значения; - не исправны элементы тормозной системы (тормоза отсутствуют);- отсутствуют ремни безопасности пассажиров.

Прокурор Сайфуллина З.К. в судебном заседании поддержал заявление.

Представитель ответчика - директор ДЮСШ Сафиуллин И.А. заявленные прокурором требования и обстоятельства, на которых оно основаны признал. При этом пояснил суду, что вышеназванный автобус <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ выпуска, передан ДЮСШ ДД.ММ.ГГГГ и закреплен за ДЮСШ на праве оперативного управления. Пассажирские сиденья автобуса заводом изготовителем не оборудованы ремнями безопасности. ДД.ММ.ГГГГ автобус эксплуатировался по назначению не только в интересах ДЮСШ. ДД.ММ.ГГГГ ДЮСШ был передан автомобиль <данные изъяты> Штат ДЮСШ утверждается учредителем – исполкомом района. По штату имеется 1 должность водителя. За водителем в настоящее время закреплен автомобиль <данные изъяты> По этой причине и по причине того, что автобус <данные изъяты> имеет неисправности элементов рулевого управления и тормозной системы, выявленные в ходе технического осмотра, данный автобус ДЮСШ ДД.ММ.ГГГГ не эксплуатируется. Планируется в будущем данный автобус передать во вновь образуемое муниципальное бюджетное учреждение по транспортному обслуживанию муниципальных бюджетных учреждений. Просит суд предоставить отсрочку исполнения решения суда до 1 октября 2012 года, мотивируя тем, что ДЮСШ в настоящее время не располагает внебюджетными средствами для устранения технических неисправностей автобуса. Внебюджетные доходы предполагаются с начала нового учебного сезона от предоставления населению платных услуг – прокат коньков при посещении ледового дворца.

Представитель третьего лиц, исполкома Азнакаевского района РТ Сабирзянов Н.Г. поддержал заявление прокурора.

Представители третьего лица Азнакаевского ОГИБДД в суд не явились, о причинах неявки не известили.

Выслушав доводы явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

В силу ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту ГПК РФ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ МРИ ФНС № 15 по Республике Татарстан за основным регистрационным номером зарегистрировано юридическое лицо – Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа по хоккею с шайбой и фигурному катанию» Азнакаевского муниципального района РТ (далее ДЮСШ). Согласно Уставу, ДЮСШ является юридическим лицом, некоммерческой организацией, и создано в соответствии с постановлением руководителя исполкома Азнакаевского муниципального района РТ ДД.ММ.ГГГГ. Разделом 1 Устава предусмотрено, что ДЮСШ имеет статус учреждения – школа, учредителем ДЮСШ является исполком Азнакаевского муниципального района РТ, имущество находится в оперативном управлении и в соответствии с договорами безвозмездного пользования между учредителем, балансодержателем и ссудополучателем. Основными задачами ДЮСШ согласно разделу 2 Устава являются: вовлечение детей в систематическое занятие спортом, формирование потребности в здоровом образе жизни и др. Распоряжением руководителя исполкома Азнакаевского муниципального района РТ ДД.ММ.ГГГГ. Сайфуллин И.А. принят на должность директора ДЮСШ. ДД.ММ.ГГГГ. между исполкомом Азнакаевского муниципального района РТ, в лице председателя Палаты имущественных и земельных отношений Галиевой Ф.Г., с одной стороны, и ДЮСШ, в лице директора Сафиуллина И.А,, с другой стороны, заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МОУ ДОД «ДЮСШ по хоккею с шайбой и фигурному катанию», в соответствии с которым ДЮСШ принимает на праве оперативного управления муниципальное имущество, согласно приложению к договору, в том числе транспорт: Трактор <данные изъяты>, автобус <данные изъяты>. Согласно разделу 2 данного договора, ДЮСШ (учреждение) обязано, в том числе: зарегистрировать право оперативного управления имуществом, содержать имущество в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации, своевременно производить за свой счет текущий, а также капитальный ремонт имущества в сроки, установленные СНиП и ЕНИРП. Принятое по договору имущество, в том числе автобус <данные изъяты>, принято на баланс ДЮСШ. ДД.ММ.ГГГГ. между исполкомом Азнакаевского муниципального района РТ, в лице председателя Палаты имущественных и земельных отношений Галиевой Ф.Г., с одной стороны, и ДЮСШ, в лице директора Сафиуллина И.А,, с другой стороны, заключено дополнительное соглашение к договору о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МОУ ДОД «ДЮСШ по хоккею с шайбой и фигурному катанию», согласно которому, приложение к договору дополнено объектом – транспорт, автомобиль <данные изъяты>. Азнакаевской городской прокуратурой по факту обращения родителей воспитанников ДЮСШ о нарушении закона при организации участия несовершеннолетних воспитанников ДЮСШ в Первенстве Республики Татарстан по хоккею с шайбой, Азнакаевской городской прокуратурой проведена проверка. В ходе проверки установлено, что находящийся в пользовании ДЮСШ на праве оперативного управления автобус <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты> не соответствует требованиям законодательства в области безопасности дорожного движения. Автобус имеет неисправности тормозной и рулевой системах, выявленные в ходе технического осмотра ДД.ММ.ГГГГ. Мотивируя тем, что автобус предназначен и используется для перевозки воспитанников ДЮСШ, выявленные нарушения при эксплуатации автобуса противоречат требованиям действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения и обеспечения сохранности жизни, здоровья воспитанников образовательного учреждения, прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ обратился с вышеуказанным заявлением в суд.

При оценке доводов участников процесса и представленных доказательств, суд руководствуется следующим.

В силу п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", о признании стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения (ч.2 ст.68 ГПК РФ), указывается в мотивировочной части решения одновременно с выводами суда об установлении этих обстоятельств, если не имеется предусмотренных частью 3 статьи 68 ГПК РФ оснований, по которым принятие признания обстоятельств не допускается.

Право признания обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принадлежит и представителю стороны, участвующему в деле в ее отсутствие, если это не влечет за собой полного или частичного отказа от исковых требований, уменьшения их размера, полного или частичного признания иска.

Как указано выше полномочный представитель ДЮСШ в ходе судебного заседания заявленные требования прокурора и обстоятельства, на которых они основаны, признал.

При оценке позиции данного участника процесса, суд принимает во внимание следующее.

В силу с ложившейся судебной практики по рассмотрению гражданских дел, признание стороной спора его полномочным представителем обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования, является проявлением принципа диспозитивности гражданского процесса, и выступает на основании ч.1 ст.55 ГПК РФ одним из средств судебного доказывания. Признание иска в силу ГПК РФ подлежит оценке в совокупности и взаимосвязи с другими доказательствами по делу.

В силу общих положений Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозка граждан осуществляемое между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов подпадает под характеристику пригородных сообщении. Перевозка в междугородном сообщении характеризуется перевозкой граждан, осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Согласно п.11 "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N1090, запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий.

В силу раздела №1 и №2 «Приложения», к неисправностям, автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин, при которых запрещается их эксплуатация, отнесены: неисправности тормозной системы, неисправности рулевого управления.

Доводы прокурора о том, что находящийся на балансе ДЮСШ автобус <данные изъяты> г.н. <данные изъяты> имеет технические неисправности, что является безусловными основаниям для запрещения его эксплуатации, помимо признания данных обстоятельств полномочным представителем ответчика, объективно подтверждаются исследованными письменными материалами, в том числе справкой (письмом) ГИБДД ОМВД России по Азнакаевскому району ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что в ходе технического осмотра вышеуказанного транспортного средства выявлены неисправности, в том числе: неисправны элементы рулевого управления и элементы тормозной системы.

Учитывая изложенные обстоятельства, и принимая во внимание, что находящийся на балансе ДЮСШ автобус ПАЗ-32054 г.н. Р 702 ЕХ 16 (рус) предназначен для перевозки пассажиров из числа воспитанников ДЮСШ, суд приходит к выводу, что требования прокурора в части возложения на ответчика обязанность устранить выявленные в ходе технического осмотра нарушения требований основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Что касается заявления прокурора в части возложения на ответчика обязанности оборудовать сиденья автобуса ремнями безопасности, суд принимает во внимание следующее.

Пунктом 4.1 "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения", (в редакции от 24.02.2010 N 87), предусмотрено, что в автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности.

Как установлено судом автобус <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ выпуска. Сиденья автобуса не оборудованы заводом-изготовителем ремнями безопасности и подголовниками сидений.

ГОСТом Р51160-98 "Автобусы для перевозки детей. Технические требования" (действовавшим в редакции на дату изготовления автобуса) предусмотрены технические характеристики автобуса для перевозки детей и его отдельных элементов. ГОСТ предусматривал оборудование сиденья удерживающими устройствами для детей, которые представляют совокупность поясного ремня безопасности и устройств регулирования и крепления.

В силу п.7.9. вышеназванных Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения" (в редакции Постановления Правительства РФ от 24.02.2010 N 87), отсутствие ремней безопасности и (или) подголовников сидений, если их установка была предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, является правовым основанием для запрещения эксплуатации транспортного средства.

Согласно же п.7.9. Положений в редакции, действовавшей на дату изготовления автобуса, таким основанием признавалось отсутствие ремней безопасности и подголовников сидений, если их установка была предусмотрена конструкцией транспортного средства.

Так как конструкция автобуса на дату его изготовления (2005 год) не предусматривала наличие ремней безопасности, а установка ремней безопасности должно осуществляться в строгом соответствии с техническими требованиями, предъявляемыми ГОСТом Р 51160-98, суд приходит к выводу об отсутствии достаточных правовых оснований для возложения на ответчика обязанности оборудовать предусмотренные заводом –изготовителем сиденья автобуса ремнями безопасности.

Анализируя в совокупности исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора следует признать подлежащим удовлетворению частично.

Что касается ходатайства представителя ответчика об отсрочке исполнения решения суда, суд руководствуется ст.203 ГПК РФ, согласно которой, основаниями для отсрочки исполнения решения суда, являются конкретные обстоятельства, свидетельствующие о том, что исполнение решение суда в установленные законом сроки не представляется возможным вследствие имущественного положения сторон, либо в силу не зависящих от них обстоятельств и других уважительных причин.

В силу правовой позиции, изложенной в Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.04.2006г. №104-О " отсрочка или рассрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения. Основания для отсрочки, рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

Учитывая, что ДЮСШ является муниципальным бюджетным учреждением, деятельность учреждения осуществляется за средств бюджета, принимая во внимание сведения, что автобус ДЮСШ не эксплуатируется по причине его неисправности, а для устранения неисправностей необходимы дополнительные средства и время, суд приходит к выводу, что ходатайство представителя ответчика об отсрочке исполнения решения суда подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Азнакаевского городского прокурора в интересах несовершеннолетних воспитанников Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа по хоккею с шайбой и фигурному катанию» Азнакаевского муниципального района к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа по хоккею с шайбой и фигурному катанию» Азнакаевского муниципального района о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации автотранспортных средств, удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа по хоккею с шайбой и фигурному катанию» Азнакаевского муниципального района устранить нарушения законодательства в области безопасности дорожного движения при эксплуатации автотранспортных средств, а именно: устранить неисправности тормозной и рулевой системы транспортного средства - <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты> выявленные ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ГИБДД ОМВД России по Азнакаевскому району в ходе технического осмотра транспортного средства.

Исполнение настоящего решения отсрочить ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части заявления Азнакаевскому городскому прокурору в удовлетворении отказать.

Судья Сабитов И.Н.

Решение не вступило в законную силу.