Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 июня 2012 года Азнакаевский городской суд РТ в составе: председательствующего судьи - Гильфановой Т.И., с участием прокурора - Сайфуллиной З.К., при секретаре - Хасановой А.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Азнакаевского городского прокурора РТ в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «АК БАРС» Банк о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание, У С Т А Н О В И Л: Азнакаевский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к ОАО «АК БАРС» Банк о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание на том основании, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 24.11.1995г. № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и соблюдении иных прав указанной категории граждан. В ходе проведенной проверки установлено, что указанные требования законодательства ответчиком не соблюдаются. В Азнакаевский филиал банка, расположенный по адресу: <адрес>, не обеспечен беспрепятственный доступ маломобильной категории граждан, в том числе лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Входная площадка (наружная лестница) не оборудована пандусом, что является нарушением п. 3.9 СНиП 35-01-2001 «Доступность здания и сооружения для маломобильных групп населения». Высота порогов у дверных проемов не соответствуют п. 3.23 СНиП 35-01-2001. На прилегающей к зданию филиала парковке не выделены места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Просит суд обязать ответчика оборудовать наружные лестничные марши в здании филиала пандусом и поручнями, высоту дверных порогов входной группы в здание привести в соответствии с п. 3.23 СНиП 35-01-2001, по которому высота порогов не должна превышать 0,025 м. В ходе судебного заседания помощник прокурора Сайфуллина З.К. заявление поддержала. Представитель ответчика, ОАО «АК БАРС» Банк, Мухсинов Р.М. заявление не признал, представил письменный отзыв по существу заявления. Представитель третьего лица, Азнакаевского районного правления Всероссийского общества инвалидов, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия, заявление поддерживает. Выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление обоснованно, подлежит удовлетворению. Судом установлено, что Азнакаевской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 24.11.1995г. № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и соблюдении иных прав указанной категории граждан. Установлено, что требования законодательства ответчиком не соблюдаются. В Азнакаевский филиал банка, расположенный по адресу: РТ <адрес>, не обеспечен беспрепятственный доступ маломобильной категории граждан, в том числе лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Входная площадка (наружная лестница) не оборудована пандусом, что является нарушением п. 3.9 СНиП 35-01-2001 «Доступность здания и сооружения для маломобильных групп населения». Высота порогов у дверных проемов не соответствуют п. 3.23 СНиП 35-01-2001. На прилегающей к зданию филиала парковке не выделены места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно - зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Строительные нормы и правила № 35-01-2001 «Доступность здания и сооружения для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 г. № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025м. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2005 года № 832, и государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ 17.03.2011 года № 175. Нарушение гарантированных государством прав инвалидов негативно влияет на их адаптацию в обществе. При этом личное посещение инвалидами помещений и объектов социальной инфраструктуры благотворно влияет на их социализацию и служит хорошим стимулом для активной общественной жизни. Судом установлено, что здание филиала банка построено в ДД.ММ.ГГГГ – до принятия Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ». Согласно же нормам Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования безопасности для пользователей зданиями и сооружениями в части доступа для инвалидов не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения, введенных в эксплуатацию до вступления в силу таких требований. Из отзыва и объяснений представителя ответчика следует, что ими в ДД.ММ.ГГГГ заключен договор с ОАО Институт «Казанский Промстройпроект», изготовлен проект реконструкции, заключен договор подряда, в соответствии с которыми предусмотрено строительство входной группы в здание, включающей в себя пандусы, лестничные площадки, входные проемы и пороги, удовлетворяющие требованиям пунктов 3.9 и 3.23 СНиП 35-01-2001, утвержденных постановлением № 73 от 16.07.2001 года Государственного комитета РФ по строительству и ЖКХ, а также Федеральному закону № 384-ФЗ от 30.12.2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В настоящее время в здании проводятся плановые строительно-монтажные работы по утвержденному проекту в соответствии с графиком выполнения работ, которым предусмотрено окончание работ в ДД.ММ.ГГГГ. На день вынесения судом решения работы не завершены. Поэтому суд требования прокурора находит обоснованными. И считает необходимым установить срок до ДД.ММ.ГГГГ для устранения ответчиком выявленных нарушений. Руководствуясь статьями 194, 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Заявление Азнакаевского городского прокурора РТ в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «АК БАРС» Банк о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание удовлетворить. Обязать открытое акционерное общество «АК БАРС» Банк в лице Азнакаевского филиала в срок до ДД.ММ.ГГГГ в целях беспрепятственного доступа в здание инвалидов и маломобильных групп населения оборудовать наружные лестничные марши в здание Азнакаевского филиала банка, расположенного по адресу: <адрес>, пандусом и поручнями, высоту дверных порогов входной группы привести в соответствие с п. 3.23 СНиП 35-01-2001 «Доступность здания и сооружения для маломобильных групп населения» – не выше 0,025 м. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РТ в течение месяца через Азнакаевский городской суд РТ. С У Д Ь Я: Т.И. Гильфанова. Решение не вступило в законную силу.