Дело о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2 –1081/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июня 2012 года г. Азнакаево РТ

Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе:

судьи Сабитова И.Н.,

при секретаре Салаховой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нигматуллиной А.Р. к Государственному Учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и городе Азнакаево Республики Татарстан» о включении отдельных периодов в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л :

Нигматуллина А.Р. (далее по тексту истец) обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и г.Азнакаево Республики Татарстан» (далее по тексту ответчик УПФ) о признании незаконным отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, о включении отдельных периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обосновании заявленных требований истцом указано, что решением УПФ ДД.ММ.ГГГГ незаконно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности из-за отсутствия требуемого стажа. Ответчиком УПФ не включены в «льготный» стаж периоды: <данные изъяты> Просит признать отказ УПФ в назначении досрочной пенсии незаконным, включить оспариваемые периоды в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, назначить ей досрочную пенсию по старости.

Истец Нигматуллина А.Р. в судебном заседании в порядке уточнения заявленных требований просит суд оспариваемые периоды включить в льготный трудовой стаж и обязать УПФ назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии, а именно с ДД.ММ.ГГГГ Считает, что с учетом оспариваемых периодов, необходимый трудовой стаж на дату обращения с заявлением в УПФ, уже был выработан. Просит принять во вниманиеДД.ММ.ГГГГ начала работать учителем татарского языка в ясли-садах Период работы в данной должности ДД.ММ.ГГГГ ответчиком включен в льготный стаж. В последующем по независящим от нее обстоятельствам указанная должность была переименована на воспитатель по обучению детей татарскому языку в соответствии с приказом Министерства народного образования ТАССР № 168 от 04.03.1991 года. Трудовая деятельность ее не изменилась, изменилось только наименование должности.

Представитель ответчика – УПФ Мубаракшина Э.И., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала письменный отзыв УПФ на исковое заявление.

Представители отдела образования исполкома Азнакаевского муниципального района РТ в суд не явились, были извещены.

Выслушав доводы явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, изучив материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.ст. 55,56 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту ГПК РФ) доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В рамках рассматриваемого дела судом установлено, что истец Нигматуллина А.Р. с ДД.ММ.ГГГГ обучалась в Чистопольском педагогическом училище. После завершения учебы, согласно направлению ДД.ММ.ГГГГ года начала педагогическую деятельность, принята на должность воспитатель ясли - сада Заинского сахарного завода. В настоящее время продолжает педагогическую деятельность. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в территориальный орган УПФ в Азнакаевском районе и г.Азнакаево РТ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением УПФ ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии истцу отказано по мотиву недостаточности специального стажа. УПФ признан обоснованным специальный стаж истца ДД.ММ.ГГГГ Ответчиком УПФ не включены в специальный стаж истца различные периоды, в том числе: обучение в Чистопольском педагогическом училище ДД.ММ.ГГГГ работа в должности воспитателя татарского языка ясли-сада «Камаз»: <данные изъяты> Мотивируя тем, что отказ УПФ в назначении досрочной трудовой пенсии является необоснованным, нарушающим ее права и законные интересы, истец обратилась с первоначальным заявлением в суд.

При оценке доводов сторон и представленных доказательств, суд руководствуется следующим.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" регламентируются Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ст.7 вышеназванного закона, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости согласно подпунктам 7 - 13 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством РФ.

Периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в специальный стаж при назначении досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в соответствии со Списком должностей и учреждений работников народного образования, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, с 01 ноября 1999 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 и с 12 ноября 2002 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, а также с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516.

При оценке представленных доказательств суд обращает внимание участников процесса на следующее.

Положения ч.2 ст.6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В период учебы истца в педагогическом училище действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, порядок применения которого был урегулирован в Положении о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.

Пунктом 2 указанного Положения предусмотрена возможность включения в педагогический стаж периода обучения в педагогических учебных заведениях и университетах при условии, если непосредственно этому периоду предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Как следует из материалов дела, истец обучалась в Чистопольском педагогическом училище с ДД.ММ.ГГГГ Непосредственно перед поступлением в учебное заведение, т.е. ДД.ММ.ГГГГ истец не имела стажа по педагогической деятельности.

В соответствии с трудовой книжкой, первая запись о трудовой деятельности истца начинается ДД.ММ.ГГГГ когда она была принята на работу в ясли-сад , уволена ДД.ММ.ГГГГ

В связи с чем, суд приходит к выводу о несоблюдении обязательного условия, необходимого для включения учебы в педагогическом учебном заведении в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.

При таком положении требования истца о включении в «специальный стаж» период обучения в Чистопольском педагогическом училище ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению.

Что касается иных оспариваемых истом периодов, суд обращает внимание на следующее.

В обосновании своей позиции представитель ответчика ссылается на доводы, изложенные в письменном возражении на исковое заявление, согласно которым для назначения досрочной пенсии педагогическим работникам Правительство РФ Постановлением от 29.10.2002 года № 781 утвердило Список должностей и учреждений. Работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию, и правила исчисления стажа работы, дающей право на досрочную пенсию. При установлении педагогам досрочной пенсии необходимо пользоваться ранее действовавшими документами, в том числе: при подтверждении периода работы до 01.11.1999 года – Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет. В связи с изменением наименований некоторых должностей, для того, чтобы сотрудники, которые работали или работают в должностях, не поименованных в Списке, могли также воспользоваться правом на досрочную трудовую пенсию, были разработаны нормативные документы, которые предусматривают тождественность наименований должности. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.07.2005 года №40 предусмотрена тождественность отдельных должностей наименованию должности «воспитатель», предусмотренный п.1 раздела «Наименование должностей Списка». Так как не предусмотрена тождественность должности воспитатель татарского языка должности воспитателя, предусмотренного Списком, считают, что требования истца в этой части также не подлежат удовлетворению.

При оценке указанных доводов суд руководствуется следующим.

Как указано выше в соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 в разделе "Наименование должностей" предусмотрена должность воспитатель, в разделе "Наименование учреждений" - общеобразовательное учреждение: ясли-сад.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20.12.2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен разрешаться судом их конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в служебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям, профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В оспариваемые истцом периоды работы действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периоды работы в должности воспитатель в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах.

В число детских дошкольных образовательных учреждений, время работы в которых дает право на назначение льготной пенсии, входили детские сады всех наименований, при этом в состав детского комбината в качестве структурных подразделений входили детский сад, ясли-сад, детские ясли, которые в свою очередь предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, лающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Разрешая спор, суд исходит из того, что истец имеет педагогическое образование, в связи с чем согласно штатному расписанию персонала ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу воспитателем в я/сад управления детских учреждений. 01.09.1990 года переведена учителем татарского языка я/сада того же управления. ДД.ММ.ГГГГ должность истца переименована «воспитатель по обучению детей татарскому языку». Уволена из я/сада ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию. ДД.ММ.ГГГГ принята на должность воспитатель по обучению детей татарскому языку я/сада <данные изъяты>

Из исследованных доказательств следует, что истец в оспариваемые периоды работала воспитателем я/сада, осуществляла трудовую деятельность, связанную с воспитанием детей.

Допустимые доказательства, опровергающие доводы истца в этой части, участниками процесса представлены не были.

При изложенных обстоятельствах, требования истца о включении названных выше периодов работы в должности воспитателя по обучению детей татскому языку я/сада № 140 и я/сада №1, суд признает обоснованными, заявление в эжтой части подлежит удовлетворению.

Что касается иска в части признания права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с 26 марта 2012 года, суд учитывает единую позицию сторон в части признания ответчиком иных неоспариваемых периодов работы истца на дату ее обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 26.03.2012г.

Так как ответчиком не оспаривается стаж работы истца на дату обращения – ДД.ММ.ГГГГ с учетом признания обоснованными требований истца о включении указанных выше периодов работы в «специальный» стаж истца, суд приходит к выводу, что на дату обращения истца в УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, требуемый стаж 25 лет, истцом уже был выработан.

При таком положении требования истца в этой части так же подлежат удовлетворению.

В силу ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Анализируя в совокупности исследованные доказательства в контексте вышеуказанных норм закона, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Порядок, основания возмещения судебных издержек, понесенных сторонами и судом при рассмотрении гражданского дела, регламентированы гл. 7 ГПК РФ.

Суд в рамках рассматриваемого спора принимает во внимание, что истец в судебном заседании отказалась от возмещения ответчиком судебных издержек, связанных с рассмотрением настоящего гражданского дела.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Нигматуллиной А.Р. к Государственному Учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и городе Азнакаево Республики Татарстан» о включении отдельных периодов в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, удовлетворить частично.

Обязать Государственное Учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и городе Азнакаево Республики Татарстан» периоды работы Нигматуллиной А.Р. в должности воспитатель татарского языка ясли сада <данные изъяты> включить в трудовой стаж Нигматуллиной А.Р., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Назначить Нигматуллиной А.Р. досрочную трудовую пенсию по старости ДД.ММ.ГГГГ

В остальной части иска Нигматуллиной А.Р. в удовлетворении отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан через Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в течение месяца.

Судья Сабитов И.Н.

Решение не вступило в законную силу.