Дело о взыскании невыплаченных сумм компенсаций за вред, причиненный здоровью.



Дело № 2 – 1039

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 июля 2012 года Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи - Гильфановой Т.И.,

с участием прокурора - Сайфуллиной З.К.,

при секретаре - Хасановой А.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марданшина И.Х. к Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ о взыскании невыплаченных сумм компенсаций за вред, причиненный здоровью,

У С Т А Н О В И Л:

Марданшин И.Х. обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ о взыскании невыплаченных сумм компенсаций за вред, причиненный здоровью, на том основании, что он является участником ядерных испытаний на испытательном полигоне в Семипалатинске. С ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в Управлении социальной защиты как участник подразделения особого риска пункт «Д» и получает ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 445,72 руб., ему назначена ежегодная компенсация на оздоровление в размере 445,72 руб. Является инвалидом 2 группы. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему выплачена денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров 1337 руб. 16 коп. С размером установленной ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров не согласен, т.к. она определена без учета ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по РФ, роста минимального размера оплаты труда, а также без учета индекса роста инфляции. На основании приведенных в исковом заявлении норм закона и расчетов просит суд взыскать с ответчика за счет средств федерального бюджета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно задолженность по ежемесячным компенсациям на приобретение продуктов питания в размере 2981,73 руб. Обязать ответчика выплачивать ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную компенсацию на приобретение продуктов питания 1439 руб. 63 коп. и с ДД.ММ.ГГГГ ежегодную компенсацию на оздоровление в размере 2159 руб. 51 коп. с дельнейшей индексацией этих видов компенсаций в размере и порядке, устанавливаемом Правительством РФ, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете РФ», с нарастающим итогом.

Истец Марданшин И.Х. иск поддержал, обратился в суд с дополнительным иском о взыскании с ответчика за счет средств федерального бюджета денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 125139 руб. 97 коп. и денежную компенсацию на оздоровление за тот же период в размере 15108 руб. 20 коп. согласно представленным расчетам. После отложения дела слушанием представил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Представитель ответчика, МТЗ и СЗ РТ, представил письменный отзыв по существу иска о несогласии с ним, в котором указал, что Министерство не является надлежащим ответчиком по делу. С дополнением к иску также не согласен. На основании приведенных в отзыве норм закона просит суд в удовлетворении иска отказать в полном объеме, дело рассмотреть без участия представителя.

Представитель Управления социальной защиты МТЗ и СЗ РТ в Азнакаевском муниципальном районе, действующая по доверенности Министерства, также представила отзыв по существу иска о несогласии с ним. Дело просит рассмотреть без ее участия.

Суд, огласив показания истца, заявления не явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, приходит к выводу, что иск с дополнительными требованиями подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что Марданшин И.Х. является участником ядерных испытаний на испытательном ядерном полигоне в <адрес>. Ему ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение серии ОРС участника подразделения особого риска, поименованных в подпункте «Д» пункта 1 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 2123-1. С ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в Управлении социальной защиты как участник подразделения особого риска, получает ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров. Решением комиссии по назначению государственных пособий Управления социальной защиты МТЗ и СЗ РТ в Азнакаевском муниципальном районе от ДД.ММ.ГГГГ ему назначено государственное пособие – ежегодная материальная помощь на оздоровление на ДД.ММ.ГГГГ в размере 668,62 руб., ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ в размере 445,72 руб. с последующей индексацией.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 1019 «Об индексации в 2012 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», истец имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление, их индексацию в соответствии с приведенными ниже нормами закона.

В силу ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеры, выплат, в том числе, ежемесячная денежная компенсация, а также максимальный размер ежемесячной денежной суммы, ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года № 11-П, признаны не соответствующими Конституции РФ положения ч. 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 12.02.2001 года) и ч. 3 ст. 2 ФЗ от 12.02.2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в их взаимосвязи, постольку, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по РФ, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер.

До внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел после ДД.ММ.ГГГГ ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда, с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ.

При расчете изменения величины прожиточного минимума за год как соотношения среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год, (которые исчисляются путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4) - установлен индекс роста величины прожиточного минимума за ДД.ММ.ГГГГ по отношению к ДД.ММ.ГГГГ – равные 1,515 и 1,258, за ДД.ММ.ГГГГ - 1,204, за ДД.ММ.ГГГГ - 1,164. (Постановления Правительства РФ от 31.05.2000 года № 421, 11.08.2000 года № 589, 11.11.2000 года № 852, 09.02.2001 года № 99, 07.09.2001 года № 664, 21.12.2001 года № 879, 08.02.2002 года № 91, 25.05.2002 года № 344, 24.08.2002 года № 627, 01.11.2002 года № 793, 06.02.2003 года № 62, 12.05.2003 года № 276, 09.08.2003 года № 483, 05.11.2003 года № 672, 12.02.2004 года № 74).

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 7 от 05 апреля 2005 года «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определено, что ежемесячные денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат. При индексации выплачиваемого возмещения вреда с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ необходимо исходить из изменений минимального размера оплаты труда, установленного соответственно в размере 132 руб. и 200 руб. (ФЗ от 19.06.2000 года № 82-ФЗ).

Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ, равного 1,581 (132:83,49), а с ДД.ММ.ГГГГ с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:132), при условии, что в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 года № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2288), исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона.

В соответствии со ст. 3 ФЗ № 31-ФЗ «О внесении изменений в ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в ст. 2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - ФЗ-31), выплаты индексируются с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из уровня инфляции в порядке, определяемом Правительством РФ, при этом установлено, что выплата недополученных сумм за ДД.ММ.ГГГГ производится в течение ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 04 октября 2005 года по запросу Верховного Суда РФ о проверке конституционности ряда положений ФЗ № 31, не предполагают придания обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) - на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ к гражданам, которым размеры таких выплат были установлены на основании судебных решений. В случае, если применение вводимого оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению - для указанного периода - размер таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшими критериями индексации (на основании величины прожиточного минимума в субъекте РФ), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации.

В соответствии с Правилами индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в ДД.ММ.ГГГГ недополученных сумм (утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 года № 326), ежемесячные денежные компенсации и ежемесячная денежная сумма индексируются за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с применением коэффициентов соответственно 1.12, 1.12 и 1.1 исходя из уровня инфляции.

В последующем индексы уровня инфляции менялись, на ДД.ММ.ГГГГ установлен 1.11, на ДД.ММ.ГГГГ - 1.09, на ДД.ММ.ГГГГ - 1.08, на ДД.ММ.ГГГГ – 1.105, на ДД.ММ.ГГГГ – 1.13, на ДД.ММ.ГГГГ – 1.1, на ДД.ММ.ГГГГ – 1.065, на ДД.ММ.ГГГГ – 1.06.

Таким образом, компенсации подлежат индексации с нарастающим итогом с применением следующих коэффициентов:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1.581 с учетом роста минимального размера оплаты труда;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1.515 с учетом роста минимального размера оплаты труда;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1.258 с учетом роста прожиточного минимума;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1.24 с учетом роста прожиточного минимума;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1.12 с учетом индекса роста уровня инфляции;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1.1 с учетом индекса роста уровня инфляции;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1.11 с учетом индекса роста уровня инфляции;

- за ДД.ММ.ГГГГ с применением коэффициента 1.09 с учетом индекса роста уровня инфляции;

- за ДД.ММ.ГГГГ с применением коэффициента 1.08 с учетом индекса роста уровня инфляции;

- за ДД.ММ.ГГГГ с применением коэффициента 1.105 с учетом индекса роста уровня инфляции;

- за ДД.ММ.ГГГГ с применением коэффициента 1.13 с учетом индекса роста уровня инфляции;

- за ДД.ММ.ГГГГ с применением коэффициента 1.1 с учетом индекса роста уровня инфляции;

- за ДД.ММ.ГГГГ с применением коэффициента 1.065 с учетом индекса роста уровня инфляции

- за ДД.ММ.ГГГГ с применением коэффициента 1.06 с учетом роста уровня инфляции.

За период с 01 февраля по ДД.ММ.ГГГГ истцу выплачена денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 1337,16 руб. (<данные изъяты>). Подлежала выплате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) 7198,2 руб.

При таких обстоятельствах суд считает установленным, что истцу, имеющему право на компенсационные выплаты, должна производиться индексация выплат в установленных размерах, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Невыплаченная по компенсациям сумма подлежит взысканию, дальнейшая индексация должна производиться с нарастающим итогом из размеров компенсаций, определенных судом.

Производя расчет задолженности по ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, суд приходит к следующему:

1)     с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец должен был получать по 263,99 руб. (<данные изъяты>); задолженность составляет 1583,94 руб. (<данные изъяты>.);

2)     с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец должен был получать по 479,04 руб. ежемесячно (<данные изъяты> – подлежит применению только один наибольший коэффициент), задолженность – 5748,48 руб. (<данные изъяты>.);

3) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец должен был получать по 576,76 руб. (<данные изъяты>); задолженность – 6921,12 руб. (<данные изъяты>.);

4) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец должен был получать по 645,97руб. (<данные изъяты>), задолженность – 7751,64 руб. (<данные изъяты>.);

5) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец должен был получать по 710,56 руб. (<данные изъяты>), задолженность составляет 8526,72 руб. (<данные изъяты>.);

6)     с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец должен был получать по 788,72 руб. (<данные изъяты>), задолженность составляет 9464,64 руб. (<данные изъяты>.);

7)     с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец должен был получать по 859,7 руб. (<данные изъяты>), задолженность составляет 10316,4 руб. (<данные изъяты>.);

1,08);

8) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец должен был получать по 928,47 руб. (<данные изъяты>), задолженность составляет 11141,64 руб. (<данные изъяты>.);

9) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец должен был получать по 1025,96 руб. (<данные изъяты>), задолженность составляет 12311,52 руб. (<данные изъяты>.);

10) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец должен был получать по 1159,33 руб. (<данные изъяты>), задолженность составляет 13911,96 руб. (<данные изъяты>.).

11) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец должен был получать по 1275,26 руб. (<данные изъяты>), задолженность составляет 15303,12 руб. (<данные изъяты>.).

12) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец должен был получать по 1358,15 руб. (<данные изъяты>), задолженность составляет 16297,8 (<данные изъяты>).

13) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец должен был получать по 1439,64 руб. (<данные изъяты>), получил 1337,16 руб., задолженность составляет 5861,04 руб. (<данные изъяты>).

Таким образом, общая сумма невыплаченной истцу компенсации на питание с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 125140 руб. 02 коп.

В таком же порядке подлежит индексации и назначенная истцу ежегодная компенсация на оздоровление:

1) в ДД.ММ.ГГГГ истец должен был получить 396 руб. (<данные изъяты>), ничего не получил, задолженность составляет 396 руб.;

2) в ДД.ММ.ГГГГ истец должен был получить 718,56 руб. (<данные изъяты> – подлежит применению только один наибольший коэффициент), ничего не получил, задолженность - 718,56 руб.;

3) в ДД.ММ.ГГГГ истец должен был получить 865,15 руб. (<данные изъяты>), задолженность – 865,15 руб.;

4) в ДД.ММ.ГГГГ истец должен был получить 968,97 руб. (<данные изъяты>), задолженность 968,97 руб.;

5) в ДД.ММ.ГГГГ истец должен был получить 1065,86 руб. (<данные изъяты>), задолженность составляет 1065,86 руб.;

6) в ДД.ММ.ГГГГ истец должен был получить 1183,1 руб. (<данные изъяты>), задолженность составляет 1183,1 руб.;

7) в ДД.ММ.ГГГГ истец должен был получить 1289,58 руб. (<данные изъяты>), задолженность составляет 1289,58 руб.;

8) в ДД.ММ.ГГГГ истец должен был получить 1392,74 руб. (<данные изъяты>), задолженность составляет 1392,74 руб.;

9) в ДД.ММ.ГГГГ истец должен был получить 1538,98 руб. (<данные изъяты>), задолженность составляет 1538,98 руб.;

10) в ДД.ММ.ГГГГ должен был получить 1739,04 руб. (<данные изъяты>), задолженность составляет 1739,04 руб.;

11) в ДД.ММ.ГГГГ должен был получить 1912,94 руб. (<данные изъяты>), задолженность 1912,94 руб.;

12) в ДД.ММ.ГГГГ должен был получить 2037,28 руб. (<данные изъяты>), задолженность 2037,28 руб.;

13) за ДД.ММ.ГГГГ должен будет получить 2159,51 (<данные изъяты>), подлежит выплате 2159,51 руб.

Таким образом, общая сумма невыплаченной истцу ежегодной компенсации за ДД.ММ.ГГГГ на оздоровление составляет 15108 руб. 20 коп.

Размер ежемесячной компенсации на питание с ДД.ММ.ГГГГ с учетом индекса 1.06 составит 1439,64 руб. (<данные изъяты>), ежегодной компенсации на оздоровление на ДД.ММ.ГГГГ с учетом индекса 1.06 составит 2159,51 руб. (<данные изъяты>).

Эти суммы подлежат взысканию с ответчика за счет средств федерального бюджета.

Министерство труда, занятости и социальной защиты является надлежащим ответчиком поскольку п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №7 от 5 апреля 2005 года «О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что представителем надлежащего ответчика по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с абзацем 3 пункта 15 части 1 статьи 14 базового Закона (в редакции ФЗ № 122 от 22.08.2004 г.) являются органы социальной защиты населения, которые согласно ч. 3 ст. 125 ГК РФ уполномочены выступать от имени Казны РФ по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью граждан в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Руководствуясь статьями 194, 196-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Марданшина И.Х. с дополнительными требованиями к Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ о взыскании невыплаченных сумм компенсаций за вред здоровью и установлении ежемесячных и ежегодных размеров компенсаций удовлетворить.

Взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан за счет средств федерального бюджета в пользу Марданшина И.Х. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно задолженность по ежемесячным компенсациям на приобретение продовольственных товаров в размере 125140 руб. 02 коп. и задолженность за ДД.ММ.ГГГГ по ежегодным компенсациям на оздоровление в размере 15108 руб. 20 коп.

Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан выплачивать Марданшину И.Х. с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную компенсацию на приобретение продуктов питания в размере по 1 439 руб. 64 коп. и с ДД.ММ.ГГГГ ежегодную компенсацию на оздоровление в размере 2159 руб. 51 коп., и дальнейшую индексацию данных видов компенсаций производить в размерах и порядке, устанавливаемом Правительством РФ, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральными Законами «О федеральном бюджете РФ», и указанных размеров компенсаций вреда здоровью с нарастающим итогом.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РТ в течение месяца через Азнакаевский городской суд РТ.

С У Д Ь Я: Т.И. Гильфанова.

Решение не вступило в законную силу.