Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 июля 2012 года Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи - Гильфановой Т.И., с участием прокурора - Саитова И.И., при секретаре - Хасановой А.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Азнакаевского городского прокурора РТ в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «АИКБ «Татфондбанк», Фаттахову Н.М. о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание, УСТАНОВИЛ: Азнакаевский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к ОАО «АИКБ «Татфондбанк» в лице Альметьевского филиала о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание на том основании, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 24.11.1995г. № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и соблюдения иных прав указанной категории граждан. В ходе которой установлено, что требования законодательства ОАО «АИКБ «Татфондбанк» не соблюдаются. В операционные кассы Азнакаевского дополнительного офиса Альметьевского филиала Татфондбанка, расположенные по адресам: <адрес>, <адрес>, не обеспечен беспрепятственный доступ маломобильной категории граждан, в том числе лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Входные площадки (наружная лестница) отделения банка по <адрес> не оборудованы пандусом, что является нарушением п. 3.9 СНиП 35-01-2001 «Доступность здания и сооружения для маломобильных групп населения». Высота порогов у дверных проемов не соответствуют п. 3.23 СНиП 35-01-2001. На прилегающей к зданию филиала парковке не выделены места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ заявление прокурора оставлено без движения в связи с несоответствием требованиям ст. ст. 131, 132 ГПК РФ. Во исполнение данного определения ДД.ММ.ГГГГ прокурор обратился в суд с заявлением к ОАО «АИКБ «Татфондбанк» и Фаттахову Н.М. с уточненными исковыми требованиями, в котором просил суд признать бездействие ОАО «АИКБ «Татфондбанк» в лице Альметьевского филиала в части не обеспечения инвалидам беспрепятственного доступа в здание дополнительных офисов банка, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>, не законным. Обязать ответчика в целях беспрепятственного доступа в здание инвалидов и маломобильных групп оборудовать наружные лестничные марши дополнительных офисов банка по указанным адресам пандусом. Высоту дверных порогов входной группы в здание дополнительного офиса по <адрес> привести в соответствие с п. 3.23 СНиП 35-01-2001, по которому высота порогов не должна превышать 0,025 м. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству ответчика, ОАО «АИКБ «Татфондбанк», в качестве соответчика привлечен исполнительный комитет Азнакаевского муниципального района РТ. В настоящем судебном заседании прокурор ходатайствовал о замене ответчика Фаттахова Н.М. и привлечении в качестве надлежащего соответчика Фаттахова Н.М., как собственника магазина «Тулпар», находящегося по адресу: <адрес>, в котором банк арендует помещение. Судом данное ходатайство, с учетом мнения участников процесса, удовлетворено. Также просил суд обязать соответчика Фаттахова Н.М. исполнить требования прокурора в части здания по <адрес>. Представитель ответчика, ОАО «АИКБ «Татфондбанк», с требованиями прокурора не согласилась, поскольку банк является арендатором помещения, расположенного по адресу: <адрес>. И без согласия арендодателя, исполкома Азнакаевского муниципального района, не вправе производить реконструкцию здания. Установление пандуса и приведение высоты порогов входных групп в соответствии с требованиями СНиП являются реконструкцией. Ответчик Фаттахов Н.М. заявление прокурора признал и суду показал, что им начаты работы по установке пандусов при входе в здание по <адрес>. Однако угол уклона был определен не верно. Работы предполагается закончить в течение недели. Представитель исполкома Азнакаевского района РТ заявление прокурора не признала, полагала, что надлежащим ответчиком следует признать арендатора - банк. Представитель Азнакаевского отделения Общества инвалидов заявление прокурора поддержала. Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что уточненные требования Азнакаевского городского прокурора подлежат удовлетворению частично. Судом установлено, что собственником помещения, расположенного по адресу: <адрес> является Фаттахов Н.М. на основании Акта приемки индивидуального магазина от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением главы администрации <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ В данном здании ОАО «АИКБ «Татфондбанк» арендует нежилое помещение общей площадью 139 кв. м.: 74,6 - офисное помещение, 63,5 кв. м. - подсобное помещение - на основании Договора №-А от ДД.ММ.ГГГГ аренды нежилого помещения, заключенного с собственником здания на срок 5 лет - по ДД.ММ.ГГГГ Договором аренды на арендодателя возложена обязанность за свой счет производить капитальный ремонт помещений, занимаемых арендатором, своевременно и в разумный срок производить профилактический осмотр нежилых помещений, инженерно-технических коммуникаций и другого оборудования. Проведение ремонтных работ и реконструкция здания арендатором данным договором не предусмотрена. По Договору аренды имущества № от ДД.ММ.ГГГГ исполнительный комитет Азнакаевского муниципального района РТ «Арендодатель» и ОАО «АИКБ «Татфондбанк» «Арендатор» арендодатель передал арендатору во временное пользование на условиях аренды нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 145,8 кв. м. под офис. Стороны определили, что арендатор обязуется содержать арендуемое имущество в полной исправности и надлежащем техническом, санитарном, противопожарном и др. состоянии. Своевременно производить за свой счет ремонт арендуемого имущества, а также капитальный ремонт, если необходимость его проведения вызвана деятельностью арендатора (п. 3.2.6) Не производить реконструкции помещений, переоборудование сантехники и других капитальных ремонтных работ без письменного согласия Арендодателя. Неотъемлемые улучшения производить только с письменного разрешения Арендодателя (п. 3.2.7). Допускать в арендованное помещение представителей Арендодателя, служб государственного пожарного надзора и других государственных организаций, контролирующих соблюдение законов и норм, касающихся порядка использования и эксплуатации здания, и в установленные ими сроки устранять зафиксированные нарушения. Договор заключен на срок по ДД.ММ.ГГГГ Азнакаевской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и соблюдения иных прав указанной категории граждан. В ходе которой выявлено, что требования законодательства ОАО «АИКБ «Татфондбанк» и Фаттаховым Н.М. не соблюдаются. В операционные кассы Азнакаевского дополнительного офиса Альметьевского филиала Татфондбанка, расположенные по адресам: <адрес>, <адрес> не обеспечен беспрепятственный доступ маломобильной категории граждан, в том числе лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Входные площадки (наружная лестница) отделения банка по <адрес> <адрес> не оборудованы пандусом, что является нарушением п. 3.9 СНиП 35-01-2001 «Доступность здания и сооружения для маломобильных групп населения». Высота порогов у дверных проемов соответствуют п. 3.23 СНиП 35-01-2001. По результатам проверки с участием представителей Юго – восточного территориального органа Инспекции государственного строительного надзора РТ, председателя общества инвалидов Азнакаевской районной организации ДД.ММ.ГГГГ составлены акты № и №. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация являет социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство РФ, орган исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно - зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Строительные нормы и правила № 35-01-2001 «Доступность здания и сооружения для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001г. № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025м (п. 3.23 СНиП). Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к социальной инфраструктуры является одной из важнейших целей, федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов в 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства 29.12.2005 года № 832 и государственной программы РФ «Доступная среда» 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства 17.03.2011 года № 175. Нарушение гарантированных государством прав инвалидов не влияет на их адаптацию в обществе. При этом личное посещение инвалидами помещений и объектов социальной инфраструктуры благотворно влияет их социализацию и служит хорошим стимулом для активной общественной жизни. Судом установлено, что ответчик Фаттахов Н.М., как собственник здания по <адрес>, принял меры к устранению выявленных нарушений: были заказаны необходимые материалы по установке пандуса при входе в здание под соответствующим углом. Со слов представителя общества инвалидов, работы планируется завершить в течение ближайшей недели. При сдаче объекта она будет присутствовать лично. В обязанности ответчика, ОАО «АИКБ «Татфондбанк», входит обеспечение беспрепятственного доступа в здание банка всех лиц, в числе маломобильных групп и инвалидов. Но т.к. при входе в здание дополнительного офиса банка, находящегося по адресу: <адрес>, не установлен пандус, высота порогов входной группы превышает установленные 0,025 м. (фактически высота составляет 0,20 м), инвалиды и маломобильные группы граждан лишены возможности попасть здание, чем нарушаются их права, гарантированные Конституцией РФ. В п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ дано определение реконструкции объектов капитального строительства (за исключение) линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитальной строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), I том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Реконструкция является видом градостроительной деятельности и представляет собой комплекс строительных работ и организационнотехнических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади здания, инженерной оснащенности), в целях улучшения условий проживания, максимального устранения физического и орального износа. Из понятия реконструкция изъят признак изменения качества инженерно-технического обеспечения. Законодателем установлено, о реконструкцию составляют только пять мероприятий по изменению четырех параметров объекта, капитального строительства (его частей). При этом не является реконструкцией замена (восстановление) отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные. Каковыми являются строительные конструкции, воспринимающие эксплуатационные нагрузки и воздействия и обеспечивающие пространственную устойчивость здания. Установку пандуса на имеющейся лестнице при входе в здание и приведение имеющихся дверных порогов входных групп по высоте в соответствие с требованиями СНиП 35-01-2001 нельзя признать реконструкцией, т.к. эти работы не влекут за собой изменений основных технико-экономических показателей здания, не влияют на качество его несущих конструкций. Доводы представителя банка следует признать не состоятельными. Поскольку договором аренды имущества № от ДД.ММ.ГГГГ. Именно арендатор обязуется производить за свой счет текущий ремонт арендуемого имущества, а также капитальный ремонт, если необходимость его проведении вызвана деятельностью Арендатора. Заявление прокурором подано в порядке искового производства, требование же в части признания бездействия ответчиков незаконным является требованием, вытекающим из публичных правоотношений. Однако банк и физическое лицо Фаттахов Н.М. не являются лицами, что действия (бездействие) может быть обжаловано в порядке ст. ст. 254-258 ГПК РФ, поэтому в этой части в удовлетворении заявления Азнакаевского городского прокурора следует отказать. Суд считает, что необходимость установки пандуса при входе в здание дополнительного офиса банка по адресу: <адрес> приведение дверных порогов входных групп по высоте не более 0,025 м вызвана деятельностью банка, который должен обеспечить беспрепятственный доступ в здание маломобильных групп населения инвалидов. Поэтому выполнение этих работ следует возложить арендатора помещения, который обязан за свой счет произвести указа работы, в установленные сроки устранять зафиксированные нарушения. Поскольку требования прокурора судом удовлетворены, при подаче заявления он от уплаты госпошлины освобожден, то с ответчиков, в силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, не освобожденных от уплаты судебных издержек, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 000 рублей и 200 рублей соответственно в доход государства. Руководствуясь статьями 194, 196-198 Гражданского процессуального Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Уточненные требования Азнакаевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному «Акционерный инвестиционный коммерческий банк «Татфондбанк», Фаттахову Н.М. о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание удовлетворить частично. Обязать открытое акционерное общество «Акционерный инвестиционный коммерческий банк «Татфондбанк» за счет собственных средств наружные лестничные марши Азнакаевского дополнительного офиса банка, расположенного по адресу: <адрес>, пандусом, высоту дверных порогов входной группы в здание установить не более 0,025 метра. Обязать Фаттахова Н.М. за счет собственных средств оборудовать наружные лестничные марши здания, расположенного по адресу: <адрес>, пандусом. В остальной части заявления Азнакаевскому городскому прокурору РТ в удовлетворении отказать. Взыскать с открытого акционерного общества «Акционерный инвестиционный коммерческий банк «Татфондбанк» госпошлину в доход государства в сумме 4 000 руб. Взыскать с Фаттахова Н.М. госпошлину в доход государства 200 руб. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РТ в течение месяца через Азнакаевский городской суд РТ. СУДЬЯ: Т.И. Гильфанова. Решение не вступило в законную силу.