Решение по делу о взыскании задолженности по выплатам возмещения вреда здоровью



Дело № 2 – 1459/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

05 сентября 2012 года г. Азнакаево РТ

Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе:

судьи - Сабитова И.Н.,

с участием помощника прокурора - Сайфуллиной З.К.,

при секретаре - Салаховой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аминова Н.Д. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, к Управлению социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Азнакаевском муниципальном районе о взыскании задолженности по выплатам возмещения вреда здоровью,

У С Т А Н О В И Л:

Аминов Н.Д. (далее по тексту истец) обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее по тексту ответчик Министерство ТЗиСЗ) к Управлению социальной защиты в Азнакаевском муниципальном районе РТ (далее по тексту ответчик Управление социальной защиты) о взыскании задолженности по выплатам возмещения вреда здоровью. В обосновании заявленных требований истцом указано, что он являлся участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. С ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в УСЗ как участник подразделения особого риска пункт «Д», получает ежемесячную компенсацию на приобретение продуктов питания и ежегодную компенсацию на оздоровление. Ссылаясь на положения Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и сложившуюся судебную практику, просит суд взыскать сумму задолженности по ежемесячным компенсациям на приобретение продовольственных товаров за период с 01.07.2000 года по 01.12.2009 года в размере <данные изъяты>. и сумму задолженности по ежегодным компенсационным выплатам на оздоровление за период 2000-2009 года в размере <данные изъяты>.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования. Просит принять за основу, представленные в исковом заявлении расчеты о сумме задолженности по ежемесячным выплатам на приобретение продуктов питания за период с 01.07.2000 года по 01.07.2012 года, и задолженности по компенсационным выплатам на оздоровление. Просит принять во внимание, что в силу закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на меры социальной поддержки, установленные участникам ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. Считает, что выдача удостоверения и постановка его на учет только ДД.ММ.ГГГГ, не умаляет его право требовать по суду выплаты всех сумм задолженности по компенсационным выплатам, которые были предусмотрены законом. Считает, что преюдициальное значение имеют обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Азнакаевского городского суда РТ от 11.11.2010 года по гражданскому делу возбужденному по исковому заявлению к Министерству о взыскании невыплаченных сумм компенсаций вреда здоровью. Так как данное дело было рассмотрено судом только в рамках заявленных требований, просит взыскать с ответчиков компенсацию за оспариваемый период с 01.07.2000 года по 01.12.2009 года.

Представители ответчика, Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, в суд не явились, были извещены. Представили суду письменный отзыв на исковое заявление, в котором просят в удовлетворении исковых требований отказать, дело рассмотреть без участия представителей Министерства.

Представитель ответчика, Управления социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ ФИО1 в суд не явился. Представил заявление о рассмотрении дела без участия представителей Управления. Иск не признает.

С учетом надлежащего извещения ответчиков о времени и месте рассмотрения дела, суд считает возможным дело рассмотреть в отсутствии не явившихся участников процесса.

Выслушав доводы истца, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Сайфуллиной З.К., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Отношения, связанные с катастрофой на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, защиту прав и интересов, а также определение государственной политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы регламентированы законом Российской Федерации от 15.05.1991 года №1244-1(с изменениями и дополнениями) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В силу ст.ст. 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что истец Аминов Н.Д. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Ему ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение серии участника подразделения особого риска, поименованных в подпункте «Д» пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 2123-1. С ДД.ММ.ГГГГ истец состоит на учете в Управлении социальной защиты как участник подразделения особого риска, получает ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров. Решением комиссии по назначению государственных пособий Управления социальной защиты МТЗ и СЗ РТ в Азнакаевском муниципальном районе от ДД.ММ.ГГГГ истцу назначено государственное пособие – ежегодная материальная помощь на оздоровление за 2012 год в размере <данные изъяты>., ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров за 2012 год в размере <данные изъяты>. с последующей индексацией.

Решением Азнакаевского городского суда РТ от 11.11.2010 года по гражданскому делу , удовлетворены требования Аминова Н.Д. к Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ о взыскании невыплаченных сумм компенсаций вреда здоровью, об установлении ежемесячных и ежегодных размеров компенсации.

Мотивируя тем, что в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», имеет право на взыскание суммы задолженности по компенсациям на питание за период с 01.07.2000г. по 01.12.2009г., и суммы задолженности по компенсациям на оздоровление за 2000-2009 г.г. истец обратился с вышеуказанным иском в суд.

При даче оценки доводам сторон, изложенных в исковом заявлении, в отзывах на исковое заявление и при оценке представленных доказательств, суд руководствуется следующим.

В силу ст.ст. 59,60,61 ГПК РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Из исследованных в порядке ст.181 ГПК РФ письменных материалов следует, что согласно удостоверению серии истец является участником в действиях подразделений особого риска, истцу гарантированы меры социальной поддержки, установленные законодательством РФ для лиц, принимавших участие в действиях таких подразделений, поименованных в подпункте "д" Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 2123-1.

Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ (вступившим в силу с 01.01.2005г.) внесены изменения в Постановление № 2123-1, предусматривающие для ветеранов подразделений особого риска иные социальные гарантии.

Вышеуказанное означает, что до внесения изменений в Постановление №2123-1 для ветеранов подразделений особого риска законодателем было гарантировано предоставление льгот и компенсаций, установленных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 года № 35 (ред. от 11.05.2007) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", изменения и дополнения, расширявшие круг льгот и компенсаций, предоставляемых пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вносимые впоследствии в базовый Закон, не исключали возможность предоставления льгот и компенсаций, гарантированных этим Законом, и другим категориям пострадавших, на которые ранее было распространено действие базового Закона. Указанное в полной мере распространяется на граждан, имеющих инвалидность, связанную с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, поскольку они по своему правовому положению в части возмещения вреда здоровью были приравнены законодателем посредством пенсионного обеспечения к лицам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы (пункт 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1). Учитывая эти обстоятельства, суды не вправе отказывать в удовлетворении требований названных выше категорий пострадавших вследствие радиационного воздействия о предоставлении им указанных льгот и компенсаций, но только в пределах, установленных соответствующими законами.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, введенный в действие с 1 января 2005 года, внес в названные выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации и базовый Закон изменения и дополнения, повлиявшие на объем льгот, предоставляемых лицам, пострадавшим вследствие радиационного воздействия. В частности, с 1 января 2005 года инвалидам из числа граждан, указанных в пункте 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1, гарантируется предоставление только мер социальной поддержки в пределах, установленных пунктом 2 названного Постановления, а на лиц, перечисленных в пункте 7 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3062-1, действие базового Закона с этой даты не распространяется. Вместе с тем пунктом 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ предусмотрено сохранение в рамках длящихся правоотношений прав лиц на льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, и после вступления в силу данного Федерального закона.

Исходя из указанной нормы требования истцов из числа названных выше категорий пострадавших вследствие радиационного воздействия, заявленные в суд в связи с отказом после 1 января 2005 года в дальнейшей выплате компенсаций в возмещение вреда здоровью и (или) индексации этих выплат, являются законными и обоснованными.

Учитывая длящийся характер правоотношений по возмещению вреда здоровью, исходя из конституционных принципов справедливости и равенства прав и свобод человека и гражданина, равенства всех перед законом и судом, конституционного требования о недопустимости умаления прав и свобод человека и гражданина, а также исходя из конституционной обязанности государства признавать и обеспечивать право на возмещение вреда здоровью, в том числе причиненного в связи с деятельностью государства в сфере ядерной энергетики, требования о предоставлении компенсаций в возмещение вреда, гарантированных базовым Законом, названных выше категорий пострадавших, ставших инвалидами либо получивших лучевую болезнь или другие заболевания вследствие радиационного воздействия, имевшего место до 27 декабря 1991 года, также являются законными и обоснованными, но только в пределах, установленных соответствующими законами.

Суд соглашается с доводами истца о том, что он, как участник подразделения особого риска пункт «Д», праве в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», претендовать на выплату за оспариваемый период сумм компенсаций за вред, причиненный здоровью.

Как следует из исследованных в судебном заседании материалов личного дела получателя государственного пособия Аминова Н.Д., вступившим в законную силу решением Азнакаевского городского суда РТ от 11.11.2010 года по гражданскому делу , возбужденному по иску Аминова Н.Д. к Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ о взыскании невыплаченных сумм компенсаций вреда здоровью, об установлении ежемесячных и ежегодных размеров компенсации за период с 01.12.2009 года по 31.10.2010 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме. В рамках данного дела судом были признаны обоснованными доводы заявителя Аминова Н.Д. о наличии правовых оснований для взыскания с надлежащего ответчика - Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ суммы задолженности по ежемесячным компенсациям на приобретение продовольственных товаров за период с 01.12.2009 года по 31.10.2010 года в размере <данные изъяты>., о возложении обязанности с 01.11.2010 года выплачивать ежемесячную компенсацию на приобретение продуктов питания в размере <данные изъяты>., и с 2010 года ежегодную компенсацию на оздоровление в размере <данные изъяты>, с дальнейшей индексацией данных видов компенсаций в размерах и в порядке, устанавливаемом Правительством РФ исходя из уровня инфляции, установленного Федеральными законами «О Федеральном Бюджете Российской федерации» с нарастающим итогом.

Сумма задолженности за указанный период была определены судом с соответствии с правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.06.2002 года № 11-П, которым признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения ч.3 ст.5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 12.02.2001 года) и ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в их взаимосвязи, постольку, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по РФ, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер, а также в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 7 от 05 апреля 2005 года «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

До внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 года ориентированы Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года № 11-П на принятие решений о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда, с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ.

При расчете изменения величины прожиточного минимума за год как соотношения среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год, (которые исчисляются путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4) - установлен индекс роста величины прожиточного минимума за 2001 год по отношению к 2000 году – равные 1,515 и 1,258, за 2002 год - 1,204, за 2003 год - 1,164. (Постановления Правительства РФ от 31.05.2000 года № 421, 11.08.2000 года № 589, 11.11.2000 года № 852, 09.02.2001 года № 99, 07.09.2001 года № 664, 21.12.2001 года № 879, 08.02.2002 года № 91, 25.05.2002 года № 344, 24.08.2002 года № 627, 01.11.2002 года № 793, 06.02.2003 года № 62, 12.05.2003 года № 276, 09.08.2003 года № 483, 05.11.2003 года № 672, 12.02.2004 года № 74).

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 7 от 05 апреля 2005 года, при индексации выплачиваемого возмещения вреда с 1 июля 2000 года и с 01 января 2001 года по 15 февраля 2001 года необходимо исходить из изменений минимального размера оплаты труда, установленного соответственно в размере 132 руб. и 200 руб. (ФЗ от 19.06.2000 года № 82-ФЗ).

Таким образом, суммы возмещения вреда подлежат индексации с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 01 июля 2000 года, равного 1,581 (132:83,49), а с 01 января 2001 года с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:132), при условии, что в период с февраля 1997 года до 01 июля 2000 года не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 года № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2288), исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что изложенные в рамках настоящего судебного разбирательства доводы истца основаны на законе.

При определении размера компенсаций за оспариваемые истцом периоды, в рамках настоящего судебного разбирательства суд считает возможным принять за основу представленный истцом расчет.

Оснований ставить под сомнение полноту, объективность данного расчета, суд не усматривает, так как все указанные в расчете данные о суммах задолженности за оспариваемый период основаны на сведениях, нашедших отражение в решении суда от 11.11.2010 года.

При таких данных доводы истца о наличии правовых оснований для взыскания сумм компенсаций в размере заявленных требований, суд находит обоснованными.

Позиции ответчиков, изложенные в представленных суду отзывах на исковое заявление, суд находит не состоятельными.

Суд обращает внимание участников процесса, что Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ в рамках рассматриваемого дела является надлежащим ответчиком, поскольку п.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №7 от 05.04.2005г. «О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.12. 2000г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что представителем надлежащего ответчика по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с абзацем 3 пункта 15 части 1 статьи 14 базового Закона (в редакции ФЗ № 122 от 22.08.2004 г.) являются органы социальной защиты населения, которые согласно части 3 статьи 125 Гражданского кодекса РФ уполномочены выступать от имени Казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью граждан в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Принимая во внимание, что в рамках судебного разбирательства истцом не представлено заявление об отказе от исковых требований в отношении ответчика – УСЗ, суд приходит к выводу, что требования истца следует признать подлежащими удовлетворению частично.

Порядок, основания возмещения судебных издержек, понесенных сторонами и судом в связи с рассмотрением гражданского дела, регламентированы гл. 7 ГПК РФ.

Руководствуясь статьями 194, 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Аминова Н.Д. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, к Управлению социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Азнакаевском муниципальном районе о взыскании невыплаченных сумм компенсаций за вред, причиненный здоровью, удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан за счет средств федерального бюджета в пользу Аминова Н.Д., задолженность по ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере <данные изъяты>, задолженность по ежегодным компенсационным выплатам на оздоровление за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в течение месяца через Азнакаевский городской суд Республики Татарстан.

Судья И.Н. Сабитов

Решение не вступило в законную силу