Дело о приведении в надлежащее состояние системы оповещения населения



Дело № 2 – 1534/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 сентября 2012 года г. Азнакаево РТ

Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе:

судьи - Сабитова И.Н.,

с участием помощника прокурора - Гайфуллина А.А.,

при секретаре - Салаховой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности Азнакаевского городского прокурора Муртазина И.А в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к исполнительному комитету Тойкинского сельского поселения Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности привести в надлежащее состояние систему оповещения населения,

У С Т А Н О В И Л:

Исполняющий обязанности Азнакаевского городского прокурора Муртазин И.А в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к исполкому Тойкинского сельского поселения Азнакаевского муниципального района РТ (далее по тексту ответчик) о возложении обязанности привести в надлежащее состояние систему оповещения населения. В обоснование заявления указано, что в ходе проведённой проверки Азнакаевской городской прокуратурой установлено, что в Тойкинском ССП ненадлежащим образом соблюдаются требования законодательства, отсутствует необходимое оборудование для функционирования в рабочем состоянии системы оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ссылаясь на нормы Федерального закона «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года и Федерального закона «О защите от чрезвычайных ситуаций» от 21.12.1994 года, в целях обеспечения надлежащего функционирования системы оповещения населения, прокурор просит обязать исполком установить: в селе Тойкино сирены С-40 в количестве 2 шт., громкоговоритель ОРГД-2 в количестве 1 шт., электромегафон ЭМ-15 в количестве 1 шт., в деревне Камышлы Куль - сирены С-40 в количестве 2 шт., в деревне Карамалы Елга сирены С-40 в количестве 2 шт. В судебном заседании помощник прокурора Гайфуллин А.А. поддержал заявление. Показал суду, что количество необходимого оборудования системы оповещения указано в заявлении с учетом их тактико-технических характеристик. Так например зона покрытия сигнала Сирена С-40 составляет не более 500 метров. Не возражает против отсрочки исполнения решения суда ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ответчика, Исламов И.А., с заявлением не согласился. Считает, что действующим законодательством не закреплены специальные нормы, возлагающие на орган местного самоуправления обязанность приобретать оборудования системы оповещения. На органы местного самоуправления возлагаются обязанности выделять земельные участки для установки такого оборудования, принимать меры по эвакуации населения в случае чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий таких ситуаций. Считает, что при обращении в суд с данным заявлением не учтено, что в мечети с. Тойкино уже установлены громкоговорители, которые по своим техническим параметрам соответствуют предъявляемым требованиям и возможно их использование для оповещения населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Также просит принять во внимание, что исполком поселения не может самостоятельно решить данный вопрос, требующий значительных финансовых средств и времени.

Представители третьего лица, исполкома Азнакаевского муниципального района РТ, отдела надзорной деятельности по Азнакаевскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по РТ, в суд не явились, были извещены.

Выслушав доводы явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.ст.1, 2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

Статьёй 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Судом установлено, что Азнакаевской городской прокуратурой РТ проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере гражданской обороны. В ходе проверки установлено, что в населенных пунктах, расположенных в границах МО «Тойкинское сельское поселение» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан отсутствуют оборудование, необходимое для функционирования в рабочем состоянии системы оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Мотивируя тем, что отсутствие необходимого оборудования для оповещения населения, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера может привести к негативным последствиям, и.о. Азнакаевского городского прокурора обратился с вышеуказанным заявлением в суд.

При оценке доводов явившихся участников процесса и представленных доказательств, суд руководствуется следующим.

Согласно пункту "в" части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Под специализированными техническими средствами оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей понимаются специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

В силу пункта 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации; установку специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации.

Анализ положений федерального законодательства, свидетельствует о том, что на органы местного самоуправления возложены функции по обеспечению, поддержанию в состоянии постоянной готовности системы оповещения населения, установки специализированных технических средств оповещения.

В этой связи, позицию участвующего в судебном заседании помощника прокурора о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанность установить специальные технические средства оповещения, суд признает состоятельными.

Обоснованность доводов помощника прокурора в этой части объективно подтверждаются исследованными в порядке ст.181 ГПК РФ письменными материалами, в том числе актом проверки работоспособности и эффективности «Региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Азнакаевского муниципального района РТ от 28.07.2012 года.

Согласно п.3 и выводам, указанным в Акте, в сельских поселениях района централизованная система оповещения отсутствует, оповещение населения осуществляется через объекты духовенства (42 мечети и 1 храм) с использованием имеющихся громкоговорителей и колоколов. СЦО Азнакаевского муниципального района ограниченно работоспособна, и находится в постоянной готовности к применению. Предложено дополнительно закупить и оборудовать населенные пункты Азнакаевского муниципального района РТ сиренами марки С-40, громкоговорителями марки ОРГД-25, электромегафонами марки ЭС-15.

Оценивая представленные доказательства, суд также принимает во внимание, что в ходе судебного заседания не были опровергнуты доводы представителя ответчика о наличии в настоящее время в с.Тойкино громкоговорителя, соответствующего предъявляемым требованиям.

В силу изложенного суд приходит к выводу об отсутствии достаточных правовых оснований для удовлетворения заявления прокурора в части возложения на ответчика обязанности установить в с.Тойкино громкоговорителя и электромегафона.

В рамках рассматриваемого дела суд также обращает внимание участников процесса на то обстоятельство, что в заявлении прокурора не указаны конкретные нормы права, регламентирующие критерии, по которым определяются количественные и качественные показатели оборудования системы оповещения населения.

Также в судебном заседании не были представлены доказательства, подтверждающие обоснованность требования прокурора в части возложения на ответчика обязанности установить в названных выше населенных пунктах сирены марки С-40 в количестве, указанном в заявлении.

Учитывая изложенное, суд считает возможным требования прокурора в этой части удовлетворить лишь частично, обязав ответчика установить в каждом поселении, расположенном в границах МО «Тойкинское сельское поселение» сирену марки С-40 в количестве 1 штуки.

При решении вопроса об отсрочке исполнения решения, суд руководствуется положением ст.203 ГПК РФ, суд, согласно которой по заявлениям лиц, участвующих в деле, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, суд вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Учитывая обстоятельства, на которых основаны требования прокурора, суд считает возможным ходатайство представителя ответчика об отсрочке исполнения решения суда удовлетворить, и отсрочить исполнение решения суда ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь статьями 194, 196 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление исполняющего обязанности Азнакаевского городского прокурора Муртазина И.А в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к исполнительному комитету Тойкинского сельского поселения Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности привести в надлежащее состояние систему оповещения населения, удовлетворить частично.

Обязать исполнительный комитет Тойкинского сельского поселения Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан в целях обеспечения системы оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в населенных пунктах: село Тойкино, деревня Камышлы Куль, деревня Карамалы Елга Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан, установить сирены марки С-40 в количестве 1 штуки в каждом населенном пункте.

Исполнение решения отсрочить ДД.ММ.ГГГГ

В остальной части заявления и.о. Азнакаевского городского прокурора в удовлетворении отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан через Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в течение месяца.

Судья Сабитов И.Н.

Решение не вступило в законную силу.