Дело № 2 – 1554/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 сентября 2012 года г. Азнакаево РТ Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Хабибуллина Р.А., при секретаре Сунгатуллиной А.Р., с участием прокурора – помощника Азнакаевского городского прокурора РТ Сибиева Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности Азнакаевского городского прокурора РТ Муртазина И.А в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету пгт Актюбинский Азнакаевского муниципального района РТ об установке системы оповещения населения, У С Т А Н О В И Л: Исполняющий обязанности Азнакаевского городского прокурора РТ Муртазин И.А в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, ссылаясь на ФЗ «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года и ФЗ «О защите от чрезвычайных ситуаций» от 21.12.1994 года, обратился в суд с заявлением к Исполнительному комитету пгт Актюбинский Азнакаевского муниципального района РТ об установке системы оповещения населения, мотивировав тем, что Азнакаевской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере гражданской обороны. В ходе проведённой проверки установлено, что в пгт Актюбинский ненадлежащим образом соблюдаются требования законодательства, направленного на осуществление экстренного оповещения населения в случае наступления чрезвычайных ситуаций: в сельском поселении отсутствует необходимое оборудование для функционирования в рабочем состоянии системы оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Для надлежащего функционирования системы оповещения населения в <адрес> необходимо установить: сирены С-40 в количестве 3 шт., приобрести громкоговоритель ОРГД-2 в количестве 2 шт. Из-за отсутствия необходимого оборудования в пгт Актюбинский Азнакаевского муниципального района РТ при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, население и организации, в том числе и органы местного самоуправления, не смогут предпринять надлежащие меры при возникновении чрезвычайных ситуаций. В суде прокурор поддержал заявление, при этом не возражал против предоставления ответчику отсрочки исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика Исламов И.А. иск не признал, т.к. заявитель не представил доказательства обоснованности требований об указанном в иске количества оборудования, необходимого для оповещения населения и в силу ст.11 ФЗ №68 от 24.12.1994 г. – приобретение средств оповещения населения при чрезвычайных ситуациях возложено на федеральные органы исполнительной власти, а не на органы местного самоуправления. Представитель третьего лица, отдела надзорной деятельности по Азнакаевскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по РТ, Шайхутдинов Б. заявление прокурора поддержал. Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению частично. Согласно статье 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Статьёй 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Частью 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно: а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; В соответствии со ст. 14 ФЗ «О защите от чрезвычайных ситуаций» организации обязаны создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях. Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны. Судом установлено, что Азнакаевской городской прокуратурой РТ проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере гражданской обороны. В ходе проведённой проверки установлено, что в пгт актюбинский Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан ненадлежащим образом соблюдаются требования законодательства, направленного на осуществление экстренного оповещения населения в случае наступления чрезвычайных ситуаций: в пгт Актюбинский отсутствует необходимое оборудование для функционирования в рабочем состоянии системы оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: в поселке нет сирены С-40, громкоговорителя ОРГД-2. Отсутствие необходимого оборудования для оповещения населения пгт Актюбинский о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера может привести к серьезным последствиям вплоть до массовой гибели людей. Из изложенного следует, что исковое требование прокурора подлежит удовлетворить. Вместе с тем, учитывая радиус действия сирены С – 40, что составляет 500 метров, населенный пункт – пгт Актюбинский - значительный по радиусу, суд считает, что для поселка необходимы три сирены. Кроме того, нет необходимости приобретать электромегафон и громкоговоритель ОГРД-2, ибо истцом не мотивирована ее необходимость и именно в указанном в иске количестве. Поэтому в данной части иск удовлетворению не подлежит. Доводы представителя ответчика о том, что приобретать средства оповещения должны федеральные органы исполнительной власти и передавать муниципальным органам для установки, суд не может признать состоятельными, ибо в соответствии со ст.14 №131 – ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения отнесен вопрос об участии в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, что означает приобретение и установление, в том числе и систем оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Про это же говорится и в п.»д»ч.2ст.11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», что приведен выше. Суд, руководствуясь статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание то, что ответчику необходимо изыскать материальные средства для исполнения решения, прокурор не возражает против предоставления отсрочки, считает возможным отсрочить исполнение решения до ДД.ММ.ГГГГ включительно. Руководствуясь статьями 194, 196 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Заявление исполняющего обязанности Азнакаевского городского прокурора РТ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету пгт Актюбинский Азнакаевского муниципального района РТ об установке системы оповещения населения удовлетворить частично. Обязать Исполнительный комитет пгт Актюбинский Азнакаевского муниципального района РТ в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести в надлежащее состояние систему оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и установить в <адрес> Азнакаевского муниципального района РТ сирены С-40 в количестве 3 шт. В остальной части в удовлетворении заявления прокурору отказать. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан через Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в течение месяца. Судья: Хабибуллин Р.А. Решение не вступило в законную силу.