Дело о возложении обязанности привести в надлежащее состояние системы оповещения населения



Дело № 2 – 1540/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 сентября 2012 года г. Азнакаево РТ

Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе:

судьи - Сабитова И.Н.,

с участием помощника прокурора - Гайфуллина А.А.,

при секретаре - Салаховой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности Азнакаевского городского прокурора Муртазина И.А в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету Асеевского сельского поселения Азнакаевского муниципального района РТ о возложении обязанности привести в надлежащее состояние систему оповещения населения,

У С Т А Н О В И Л:

Исполняющий обязанности Азнакаевского городского прокурора РТ Муртазин И.А в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к Исполнительному комитету Асеевского сельского поселения Азнакаевского муниципального района РТ (далее по тексту ответчик) об установке системы оповещения населения. В обосновании заявленных требований указано, что Азнакаевской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере гражданской обороны. В ходе проведённой проверки установлено, что в Асеевском сельском поселении Азнакаевского муниципального района РТ ненадлежащим образом соблюдаются требования законодательства, направленного на осуществление экстренного оповещения населения в случае наступления чрезвычайных ситуаций, отсутствует необходимое оборудование для функционирования в рабочем состоянии системы оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ссылаясь на положения Федерального закона «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года и Федерального закона «О защите от чрезвычайных ситуаций» от 21.12.1994 года, в целях обеспечения надлежащего функционирования системы оповещения населения, прокурор просит обязать исполком установить: в селе Асеево сирены С-40 в количестве 2 шт., громкоговоритель ОРГД-2 в количестве 1 шт., электромегафон ЭМ-15 в количестве 1 шт., в селе Митряево- сирены С-40 в количестве 2 шт. Из-за отсутствия необходимого оборудования в Асеевском сельском поселении Азнакаевского муниципального района РТ, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, население и организации, в том числе и органы местного самоуправления, не смогут предпринять надлежащие меры.

В судебном заседании помощник прокурора Гайфуллин А.А. поддержал заявление. Показал, что количество оборудования оповещения населения, необходимого для установки в вышеуказанных населенных пунктах, отражено в заявлении прокурора исходя из технических параметров оборудования. Так например, зона покрытия сигнала Сирена С-40 составляет не более 500 метров. Полагает возможным предоставить ответчику отсрочку исполнения решения суда ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ответчика, исполкома Асеевского сельского поселения Азнакаевского муниципального района РТ, Исламов И.А., в суд не явился. <данные изъяты>

Представители третьего лица, исполкома Азнакаевского муниципального района РТ, отдела надзорной деятельности по Азнакаевскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по РТ, в суд не явились, были извещены.

Заслушав участвующего в судебном заседании помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.ст.1, 2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

Согласно ст.ст.11, 18 вышеуказанного закона руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.

Статьёй 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Судом установлено, что Азнакаевской городской прокуратурой РТ проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере гражданской обороны. В ходе проверки установлено, что на территории МО «Асеевское сельское поселение» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан ненадлежащим образом соблюдаются требования законодательства, направленного на осуществление экстренного оповещения населения в случае наступления чрезвычайных ситуаций. Отсутствует необходимое оборудование для функционирования в рабочем состоянии системы оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Мотивируя тем, что отсутствие необходимого оборудования для оповещения населения, проживающего на территории Асеевского сельского поселения Азнакаевского муниципального района РТ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера может привести к негативным последствиям, оказать влияние на способность ответчика предпринять адекватные действия, и.о. Азнакаевского городского прокурора обратился с вышеуказанным заявлением в суд.

При даче оценки доводам прокурора, представленным доказательствам, суд руководствуется следующим.

Согласно пункту "в" части 2 статьи 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Под специализированными техническими средствами оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей понимаются специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения (статья 1 закона).

В силу пункта 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года №687, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации; установку специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации.

Анализ положений приведенных выше норм федерального законодательства, свидетельствует о том, что на органы местного самоуправления возложены функции по обеспечению и поддержанию в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения, установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения при возникновении чрезвычайных ситуаций.

В этой связи, позицию участвующего в судебном заседании помощника прокурора о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по обеспечению функционирования системы оповещения населения посредством установки в населенных пунктах, расположенных в границах МО «Асеевское сельское поселение» специализированных технических средств оповещения, суд признает состоятельными.

Объективно позиция прокурора в этой части подтверждается исследованными в порядке ст.181 ГПК РФ письменными материалами, в том числе актом проверки работоспособности и эффективности «Региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Азнакаевского муниципального района РТ от 28.07.2012 года.

Согласно п.3 и выводам, указанным в Акте, в сельских поселениях района централизованная система оповещения отсутствует, оповещение населения осуществляется через объекты духовенства (42 мечети и 1 храм) с использованием имеющихся громкоговорителей и колоколов. СЦО Азнакаевского муниципального района ограниченно работоспособна, и находится в постоянной готовности к применению. Предложено дополнительно закупить и оборудовать населенные пункты Азнакаевского муниципального района РТ сиренами марки С-40, громкоговорителями марки ОРГД-25, электромегафонами марки ЭС-15.

Однако, суд считает необходимым обратить внимание, что в ходе судебного заседания участниками процесса не были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что установленные в мечетях вышеназванных населенных пунктов громкоговорители по своим техническим характеристикам не соответствуют требованиям, предъявляемым к оборудованию, используемого в качестве системы оповещения населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

В этой связи суд считает, что заявление прокурора в этой части не подлежит удовлетворению.

Также суд обращает внимание, что конкретные нормы права или утвержденные Правила, регламентирующие критерии, по которым определяются количественные и качественные показатели того или иного оборудования системы оповещения, не нашли своего отражения в заявлении прокурора.

Участниками процесса не были представлены доказательства, подтверждающие обоснованность установки в указанных выше населенных пунктах сирены марки С-40 в том количестве, в каком указано в заявлении прокурора.

Учитывая вышеизложенное, суд считает возможным требования прокурора в этой части также удовлетворить частично, обязав ответчика установить в каждом населенном пункте сирену марки С-40 в количестве 1 штуки.

Что касается позиции участвующего в судебном заседании прокурора об отсрочки исполнения решения суда, суд принимает во внимание следующее.

Согласно ст.203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Принимая во внимание обстоятельства, на которых основаны требования прокурора, а именно в целях предупреждения и ликвидации негативных последствий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, суд считает возможным отсрочить исполнение решения суда ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь статьями 194, 196 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление исполняющего обязанности Азнакаевского городского прокурора Муртазина И.А в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к исполнительному комитету Асеевского сельского поселения Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности привести в надлежащее состояние систему оповещения населения, удовлетворить частично.

Обязать исполнительный комитет Асеевского сельского поселения Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан в целях обеспечения системы оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в населенных пунктах: село Асеево и село Митряево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан, установить сирены марки С-40 в количестве 1 штуки в каждом населенном пункте.

В остальной части заявления и.о. Азнакаевского городского прокурора в удовлетворении отказать.

Отсрочить исполнение решения суда ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан через Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в течение месяца.

Судья Сабитов И.Н.

Решение не вступает в законную силу.