Дело о возложении обязанности привести в надлежащее состояние системы оповещения населения



Дело № 2 – 1535/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 сентября 2012 года г. Азнакаево РТ

Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе:

судьи - Сабитова И.Н.,

с участием помощника прокурора - Гайфуллина А.А.,

при секретаре - Салаховой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности Азнакаевского городского прокурора Муртазина И.А в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету Сухояшского сельского поселения Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности привести в надлежащее состояние систему оповещения населения,

У С Т А Н О В И Л:

Исполняющий обязанности Азнакаевского городского прокурора Муртазин И.А в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к исполкому Сухояшского СП Азнакаевского муниципального района РТ (далее по тексту ответчик) о возложении обязанности привести в надлежащее состояние систему оповещения населения. В обоснование заявления указано, что в ходе проведённой Азнакаевской городской прокуратурой проверки установлено в Сухояшском СП Азнакаевского муниципального района РТ оборудования для функционирования в рабочем состоянии системы оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ссылаясь на нормы Федерального закона «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года и Федерального закона «О защите от чрезвычайных ситуаций» от 21.12.1994 года, в целях обеспечения надлежащего функционирования системы оповещения населения, прокурор просит обязать исполком установить: в селе Агерзе сирены С-40 в количестве 2 шт., громкоговоритель ОРГД-2 в количестве 1 шт., электромегафон ЭМ-15 в количестве 1 шт., в деревне Банки-Сухояш сирены С-40 в количестве 2 шт., в деревне Курай-Елга сирены С-40 в количестве 2 шт., в деревне Нижний Сухояш сирены С-40 в количестве 2 шт.

В судебном заседании помощник прокурора Гайфуллин А.А. поддержал заявление. Показал суду, что не возражает против отсрочки исполнения решения суда ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ответчика Исламов И.А., с заявлением не согласился. Считает, что действующим законодательством не закреплены нормы, возлагающие на органы местного самоуправления приобретать оборудование системы оповещения. На органы местного самоуправления возлагаются обязанности выделять земельные участки для установки такого оборудования, и принимать меры по эвакуации населения в случае чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий таких ситуаций. Считает, что при обращении в суд с данным заявлением не учтено, что в мечети с. Б.Сухояш уже установлены громкоговорители, которые по своим техническим параметрам соответствуют предъявляемым требованиям и возможно их использование для оповещения населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Просит принять во внимание, что исполком не может самостоятельно решить данный вопрос, требующий значительных финансовых средств и времени.

Представители третьего лица, исполкома Азнакаевского муниципального района РТ, отдела надзорной деятельности по Азнакаевскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по РТ, в суд не явились, были извещены.

Представитель третьего лица, отдела реализации полномочий в области ГО МЧС РТ Марясов В.С. поддержал заявление. Показал суду, что указанное в заявлении прокурора количество специального оборудования определено с учетом их технических характеристик. Так например зона покрытия сирены С-40 составляет не более 500 метров.

Выслушав доводы явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.ст.1, 2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

Судом установлено, что Азнакаевской городской прокуратурой РТ проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере гражданской обороны. В ходе проверки установлено, что на территории МО «Сухояшское сельское поселение» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан отсутствует оборудование для функционирования в рабочем состоянии системы оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Мотивируя тем, что отсутствие необходимого оборудования для оповещения населения, проживающего на территории Сухояшского сельского поселения в случае возникновении чрезвычайных ситуаций, может привести к негативным последствиям, и.о. Азнакаевского городского прокурора обратился с вышеуказанным заявлением в суд.

При оценке доводов участников процесса и представленных доказательств, суд руководствуется следующим.

Согласно пункту "в" части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Под специализированными техническими средствами оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей понимаются специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения (статья 1 закона).

В силу пункта 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации; установку специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.

Анализ положений федерального законодательства, свидетельствует о том, что на органы местного самоуправления возложены функции обеспечения и поддержания в состоянии постоянной готовности системы оповещения населения, установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения при возникновении чрезвычайных ситуаций.

В этой связи, позицию участвующего в судебном заседании помощника прокурора о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по обеспечению функционирования системы оповещения населения, установки в населенных пунктах специальных технических средств, суд признает состоятельными.

Обоснованность доводов помощника прокурора в этой части объективно подтверждаются исследованными в порядке ст.181 ГПК РФ письменными материалами, в том числе актом проверки работоспособности и эффективности «Региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Азнакаевского муниципального района РТ от 28.07.2012 года.

Согласно п.3 и выводам, указанным в Акте, в сельских поселениях района централизованная система оповещения отсутствует, оповещение населения осуществляется через объекты духовенства (42 мечети и 1 храм) с использованием имеющихся громкоговорителей и колоколов. СЦО Азнакаевского муниципального района ограниченно работоспособна, и находится в постоянной готовности к применению. Предложено дополнительно закупить и оборудовать населенные пункты Азнакаевского муниципального района РТ сиренами марки С-40, громкоговорителями марки ОРГД-25, электромегафонами марки ЭС-15.

Однако, суд считает необходимым обратить внимание участников процесса, что в судебном заседании не были опровергнуты доводы представителя ответчика о том, что установленные в населенных пунктах громкоговорители по своим техническим характеристикам не соответствуют требованиям, предъявляемым к оборудованию системы оповещения населения.

В силу изложенного суд считает, что заявление в этой части подлежит удовлетворению частично.

Также суд обращает внимание на то обстоятельство, что конкретные нормы права или Правил, регламентирующих критерий, по которым определяются количественные показатели оборудования системы оповещения, не нашли своего отражения в представленном суду заявлении прокурора.

Суду не были представлены доказательства, подтверждающие обоснованность требований прокурора о возложении на ответчика обязанности установить в названных выше населенных пунктах сирены марки С-40 в том количестве, в каком указано в заявлении прокурора.

Учитывая изложенное, суд считает возможным требования прокурора в этой части также удовлетворить частично, обязать ответчика установить в каждом населенном пункте сирену марки С-40 в количестве 1 штуки.

Что касается позиции представителя ответчика об отсрочке исполнения решения суда, учитывая положения ст. 203 ГПК РФ, принимая во внимание обстоятельства, на которых основаны требования прокурора и единую позицию участников процесса по данному ходатайству, суд считает возможным отсрочить исполнение решения суда ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь статьями 194, 196 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление исполняющего обязанности Азнакаевского городского прокурора РТ Муртазина И.А в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к исполнительному комитету Сухояшского сельского поселения Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности привести в надлежащее состояние систему оповещения населения, удовлетворить частично.

Обязать исполнительный комитет Сухояшского сельского поселения Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан в целях обеспечения системы оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в населенных пунктах: село Большой Сухояш, деревня Банки-Сухояш, деревня Курай-Елга, деревня Нижний Сухояш Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан, установить сирены марки С-40 в количестве 1 штуки в каждом населенном пункте.

Исполнение решения отсрочить ДД.ММ.ГГГГ

В остальной части заявления и.о. Азнакаевского городского прокурора в удовлетворении отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан через Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в течение месяца.

Судья Сабитов И.Н.

Решение не вступило в законную силу.