Дело № 2 – 1532/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 сентября 2012 года г. Азнакаево РТ Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе: судьи - Сабитова И.Н., с участием помощника прокурора - Гайфуллина А.А., при секретаре - Салаховой Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности Азнакаевского городского прокурора РТ Муртазина И.А в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету Чемодуровского сельского поселения Азнакаевского муниципального района РТ о возложении обязанности привести в надлежащее состояние систему оповещения населения, У С Т А Н О В И Л: Исполняющий обязанности Азнакаевского городского прокурора Муртазин И.А в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к исполкому Чемодуровского сельского поселения Азнакаевского муниципального района РТ (далее по тексту ответчик) о возложении обязанности привести в надлежащее состояние систему оповещения. В обосновании заявленных требований указано, что Азнакаевской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства. В ходе проведённой проверки установлено, что в Чемодуровском сельском поселении ненадлежащим образом соблюдаются требования законодательства, направленного на осуществление экстренного оповещения населения в случае наступления чрезвычайных ситуаций, отсутствует необходимое оборудование для функционирования в рабочем состоянии системы оповещения населения. Ссылаясь на положения Федерального закона «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года и Федерального закона «О защите от чрезвычайных ситуаций» от 21.12.1994 года, в целях обеспечения надлежащего функционирования системы оповещения населения, прокурор просит обязать исполком установить: в селе Чемодурово сирены С-40 в количестве 2 шт., громкоговоритель ОРГД-2 в количестве 1 шт., электромегафон ЭМ-15 в количестве 1 шт., в деревне Алферовка - сирены С-40 в количестве 2 шт., в деревне Тетьвелево - сирены С-40 в количестве 2 шт. В судебном заседании помощник прокурора Гайфуллин А.А. поддержал заявление. Показал, что количество оборудования оповещения указано исходя из их технических параметров. Считает возможным отстрочить исполнение решения ДД.ММ.ГГГГ Представитель ответчика Исламов И.А., в суд не явился. Представил заявление о рассмотрении дела без его участия. С заявлением не согласен. Представители третьего лица, исполкома Азнакаевского муниципального района РТ, отдела надзорной деятельности по Азнакаевскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по РТ, в суд не явились, были извещены. Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ст.ст.1, 2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны. Статьёй 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Судом установлено, что Азнакаевской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере гражданской обороны. В ходе проверки установлено, что на территории МО «Чемодуровское сельское поселение» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан ненадлежащим образом соблюдаются требования действующего законодательства в сфере предупреждения наступления чрезвычайных ситуаций. Отсутствует необходимое оборудование для функционирования в рабочем состоянии системы оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Мотивируя тем, что отсутствие необходимого оборудования оповещения населения, проживающего на территории Чемодуровского сельского поселения Азнакаевского муниципального района РТ при возникновении таких ситуаций может привести к негативным последствиям, оказать влияние на способность ответчика предпринять адекватные действия, и.о. Азнакаевского городского прокурора обратился с вышеуказанным заявлением в суд. При даче оценки доводам прокурора и представленным доказательствам, суд руководствуется следующим. Согласно пункту "в" части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. Под специализированными техническими средствами оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей понимаются специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"). В силу пункта 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации; установку специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации. Анализ положений приведенных выше норм федерального законодательства, свидетельствует о том, что на органы местного самоуправления возложены функции по обеспечению и поддержанию в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения, установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения при возникновении чрезвычайных ситуаций. В этой связи, позицию участвующего в судебном заседании помощника прокурора о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности обеспечить функционирования системы оповещения населения посредством установки в населенных пунктах, расположенных в границах муниципального образования специальных технических средств оповещения, суд признает состоятельными. Объективно позиция прокурора в этой части подтверждается исследованными в порядке ст.181 ГПК РФ письменными материалами, в том числе актом проверки работоспособности и эффективности «Региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Азнакаевского муниципального района РТ от 28.07.2012 года. Согласно п.3 и выводам, указанным в Акте, в сельских поселениях района централизованная система оповещения отсутствует, оповещение населения осуществляется через объекты духовенства (42 мечети и 1 храм) с использованием имеющихся громкоговорителей и колоколов. СЦО Азнакаевского муниципального района ограниченно работоспособна, и находится в постоянной готовности к применению. Предложено дополнительно закупить и оборудовать населенные пункты Азнакаевского муниципального района РТ сиренами марки С-40, громкоговорителями марки ОРГД-25, электромегафонами марки ЭС-15. Однако, суд считает необходимым в рамках рассматриваемого дела обратить внимание, что в ходе судебного заседания участниками процесса не были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что установленные в в указанных выше населенных пунктах громкоговорители по своим техническим характеристикам не соответствуют требованиям, предъявляемым к оборудованию, используемого в качестве системы оповещения населения. В этой связи суд считает, что заявление прокурора в этой части не подлежит удовлетворению. Также суд обращает внимание, что конкретные нормы права или утвержденные Правила, регламентирующие критерии, по которым определяются количественные и качественные показатели того или иного оборудования системы оповещения, не нашли своего отражения в заявлении прокурора. Участниками процесса не были представлены доказательства, подтверждающие обоснованность установки в указанных выше населенных пунктах сирены марки С-40 в том количестве, в каком указано в заявлении прокурора. Учитывая вышеизложенное, суд считает возможным требования прокурора в этой части также удовлетворить частично, обязав ответчика установить в каждом населенном пункте сирену марки С-40 в количестве 1 штуки. Что касается позиции участвующего в судебном заседании прокурора об отсрочки исполнения решения суда, суд принимает во внимание следующее. Согласно ст.203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения. Принимая во внимание обстоятельства, на которых основаны требования прокурора, а именно в целях предупреждения и ликвидации негативных последствий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, суд считает возможным отсрочить исполнение решения суда ДД.ММ.ГГГГ Руководствуясь статьями 194, 196 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Заявление исполняющего обязанности Азнакаевского городского прокурора РТ Муртазина И.А в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к исполнительному комитету Чемодуровского сельского поселения Азнакаевского муниципального района РТ о возложении обязанности привести в надлежащее состояние систему оповещения населения, удовлетворить частично. Обязать исполнительный комитет Чемодуровского сельского поселения Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан в целях обеспечения системы оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в населенных пунктах: село Чемодурово, деревня Алферовка, деревня Тетьвелево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан, установить сирены марки С-40 в количестве 1 штуки в каждом населенном пункте. Исполнение решения отсрочить ДД.ММ.ГГГГ В остальной части заявления и.о. Азнакаевского городского прокурора в удовлетворении отказать. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан через Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в течение месяца. Судья Сабитов И.Н. Решение не вступило в законную силу.