Именем Российской Федерации 03 октября 2012 года г. Азнакаево РТ Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе: судьи - Сабитова И.Н., с участием помощника прокурора - Купова А.А., при секретаре - Салаховой Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Азнакаевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к отделу МВД России по Азнакаевскому району о возложении обязанности обеспечить эксплуатацию изолятора временного содержания и специального приемника в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства, У С Т А Н О В И Л: Азнакаевский городской прокурор в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) в защиту интересов неопределенного круга лиц первоначально обратился в Азнакаевский городской суд РТ с заявлением к отделу МВД России по Азнакаевскому району о приостановлении деятельности изолятора временного содержания до устранения выявленных нарушений, до установки в камерах изолятора временного содержания санитарных узлов с соблюдением требований приватности и кранов с водопроводной водой. В последующем прокурором неоднократно уточнялись заявленные требования. Было представлено заявление о приостановлении деятельности изолятора временного содержания и специального приемника отдела МВД России по Азнакаевскому району, об исключении расположения изолятора временного содержания и специального приемника в подвальных помещениях. В обоснование заявления указано, что проведенными Азнакаевской городской прокуратурой проверками соблюдения законодательства, регулирующего порядок и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в изоляторе временного содержания (далее по тексту ИВС) и специальном приемнике (далее по тексту спецприемник) отдела МВД России по Азнакаевскому району установлено, что ИВС и спецприемник расположены в подвальном помещении двухэтажного кирпичного здания отдела МВД по Азнакаевскому району, ДД.ММ.ГГГГ постройки. Указанное противоречит требованиям Свода правил 122-95 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России, введенного в действие протоколом МВД России от 12.02.1995г. №1-95, согласно которым помещения ИВС должны размещаться в отдельно стоящих зданиях, а при размещении этих учреждений в одном здании изолятор временного содержания следует размещать на верхних этажах. Нахождение ИВС в подвальном помещении здания, негативно влияет на обеспечение в полном объеме прав как подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, так и сотрудников органов внутренних дел, исполняющих обязанности по их охране и конвоированию. В ИВС отсутствуют: комната психологической разгрузки, класса службы, санитарный пропускник с дезинфекционной камерой и душевыми с открытыми кабинами, карцер, кабинет адвокатов, комната для свиданий. Лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа не соответствует требованиям, установленным законодательством об охране здоровья граждан Искусственное освещение не соответствует нормам и требованиям, предъявляемым к искусственному освещению в камерах ИВС и спецприемника, что подтверждается результатами лабораторных исследований № ДД.ММ.ГГГГ Не соответствует требованиям ст.23 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и положениям главы 5 ПВР материально-бытовое обеспечение лиц, содержащихся в ИВС. Установлено, что все камеры ИВС и спецприемника не оборудованы прикроватными тумбами. В нарушение требований ст.24 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» администрация ИВС не выполняет санитарно - гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. Лица, поступающие в изолятор, ввиду отсутствия санпропускника, не проходят санитарную обработку. В камерах отсутствует система подачи холодного и горячего водоснабжения, отсутствуют умывальники и канализационная система. Во всех камерах в санитарных узлах вместо чаши «Генуя» установлены ведра, при этом условия приватности отсутствуют. В камерах отсутствует система обогрева и отопления. В ходе проверки также установлено не соблюдение норм санитарной площади в камерах, из расчета 4 квадратных метра на одного человека. Количество спальных мест и площадь камер, на дверях камер ИВС и спецприемника, не обозначены. Камеры ИВС и спецприемника не соответствуют требованиям противопожарного законодательства. Все камеры и коридор ИВС и спецприемника в нарушение ст. 151 ФЗ «О пожарной безопасности», НПБ 110-03 п.4. не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. В нарушение п.70 постановления Правительства РФ от 25.04.2012г. №390 «О противопожарном режиме» ИВС не обеспечен достаточным количеством огнетушителей, и в нарушение п. п.4.1, 5.1 НПБ 104-03 ИВС и спецприемник не обеспечены системой оповещения о пожаре, отсутствует инструкция о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время. Отсутствуют средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения, чем нарушены требования п. 9 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012г. №390 «О противопожарном режиме». Также в первоначальном заявлении прокурора указано, что в нарушение п. 6.12 СНиП 21-01-97 отсутствует второй эвакуационный выход из подвального помещения. В здании в нарушение требований ст. 56 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п. 8.1 СНиП 41-01-2003 отсутствует система противодымной защиты. В подвале отсутствуют не менее двух люков или окон с приямками, шириной 0,9 м и высотой 1,2 м, чем нарушены требования п. 1,12 СНиП 2.08.02-89. Мотивируя тем, что совокупностью названных выше обстоятельств создается прямая угроза возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, как среди содержащихся в ИВС и спецприемнике, так и среди личного состава сотрудников отдела МВД, а нахождение ИВС и спецприемника в подвальном помещении создает дополнительную угрозу жизни и здоровью лиц, содержащихся в нем, а также сотрудников отдела МВД в случае возникновения пожара, прокурор просил приостановить деятельность ИВС и спецприемника до устранения выявленных нарушений, и обязать отдел МВД РФ по Азнакаевскому району исключить расположение ИВС и спецприемника в подвальных помещениях. Участвующий в судебном заседании помощник прокурора Купов А.А. в судебном заседании вновь представил суду уточненное заявление прокурора. Пояснил суду, что ссылаясь на обстоятельства, на которых основаны первоначальные требования, просит суд обязать отдел МВД России по Азнакаевскому району обеспечить эксплуатацию ИВС и спецприемника в соответствии с требованиями Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утверждённых приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. № 950, Положения о порядке отбывания административного ареста, утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от 02.10.2002г. №726, Федерального закона «О пожарной безопасности», НПБ 110-03, Постановления Правительства РФ от 25.04.2012г. №390 «О противопожарном режиме», Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СНиП 41- 01-2003, СНиП 2.08.02-89, СНиП 21-01-97, а именно: оборудовать ИВС и спецприемник санпропускником с дезинфекционной камерой и медицинским кабинетом, а также обеспечить осмотр лиц, содержащихся в ИВС, медицинским сотрудником; оборудовать помещения ИВС и спецприемника окнами, а также дежурным освещением; оборудовать камеры ИВС и спецприемника прикроватными тумбами; оборудовать ИВС и спецприемник системой подачи холодного и горячего водоснабжения, умывальниками и канализационной системой, системой обогрева и отопления, а также санитарными узлами с соблюдением необходимых требований приватности; обеспечить соблюдение норм санитарной площади в камерах ИВС, из расчета 4 квадратных метра на одного человека; количество спальных мест и площадь камер обозначить на дверях камер ИВС и спецприемника; оборудовать ИВС и спецприемник комнатой психологической разгрузки, класса службы, карцером, кабинетом адвокатов и комнатой для свиданий; оборудовать камеры и коридор ИВС и спецприемника автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а также системой дымоудаления; обеспечить ИВС и спецприемник достаточным количеством огнетушителей, инструкцией о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, и средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения; оборудовать ИВС и спецприемник вторым эвакуационным выходом; оборудовать ИВС и спецприемник двумя люками (окнами) с приямками шириной 0,9 м и высотой 1.2 м. Установить разумный срок устранения выявленных нарушений. Представитель ответчика, отдела МВД России по Азнакаевскому району Р.Р. Гайнетдинов, уточненные требования прокурора признал частично. Показал суду, что требования, указанные в просительной части уточненного заявления при эксплуатации расположенных в подвальном помещении ИВС и спецприемника, в большей части уже устранены. В обоснование своей позиции ссылается на следующее. Возражает против требований, указанных в п.1 заявления, так как в помещении ИВС имеется душ с горячим водоснабжением. Не предусмотрен штат медицинского работника ИВС. Осмотр лиц, поступающих и содержащихся в ИВС, в дневное время осуществляется сотрудником ИВС, прошедшим соответствующее обучение. В выходные дни и в ночное время при необходимости осмотр лиц осуществляется медицинскими работниками на основании договора об оказании медицинских услуг, заключенного между отделом МВД и МБУЗ «Азнакаевская ЦРБ». Возражает против п.2 и п.3 заявления, так как ИВС и спецприемник расположены в подвальном помещении, вследствие чего оборудовать камеры ИВС и спецприемника окнами не возможно. Используемое в ИВС и спецприемники искусственное освещение в настоящее время соответствует предъявляемым требованиям, что подтверждается протоколом лабораторных исследований №721 от 28.09.2012 года. Все камеры ИВС и спецприемника оборудованы прикроватными тумбами. Относительно п.4 заявления просит принять во внимание, что в виду расположения ИВС и спецприемника в подвальном помещении здания отдела МВД, оборудовать все камеры ИВС и спецприемника канализационной системой с отдельными санузлами также не возможно. По этой причине в камерах установлены биотуалеты в виде ведер с плотно закрывающимися крышками. В ближайшее время во всех камерах будут установлены пополняемые водой умывальники, будут установлены шторы для соблюдения необходимых требований приватности. ИВС и спецприемник имеет единую систему подачи холодной и горячей воды, санузел. Помещение ИВС и спецприемника обогревается в пределах действующих требований, самостоятельных систем обогрева в каждой камере не требуется. Микроклимат в помещениях ИВС и спецприемника соответствует норме, что также подтверждается представленным суду протоколом исследования № Пояснил суду, что требования прокурора, указанные в п.5 и п.6 уточненного заявления будут исполнены. Имеется реальная возможность обеспечить в камерах норму санитарной площади, обозначить на дверях количество спальных мест и площадь камеры. Не согласен с требованиями, указанными в п.7 заявления, так как помещение ИВС и спецприемника ограничены в площади, нет реальной возможности оборудовать комнату психологической разгрузки и класса службы. Помещение карцера в ИВС не предусмотрено существующими требованиями. В ИВС имеются оборудованные системой видеонаблюдения две комнаты для проведения следственных действий, которые используются также в качестве кабинетов адвокатов и комнаты для свиданий. Не оспаривает указанное в п.8 заявления обстоятельство отсутствия в камерах в коридорах ИВС и спецприемника системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Просит принять во внимание, что данный вопрос связан с целевым финансированием, осуществляемым централизованно за счет средств бюджета. Не согласен с требованием, указанным п.9 заявления, мотивируя тем, что в настоящее время помещения ИВС и спецприемника обеспечены необходимым количеством огнетушителей и инструкцией о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время. Указанные в заявлении требование обеспечить ИВС и спецприемник средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения исполнить не возможно, так как специальные противогазы на вооружении отдела МВД не состоят. Такие противогазы имеются только на вооружении подразделений МЧС. Возражает против требований, указанных в п.п. 10, 11 заявления, мотивируя тем, что в связи с нахождением ИВС в подвальном помещении в реальности невозможно оборудовать помещение ИВС вторым эвакуационным выходом. В настоящее время помещение ИВС оборудовано двумя люками – окнами, соответствующими требованиям, указанным в заявлении прокурора. Данные люки расположены в служебной комнате ИВС и в комнате для проведения следственных действий. Просит суд принять во внимание, что отдел МВД России по Азнакаевскому району включен в целевую программу 2013 года, финансируемую за счет сред бюджета на строительство нового помещения ИВС и спецприемника на территории внутреннего двора отдела. Проектирование и строительство нового помещения ИВС и спецприемника будет осуществлено в соответствии со всеми предъявляемыми требованиями действующего законодательства и Правил строительства объектов органов внутренних дел. С учетом изложенного просит определить срок для устранения отдельных нарушений ДД.ММ.ГГГГ Представители третьих лиц, Министерства внутренних дел РТ, ТОУ Роспотребнадзора в Азнакаевском районе, УГПН ГУ МСЧ России по Азнакаевскому району, в суд не явились. Выслушав доводы явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Судом установлено, что в период ДД.ММ.ГГГГ Азнакаевской городской прокуратурой были проведены проверки соблюдения отделом МВД России по Азнакаевскому району законодательства в деятельности изолятора временного содержания и специального приемника отдела МВД России по Азнакаевскому району. По результатам проверок составлены акты ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора Куповым А.А. ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора Миначевым Н.Т. Мотивируя тем, что в результате проведенных проверок были выявлены грубые нарушения законодательства, регулирующего вопросы содержания подозреваемых, обвиняемых в ИВС и спецприемнике отдела МВД по Азнакаевскому району, Азнакаевский городской прокурор обратился с вышеуказанными заявлениями в суд. Оценивая доводы участников процесса и представленные письменные доказательства, суд руководствуется следующим. Согласно п. 16 ст. 14 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 года №3-Ф3, задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. В силу ст. 27.6 КоАП РФ задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 настоящего Кодекса, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления. Статья 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года, которая подписана и ратифицирована Российской Федерации, требует от государств обеспечивать содержание заключенного в условиях, соответствующих уважению его человеческого достоинства, а также чтобы способ и метод исполнения данной меры не причиняли ему душевных страданий и лишений, интенсивность которых превышала бы неизбежный уровень страдания, присущий любому заключению, а также чтобы, учитывая практические требования лишения свободы, надлежащим образом охранялось здоровье заключенного. Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Согласно статье 4 данного Закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. Частью 1 и 2 статьи 9 Закона установлено, что изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений (ч. 1). В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу (ч. 2). Статьей 13 данного Закона предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца. В соответствии со статьей 23 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. Порядок и условия пребывания лиц в ИВС помимо вышеуказанного, регламентируется «Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», утвержденных приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. N 950 (в ред. Приказов МВД РФ от 13.09.2010 года и 30.12.2011 года, с изменениями, внесенными решениями Верховного Суда РФ от 16 марта 2009 года и от 30.03.2010 года) с приложениями (далее по тексту Правила). В соответствии с п.45 Правил, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды. Согласно п.139, п.п. 122, 124 вышеназванных Правил, свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) проводятся под контролем сотрудников ИВС в специально оборудованных для этих целей помещениях. Лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. С целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах. При отсутствии медицинского работника, медицинский осмотр проводит специально подготовленный сотрудник полиции, с последующим осмотром медицинским работником. Отсутствие в помещении ИВС комнаты для свиданий, медицинского кабинета, препятствует соблюдению вышеуказанных Правил. Судом установлено и не оспаривается участниками процесса, что изолятор временного содержания и специальный приемник отдела МВД России по Азнакаевскому району, расположены в подвальном помещении здания отдела ДД.ММ.ГГГГ постройки. В помещении изолятора временного содержания имеется отдельное помещение санузла, душевая кабина, следственные кабинеты. Помещение ИВС не имеет второго эвакуационного выхода, коридор и камеры ИВС и спецприемника не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, не оборудована система дымоудаления в случае пожара. В силу п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении", если истец изменил основание или предмет иска, увеличил или уменьшил его размер, ответчик признал иск полностью или частично, об этом следует также указать в описательной части решения. О признании стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения (часть 2 статьи 68 ГПК РФ), указывается в мотивировочной части решения одновременно с выводами суда об установлении этих обстоятельств, если не имеется предусмотренных частью 3 статьи 68 ГПК РФ оснований, по которым принятие признания обстоятельств не допускается. Право признания обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принадлежит и представителю стороны, участвующему в деле в ее отсутствие. Как указано выше, участвующий в судебном заседании полномочный представитель ответчика, уточненные требования прокурора и обстоятельства, на которых они основаны, признал частично. Доказательства тому, что частичное признание заявления представителем ответчика было совершено в целях сокрытия действительных обстоятельств дела или под влиянием обмана, насилия, угрозы, добросовестного заблуждения, суду представлены не были. Объективно обоснованность уточненных требований прокурора в части не соответствия помещения ИВС и спецприемника требованиям законодательства и Правил в области обеспечения пожарной безопасности, помимо частичного признания заявления представителем ответчика, объективно подтверждаются исследованными в порядке ст.181 ГПК РФ письменными материалами дела, в том числе указанными выше в настоящем решении актами проверки исполнения требований законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Технические характеристики площадей здания отдела МВД, наличие и количество в нем служебных помещений, расположение помещения ИВС в подвальном помещении, свидетельствует об отсутствии реальной возможности оборудовать используемое в настоящее время помещение ИВС отдельными комнатами для свиданий, медицинским кабинетом, дезинфекционной камерой, обеспечить камеры ИВС и спецприемника окнами, санитарными узлами с соблюдением требований приватности, умывальниками с холодным и горячим водоснабжением, путем перепрофилирования имеющихся помещений. Однако, данное обстоятельство по мнению суда не освобождает отдел МВД России по Азнакаевскому району от обязанности привести ИВС и спецприемник в соответствие с названными выше требованиями федерального законодательства и Правил внутреннего распорядка ИВС. Доводы помощника прокурора Купова А.А. о наличии в данном случае правовых оснований для возложения на ответчика обязанности обеспечить эксплуатацию изолятора временного содержания и специального приемника в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства, суд находит обоснованными, и соглашается с позицией прокурора в том, что существующий в отделе МВД России по Азнакаевскому району изолятор временного содержания не отвечает требованиям как Федерального закона от 15 июля 1995 года "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", так и Правилам и Приказам МВД РФ, определяющих условия содержания в ИВС подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. При этом, анализируя в совокупности исследованные доказательства в контексте положений вышеназванных норм закона, принимая во внимание отсутствие доказательств, опровергающих доводы представителя ответчика о частичном устранении указанных в уточненном заявлении прокурора нарушений, суд приходит к выводу, что заявление прокурора следует признать подлежащим удовлетворению частично. Что касается вопроса определения срока устранения нарушений, суд руководствуется следующим. Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. Суд принимает во внимание показания представителя ответчика о том, что отдел МВД России по Азнакаевскому району включен в целевую программу 2013 года, финансируемую за счет сред бюджета на строительство нового здания ИВС и спецприемника. Проектирование, строительство нового помещения ИВС и спецприемника будет осуществлено в соответствии с предъявляемыми требованиями действующего законодательства и Правил строительства объектов органов внутренних дел. Суд соглашается с позицией представителя ответчика о необходимости определения данного срока ДД.ММ.ГГГГ Указанный срок суд находит разумным, достаточным и отвечающим основным принципам и направлениям деятельности полиции: обеспечения защиты личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение, пресечение преступлений и административных правонарушений; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; обеспечение правопорядка. Руководствуясь статьями 194, 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Заявление заявлению Азнакаевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к отделу МВД России по Азнакаевскому району о возложении обязанности обеспечить эксплуатацию изолятора временного содержания и специального приемника в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства, удовлетворить частично. Обязать отдел МВД России по Азнакаевскому району в срок ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенные при эксплуатации изолятора временного содержания и специального приемника нарушений требований Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Федерального закона «О пожарной безопасности», Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утверждённых приказом МВД Российской Федерации от 22.11.2005 года №950, Положения о порядке отбывания административного ареста, утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от 02.10.2002г. №726, СНиП 41- 01-2003, СНиП 2.08.02-89, СНиП 21-01-97, а именно: - оборудовать помещение изолятора временного содержания и специального приемника отдела МВД России по Азнакаевскому району санпропускником с дезинфекционной камерой и медицинским кабинетом, для обеспечения осмотра задержанных и содержащихся в них лиц; - оборудовать камеры изолятора временного содержания и специального приемника окнами; - оборудовать камеры изолятора временного содержания и специального приемника системой подачи холодного и горячего водоснабжения, умывальниками и канализационной системой, системой обогрева и отопления, санитарными узлами с соблюдением необходимых требований приватности; - обеспечить соблюдение в камерах изолятора временного содержания и специального приемника норм санитарной площади, из расчета 4 квадратных метра на одного человека; - количество спальных мест и площадь камер обозначить на дверях камер изолятора временного содержания и специального приемника; - оборудовать изолятор временного содержания комнатой психологической разгрузки, класса службы, кабинетом адвокатов и комнатой для свиданий; - оборудовать камеры и коридор изолятора временного содержания и специального приемника автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а также системой дымоудаления; - обеспечить изолятор временного содержания и специальный приемник средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения; - оборудовать изолятор временного содержания и специальный приемник вторым эвакуационным выходом. В остальной части заявления Азнакаевскому городскому прокурору в удовлетворении отказать. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в течение месяца через Азнакаевский городской суд Республики Татарстан. Судья Сабитов И.Н. Решение не вступило в законную силу.