Дело о включении периода работы в трудовой стаж для назначения пенсии



Дело № 2 – 1757/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 октября 2012 года г. Азнакаево РТ

Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе:

судьи - Сабитова И.Н.,

при секретаре - Салаховой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нигматуллина И.С. к Государственному Учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и г. Азнакаево Республики Татарстан» о включении в общий трудовой стаж период отбывания наказания по приговору суда в виде исправительных работ,

У С Т А Н О В И Л :

Нигматуллин И.С. (далее по тексту истец) обратился в суд с исковым заявлением к ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и г.Азнакаево Республики Татарстан» (далее по тексту ответчик УПФ) о включении в общий трудовой стаж период отбывания наказания по приговору Азнакаевского городского народного суда ТАССР от 19 января 1988 года в виде исправительных работ ДД.ММ.ГГГГ В обоснование заявленных требований истцом указано, что ответчиком УПФ оспариваемый период работы необоснованно не включен в общий трудовой стаж. В трудовую книжку не внесена запись об отбытии наказания по приговору суда ДД.ММ.ГГГГ. Истец просит суд включить указанный выше период его работы в общий трудовой стаж.

Истец в ходе судебного заседания поддержал заявление. Показал суду, что назначенное приговором Азнакаевского городского народного суда ТАССР ДД.ММ.ГГГГ наказание в виде исправительных работ отбывал по месту своей работы в Азнакаевском участке ремонта и строительства жилья в должности плотника. В настоящее время предприятие ликвидировано. Считает, что в данном случае к спорным отношениям применимы положения закона РФ от 12.06.1992 года №2988-1, которым были внесены изменения в ст.94 Исправительного трудового кодекса РСФСР (далее по тексту ИТК РСФСР), были устранены ограничения в части включения периода отбывания наказания в виде исправительных работ в общий трудовой стаж. Включение оспариваемого им периода в общий трудовой стаж влечет увеличение размера его пенсии.

Представитель УПФ Рахимзянова Э.И., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала письменное возражение УПФ. Считает, что в данном случае позиция истца основана на ошибочном толковании закона. Правовые основания для включения периода отбывания истцом наказания по приговору суда в общий трудовой стаж, отсутствуют. Доказательства тому, что после отбытия наказания по приговору суда, истец продолжил трудовую деятельность, истцом представлены не были. Данное обстоятельство также не усматривается из записи в трудовой книжке истца.

Выслушав доводы явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, изучив материалы макета пенсионного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.ст. 55,56 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту ГПК РФ) доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что истец Нигматуллин И.С., согласно записи в трудовой книжке, начал трудовую деятельность ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ работал в Азнакаевском участке ремонта и строительства жилья Министерства бытового обслуживания населения ТАССР. Приговором Азнакаевского городского народного суда ТАССР от 19 января 1988 года, истец признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 89 УК РСФСР, назначено наказание с применением ст.43 УК РСФСР в виде двух лет исправительных работ по месту работы с вычетом в доход государства 20 процентов заработка ежемесячно. ДД.ММ.ГГГГ истец, назначенное приговором суда наказание в виде исправительных работ отбывал по месту работы, что отражено в записи в трудовой книжке. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в УПФ с заявлением о назначении пенсии по старости ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ. При назначении пенсии оспариваемый истцом период отбывания наказания в виде исправительных работ, не был включен в страховой стаж истца. Мотивируя тем, что не включение УПФ оспариваемого периода в страховой стаж противоречит положению пенсионного законодательства и влечет нарушение его прав и законных интересов, истец обратился с вышеуказанным иском в суд.

При даче оценки доводам сторон и представленным доказательствам, суд руководствуется следующим.

Ст.39 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии в соответствии с Конституцией Российской Федерации регламентированы Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» №166-ФЗ от 15.12.2001г., «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17.12.2001 года, «О государственном пенсионном обеспечении» №166-ФЗ.

Согласно п.1 ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

П.1 ст. 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий.

В соответствии с п.6 раздела II вышеуказанных Правил, который называется "Документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж", основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Наказание в виде исправительных работ до вступления в силу Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливалось Уголовным кодексом РСФСР (статья 27) и отбывалось осужденными, как по месту работы, так и в местах, определяемых органами, ведавшими исполнением данного вида наказания, в порядке, определяемом Исправительно-трудовым кодексом РСФСР.

По общему правилу, которое устанавливалось статьей 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, время отбывания исправительных работ без лишения свободы в общий трудовой стаж осужденного не засчитывалось, о чем делалась запись в его трудовой книжке.

Однако при условии добросовестной работы и примерного поведения в период отбывания исправительных работ без лишения свободы это время могло быть включено в общий трудовой стаж лица, отбывающего наказание, на основании определения суда в порядке, который устанавливался статьей 368 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.

Из исследованных в порядке ст. 181 ГПК РФ письменных материалов видно, что в трудовой книжке истца имеется запись о том, что он отбывал наказание по приговору суда в виде исправительных работ с 01 февраля 1988 года. До вступления в силу Уголовного кодекса Российской Федерации, в суд для решения вопроса о включении времени отбывания исправительных работ в общий трудовой стаж в порядке статьи 368 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР истец не обращался, соответствующего определения суда не имеется.

Законом Российской Федерации от 12 июня 1992 года N 2988-1 "О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" часть 4 статьи 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР изложена в новой редакции, согласно которой время отбывания исправительных работ засчитывается в общий трудовой стаж.

Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 12 июня 1992 года N 2989-1 указанный Закон вводится в действие с момента его опубликования, за исключением изменений в статью 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР.

Поскольку ни сам Закон Российской Федерации от 12 июня 1992 года N 2988-1, ни Постановление Верховного Совета Российской Федерации о порядке введения в действие указанного Закона Российской Федерации, не содержат указаний о придании Закону обратной силы, время отбывания исправительных работ без лишения свободы подлежит включению в общий трудовой стаж осужденного в том случае, когда этот период работы имел место после вступления в силу Закона Российской Федерации от 12 июня 1992 года N 2988-1, а именно, после 21 июля 1992 года - даты официального опубликования настоящего Закона.

Истец отбывал наказание в виде исправительных работ ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с действующей на тот момент редакцией части 4 статьи 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР время отбывания исправительных работ без лишения свободы в общий и непрерывный трудовой стаж осужденного не засчитывалось независимо от того, уплачивались или нет за осужденного взносы на государственное социальное страхование.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый истцом период ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в общий трудовой стаж, в силу чего требования истца в этой части не подлежат удовлетворению.

Что касается требований истца в отношении периода ДД.ММ.ГГГГ суд соглашается с доводами истца.

Так согласно приговору суда срок наказания истцу был определен в 2 года, начало отбытия наказания отражено в трудовой книжке ДД.ММ.ГГГГ Указанное выше означает, что срок отбытия наказания истца по приговору суда истек ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п.2.19. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях (утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162), действовавшей в оспариваемый истцом период в трудовые книжки лиц, отбывших исправительные работы без лишения свободы, администрация предприятия по месту работы вносит запись о том, что время работы в этот период не засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж (раздел "Сведения о работе" трудовой книжки, графа 3).

В тех случаях, когда судом в установленном законом порядке время отбывания исправительных работ без лишения свободы включено в общий трудовой стаж, в трудовых книжках производится запись о том, что это время не засчитывается в непрерывный трудовой стаж.

Указанные записи вносятся в трудовые книжки по окончании фактического срока отбытия наказания, который устанавливается по справкам органов МВД СССР.

При увольнении осужденного с работы в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и поступлении его на новое место работы соответствующие записи вносятся в трудовую книжку тем предприятием, на которое был принят или направлен осужденный.

Основанием для внесения в трудовые книжки предусмотренных настоящим пунктом записей является приказ (распоряжение) руководителя предприятия, изданный в соответствии с приговором (определением) суда.

Отсутствие в трудовой книжке истца соответствующей записи об отбытии им назначенного приговором суда наказания в виде исправительных работ, т.е. наличие факта неисполнения работодателем названных выше положений Инструкции, не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении требований истца в этой части.

Соответственно период работы истца ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в общий стаж.

Порядок, основания возмещения судебных издержек, понесенных сторонами и судом при рассмотрении гражданского дела, регламентированы гл.7 ГПК РФ.

В судебном заседании истец пояснил суду, что отказывается от возмещения ответчиком судебных издержек, связанных с рассмотрением настоящего гражданского дела.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Нигматуллина И.С. к Государственному Учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и г. Азнакаево Республики Татарстан» о включении в общий трудовой стаж период отбывания наказания по приговору суда в виде исправительных работ, удовлетворить частично.

Обязать Государственное Учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и г. Азнакаево Республики Татарстан» включить в страховой стаж Нигматуллина И.С., <данные изъяты> период его работы ДД.ММ.ГГГГ в должности плотника Азнакаевского участка ремонта и строительства жилья Министерства бытового обслуживания населения ТАССР.

В остальной части заявления Нигматуллину И.С. в удовлетворении отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в течение месяца через Азнакаевский городской суд Республики Татарстан.

Судья Сабитов И.Н.

Решение не вступило в законную силу