Дело об административном правонарушении по ч. 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ.



Дело № 12 – 55

Р Е Ш Е Н И Е

15 мая 2012 года Азнакаевский городской суд РТ в составе:

судьи - Гильфановой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Вафиной З.С. на постановление заместителя главного государственного инспектора ОНД по Азнакаевскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по РТ по делу об административном правонарушении по ч. 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Вафина З.С. обратилась в суд с жалобой на постановление заместителя главного государственного инспектора ОНД по Азнакаевскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по РТ по делу об административном правонарушении по ч. 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, которым индивидуальный предприниматель Вафина З.С. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30000 руб. в доход государства. Просит его отменить на основании приведенных в жалобе норм закона.

В суде Вафина З.С. и ее представитель Губайдуллина Е.И. жалобу поддержали.

Представитель ОНД по Азнакаевскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по РТ с жалобой не согласился.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что жалоба подлежит удовлетворению частично.

На основании распоряжения главного государственного инспектора по пожарному надзору по Азнакаевскому муниципальному району Зарипова Р.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в магазине «Трио», расположенном по <адрес>, проведена плановая проверка, в ходе которой выявлены нарушения Правил пожарной безопасности (далее ППБ 01-03):

1.      огнетушители периодически не осматриваются, не проверяются с записью состояния первичных средств пожаротушения в специальном журнале произвольной формы (п. 15, 17 приложения 3 ППБ 01-03);

2.      У электрощита размещены (складированы) горючие вещества и материалы (товары в целлофановой упаковке) – п. 60 ППБ 01-03;

3.      У пусковой аппаратуры пожарной сигнализации размещены (складированы) горючие вещества (товары в целлофановой упаковке) – п. 60 ППБ 01-03;

4.      На путях эвакуации для облицовки стен применены горючие материалы (поливиниловые панели) – п. 53 ППБ 01-03.

За нарушения, указанные в пунктах 1, 2, 3, в отношении Вафиной З.С. составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ. За нарушения, указанные в п. 4, в отношении Вафиной З.С. составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

В силу ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с «СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», утвержденными Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 г. № 179, огнетушители, введенные в эксплуатацию, должны подвергаться техническому обслуживанию, которое обеспечивает поддержание огнетушителей в постоянной готовности к использованию и надежную работу всех узлов огнетушителя в течение всего срока эксплуатации. Техническое обслуживание включает в себя периодические проверки, осмотры, ремонт, испытания и перезарядку огнетушителей.

Результат проверки заносят в паспорт огнетушителя и в журнал учета огнетушителей (4.5.4).

4.3.6. Ежеквартальная проверка включает в себя осмотр места установки огнетушителей и подходов к ним, а также проведение внешнего осмотра огнетушителей по 4.3.5.

4.3.7. Ежегодная проверка огнетушителей включает в себя внешний осмотр огнетушителей по 4.3.5, осмотр места их установки и подходов к ним.

Аналогичные требования изложены в пунктах 15 и 17 Приложения 3 ППБ 01-03.

Судом установлено, что осмотр огнетушителей Вафиной З.С. производится регулярно, записи вносятся в журнал произвольной формы. Однако данный журнал в ходе проверки ею представлен не был. Претензий же к самим средствам огнетушения по вопросу их неисправности, нарушений правил их эксплуатации в ходе проверки не предъявлено. Поскольку нарушений требований пожарной безопасности к первичным средствам пожаротушения со стороны Вафиной З.С. в ходе проверки не выявлено, то суд приходит к выводу, что действия ее по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ квалифицированы не верно.

В силу п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Поскольку Вафина З.С. является индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица, то, в силу ст. 2.4 КоАП РФ, она подлежала привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в качестве должностного лица за совершение административного правонарушения, указанного в п. 1 протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 60 ППБ 01-03 при эксплуатации действующих электроустановок запрещается: размещать (складировать) у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы.

Судом установлено, что нарушение Вафиной З.С. требований пожарной безопасности выразилось в размещении (складировании) у электрощита и пусковой аппаратуры пожарной сигнализации горючих веществ и материалов (товаров в целлофановой упаковке). Суд считает, что данные действия также образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Поскольку нарушений требований пожарной безопасности именно к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции в ходе проверки не выявлено. Требования пожарной безопасности к электроустановкам зданий, сооружений и строений установлены ст. 82 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 года (вступил в силу 01.05.2009 года).

1. Электроустановки зданий, сооружений и строений должны соответствовать классу пожаровзрывоопасной зоны, в которой они установлены, а также категории и группе горючей смеси.

2. Кабели и провода систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортирования подразделений пожарной охраны в зданиях, сооружениях и строениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону.

3. Кабели от трансформаторных подстанций резервных источников питания до вводно-распределительных устройств должны прокладываться в раздельных огнестойких каналах или иметь огнезащиту.

4. Линии электроснабжения помещений зданий, сооружений и строений должны иметь устройства защитного отключения, предотвращающие возникновение пожара при неисправности электроприемников. Правила установки и параметры устройств защитного отключения должны учитывать требования пожарной безопасности, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. Распределительные щиты должны иметь конструкцию, исключающую распространение горения за пределы щита из слаботочного отсека в силовой и наоборот.

6. Разводка кабелей и проводов от поэтажных распределительных щитков до помещений должна осуществляться в каналах из негорючих строительных конструкций или погонажной арматуре, соответствующих требованиям пожарной безопасности.

7. Горизонтальные и вертикальные каналы для прокладки электрокабелей и проводов в зданиях, сооружениях и строениях должны иметь защиту от распространения пожара. В местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости должны быть предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций.

8. Кабели, прокладываемые открыто, должны быть не распространяющими горение.

9. Светильники аварийного освещения на путях эвакуации с автономными источниками питания должны быть обеспечены устройствами для проверки их работоспособности при имитации отключения основного источника питания. Ресурс работы автономного источника питания должен обеспечивать аварийное освещение на путях эвакуации в течение расчетного времени эвакуации людей в безопасную зону.

10. Электрооборудование без средств пожаровзрывозащиты не допускается использовать во взрывоопасных, взрывопожароопасных и пожароопасных помещениях зданий, сооружений и строений, не имеющих направленных на исключение опасности появления источника зажигания в горючей среде дополнительных мер защиты.

11. Пожарозащищенное электрооборудование не допускается использовать во взрывоопасных и взрывопожароопасных помещениях.

12. Взрывозащищенное электрооборудование допускается использовать в пожароопасных и непожароопасных помещениях, а во взрывоопасных помещениях - при условии соответствия категории и группы взрывоопасной смеси в помещении виду взрывозащиты электрооборудования.

13. Правила применения электрооборудования в зависимости от степени его взрывопожарной и пожарной опасности в зданиях, сооружениях и строениях различного назначения, а также показатели пожарной опасности электрооборудования и методы их определения устанавливаются федеральными законами о технических регламентах для данной продукции и (или) нормативными документами по пожарной безопасности.

Ни одно из перечисленных нарушений требований пожарной безопасности к электроустановкам зданий, сооружений и строений в действиях Вафиной З.С. установлено не было. Поэтому ее действия в этой части подлежат квалификации по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Согласно ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно п. 53 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:

загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;

применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).

В силу ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для целей настоящего Федерального закона используются основные понятия, установленные статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также следующие основные понятия:

48) эвакуационный выход - выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону;

49) эвакуационный путь (путь эвакуации) - путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.

В ходе проверки выявлено, что на путях эвакуации для облицовки стен применены горючие материалы (поливиниловые панели), что является нарушением п. 53 ППБ 01-03. Суд согласен с квалификацией действий Вафиной З.С. по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку ответственность по данной статье предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности, как к эвакуационным путям, так и к эвакуационным и аварийным выходам. Именно на этом пути Вафиной З.С. для отделки стен были применены горючие материалы класса пожарной опасности Г2 вместе Г1.

В ст. 13 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определены классы строительных материалов по горючести.

4. Строительные материалы относятся к негорючим при следующих значениях параметров горючести, определяемых экспериментальным путем: прирост температуры - не более 50 градусов Цельсия, потеря массы образца - не более 50 процентов, продолжительность устойчивого пламенного горения - не более 10 секунд.

5. Строительные материалы, не удовлетворяющие хотя бы одному из указанных в части 4 настоящей статьи значений параметров, относятся к горючим. Горючие строительные материалы подразделяются на следующие группы:

1) слабогорючие (Г1), имеющие температуру дымовых газов не более 135 градусов Цельсия, степень повреждения по длине испытываемого образца не более 65 процентов, степень повреждения по массе испытываемого образца не более 20 процентов, продолжительность самостоятельного горения 0 секунд;

2) умеренногорючие (Г2), имеющие температуру дымовых газов не более 235 градусов Цельсия, степень повреждения по длине испытываемого образца не более 85 процентов, степень повреждения по массе испытываемого образца не более 50 процентов, продолжительность самостоятельного горения не более 30 секунд;

3) нормальногорючие (Г3), имеющие температуру дымовых газов не более 450 градусов Цельсия, степень повреждения по длине испытываемого образца более 85 процентов, степень повреждения по массе испытываемого образца не более 50 процентов, продолжительность самостоятельного горения не более 300 секунд;

4) сильногорючие (Г4), имеющие температуру дымовых газов более 450 градусов Цельсия, степень повреждения по длине испытываемого образца более 85 процентов, степень повреждения по массе испытываемого образца более 50 процентов, продолжительность самостоятельного горения более 300 секунд.

Согласно п. 4.3.2 Свода правил 1.13130.2009 в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем:

Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;

Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе.

В данном случае для облицовки эвакуационного выхода применены горючие строительные материалы со степенью пожарной огнестойкости Г2 (согласно сертификату соответствия). Поскольку общая площадь магазина составляет 40 кв. м. и в нем не предусмотрен эвакуационный путь, то суд согласен с мнением представителя ОНД о необходимости применения для отделки стен эвакуационного выхода строительных материалов класса огнестойкости Г1. В противном случае при возникновении пожара люди, находящиеся в магазине, будут лишены возможности эвакуироваться. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Вафиной З.С. по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в этой части квалифицированы верно.

При оценке доводов представителя Вафиной З.С. о незаконности проведения проверки до истечения 3-х лет со дня проведения в ДД.ММ.ГГГГ последней проверки суд принимает во внимание, что настоящая плановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности со стороны Вафиной З.С. проведена в соответствии с утвержденным вышестоящим органом планом, согласованным с руководством Прокуратуры РТ, размещенным на официальном сайте Прокуратуры РТ. О проведении проверки Вафина З.С. была заблаговременно уведомлена ДД.ММ.ГГГГ, при даче объяснений вину свою фактически признала, поскольку обязалась устранить выявленные нарушения. Поэтому эти доводы не могут служить основанием для признания результатов проверки незаконными. С согласия Вафиной З.С. дело рассмотрено в тот же день ДД.ММ.ГГГГ.

Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений предусмотрено ст. 4.4 КоАП РФ.

1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

2. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

3. В случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается:

1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения;

2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.

В силу ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Суд считает, что постановление подлежит изменению – нарушения, указанные в пунктах 1, 2, 3, квалифицированные по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, следует квалифицировать по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Жалоба в этой части подлежит удовлетворению. В остальной части жалобы в удовлетворении следует отказать.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя главного государственного инспектора ОНД по Азнакаевскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по РТ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч. 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Вафиной З.С. изменить.

Действия Вафиной З.С. по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ переквалифицировать на ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

В остальной части постановление заместителя главного государственного инспектора ОНД по Азнакаевскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по РТ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении оставить без изменений, жалобу Вафиной З.С. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

С У Д Ь Я: Т.И. Гильфанова.

Решение не вступило в законную силу.