г. Тольятти ДД.ММ.ГГГГ Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Тахаутдиновой А.Р…, при секретаре Калинкиной Ю.А., с участием помощника прокурора Автозаводского района г. Тольятти Болдырева Д.Е., представителя Центра лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4, представителя ООО «<данные изъяты>» в лице директора ФИО3, рассмотрев материал об административном правонарушении, в отношении юридического лица ООО «<данные изъяты>», юридический адрес: <адрес> УСТАНОВИЛ: В ходе проверки, проведенной прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, согласно сведениям Управления Росприроднадзора по <адрес>, установлено, что ООО «<данные изъяты>» №, адрес: <адрес>, осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом общества. Руководит текущей деятельностью общества директор ФИО3 (протокол общего собрания ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ). Основным видом деятельности ООО «<данные изъяты>», согласно Устава, является стоматология, косметология, первичная (доврачебная) медико-санитарная помощь, лабораторная диагностика и т.д.. В ходе проверки выявлены следующие нарушения природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления: 1. Отсутствует обучение ответственных лиц по ведению природоохранной деятельности на предприятии (ст.73 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст. 15 № 89-ФЗ «Об отходах производства и" потребления»); отсутствуют приказ о назначении ответственных по экологии; 2. Не разработан «Порядок производственного контроля» (ст. 26 № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления»); 3. Не разработаны паспорта опасных отходов (ст. 14 № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления»); 4. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду не осуществляются (ст.23, 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления»; ст. 16 № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды»); 5. Отсутствует отчетность 2-ТП отходы (ст. 69 № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды»). В суде помощник прокурора <адрес> пояснил, что проверка была проведена по сведениям Управления Росприроднадзора по <адрес>, в процессе которой были затребованы документы, и установлено, что ООО «<данные изъяты>» нарушает ФЗ «Об охране окружающей среды»; ФЗ «Об отходах производства и потребления», было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, считает необходимым назначить наказание в виде штрафа. Представитель ООО «<данные изъяты>» в лице директора ФИО3 вину не признала полностью, показав, что работает директором ООО «<данные изъяты>» и основной деятельностью является медицинская. СанПиН установлено, что все отходы, образующиеся в организациях при осуществлении медицинской или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур- относятся к медицинским отходам, а не к отходам производства и потребления, как это трактует Росприроднадзор, в связи с чем ООО «<данные изъяты>» руководствуется санитарно-эпидемиологическим законодательством. ФЗ № не может применяться в отношении отходов ЛПУ. В приказе Минприроды № указано, что требования к подготовке и представлению документов и материалов не распространяется на отходы ЛПУ. Отходы класса «А», приравненные к бытовым, сдаются в аренду в ООО « <данные изъяты>», который и производит оплату за негативное воздействие. ООО « <данные изъяты>» работает с 2003года, в фирме работает 6 человек, доход в месяц-около 20-30 000рублей. Специалист Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО4 показал, что ООО «<данные изъяты>», как и любое юридическое лицо, должно было встать на учет в Управление Росприроднадзора, так как является природопользователем, и платить за негативное воздействие на окружающую среду, должны бы заполнить карточку природопользователя, подтвердить классность отходов. Правила по накоплению и складированию медицинских отходов определяются санитарными правилами, а требованию по нормированию регулируются законом №. ФЗ № регулирует деятельность по движению отходов, то есть вопросы нормирования, классификации, размещения, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, а санитарные нормы- деятельность по обращению с отходами, В ч.3 приказа № говорится так же об обращении с отходами, что никак не связано с нормированием, учетом, платежами. Отходы, классифицированные по санитарным нормам-это отходы, влияющие на человека, а федеральная классификация-это воздействие на окружающую среду. Заключение обществом со специализированными организациями договоров на оказание услуг по размещению отходов, предусматривающих оплату этих услуг, а также фактическая оплата услуг по размещению отходов не означают, что и бремя уплаты публично-правового обязательного платежа за негативное воздействие на окружающую среду автоматически переходит на указанные организации. ООО «<данные изъяты>» -юридическое лицо, обязанное вести производственный контроль, о чем указано в и в ст. 26 ФЗ №, что не одно и то же с Программой, которай относится к санитарным правилам, а порядок -документ, который должен быть согласован с мэрией и отражающий движение отходов, сведения об обучении специалистов. На основании протоколов КХА определяется компонентный состав отходов и на основании этих протоколов составляются паспорта. Класс опасности категории А, Б, В,Г определяется методом биотестирования или рассчитывается другим методом, утвержденным Роспотребнадзором. Класс опасности с 1 по 4 определяется количественным химическим анализом, то есть по результатам составляется протокол и на основании протокола составляется паспорт. Выслушав представителя ООО «<данные изъяты>», помощника прокурора, Специалиста Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО4, исследовав материалы, суд считает, что вина ООО «<данные изъяты>», в совершении административного правонарушения, а именно несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, доказана полностью и действия указанного юридического лица суд квалифицирует ст. 8.2 КоАП РФ, так как установлено, что ООО «<данные изъяты>» нарушило требования ФЗ «Об охране окружающей среды»; ФЗ «Об отходах производства и потребления». Утверждение представителя, что ч.2 Закона № определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления и не может применяться в отношении отходов ЛПУ, является необоснованной по следующим основания: так в ч.2 Закона № указано, что «Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации», однако в соответствии с ч.1 Закона № «отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства»; а как следует из показаний представителя Росприроднадзора, любое юридическое лицо обязано было встать на учет в Управление Росприроднадзора, так как является природопользователем, и платить за негативное воздействие на окружающую среду, а из показаний ФИО4 следует, что обращение с отходами регулируется Санитарными правилами, а вопросы нормирования- ФЗ № ФЗ. В соответствии со ст. 1 ФЗ № обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; Данное положение установлено и в ст. 10. ФЗ №, что юридические лица обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов. В ст. 14 данного закона указано, что юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации; Так же необоснованно утверждение представителя, что Приказ № « О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» не распространяется на них, так как в соответствии со ст. 18 ФЗ № в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Суд считает, что ч.3 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение( Приказ от ДД.ММ.ГГГГ) касается вопросов обращения с отходами, и не связан с нормированием, учетом, платежами. В соответствии со ст. 19 ФЗ № юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти Так же необоснованно утверждение представителя, что ООО «<данные изъяты>» не может организовать производственный контроль, так как в соответствии со ст. 26. ФЗ № юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.. Так же необоснованно утверждение представителя, что ООО «<данные изъяты>» не обязано платить за негативное воздействие, так как ими заключен договор на вывоз отходов с ООО « <данные изъяты>», который и производит оплату, так как заключение обществом со специализированными организациями договоров на оказание услуг по размещению отходов, предусматривающих оплату этих услуг, а также фактическая оплата услуг по размещению отходов не означают, что и бремя уплаты публично-правового обязательного платежа за негативное воздействие на окружающую среду автоматически переходит на указанные организации. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" обязанность внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду привязывает не к объектам воздействия, а к субъектам хозяйственной и иной деятельности. Кроме того, статья 4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" регулирует правовой статус отходов как объекта права собственности, устанавливая права собственности на отходы за собственником соответствующего сырья. Обязанность по внесению платы за негативное воздействие возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, т.е. на собственников отходов. Так, согласно п. 1 ст. 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Вместе с тем право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. В этом случае платежи за размещение отходов будет вносить вновь возникший по сделке собственник отходов. ФИО3 в суд представлены документы, в том числе и договор №-Р с ООО « <данные изъяты>» с лицензией, в соответствии с которой ООО « <данные изъяты>» имеет лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 классов, тогда как у ООО «<данные изъяты>» паспортов на отходы 1-4 класса нет. С учетом установленных обстоятельств дела, суд считает данное правонарушение малозначительным, так как действия ООО «<данные изъяты>», формально содержащее признаки состава административного правонарушения, с учетом характера совершенного правонарушения, отсутствия вреда и тяжелых последствий, не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Поскольку настоящее правонарушение не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, суд считает, что общество подлежит освобождению от административной ответственности с прекращением производства по делу и объявлением устного замечания представителю организации. Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, 2.9 КоАП РФ, суд П О С Т А Н О В И Л : Освободить ООО «<данные изъяты>» от административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения, и объявить ООО «<данные изъяты>» в лице представителя директора ФИО3, устное замечание о недопустимости нарушений экологических и санитарно- эпидемиологических требований. Производство по делу об административном правонарушении прекратить. Постановление может быть обжаловано в уголовную коллегию Самарского областного суда в течение 10 суток. Судья А.Р. Тахаутдинова