г. Тольятти ДД.ММ.ГГГГ Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Тахаутдиновой А.Р., при секретаре: Калинкиной Ю.А., с участием помощника прокурора Автозаводского района г. Тольятти Болдырева Д.Е., представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Самарской области (Управления Росприроднадзора по Самарской области) Куракиной Е.М., представителя ООО «<данные изъяты>» -ФИО1, ФИО5, рассмотрев материал об административном правонарушении, в отношении юридического лица ООО « <данные изъяты>», юридический адрес: <адрес>, УСТАНОВИЛ: В ходе проверки, проведенной прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, согласно сведениям Управления Росприроднадзора по Самарской установлено, что Закрытое акционерное общество «<данные изъяты>», осуществляет свою деятельность на основании Устава. Текущей деятельностью организации руководит директор. На основании решения учредителя ЗАО «<данные изъяты>» директором Общества избрана ФИО1. ЗАО «<данные изъяты>» осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес>. В ходе проверки проведенной в ЗАО «<данные изъяты>», согласно сведениям Управления Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были выявлены нарушения в части соблюдения природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления: 1. Не разработан «Порядок производственного контроля» (ст. 26 № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления»); 2. Отсутствует документ о проведении инвентаризации образующихся отходов (ст. 11 № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления»); 3. Не разработана «Программа производственного контроля», отсутствует производственный контроль (ст. 67 № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды»); 4. Не разработаны паспорта опасных отходов (ст. 14 № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления»); 5. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду не осуществляются (ст.23, 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления»; ст. 16 № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды»); 6. Отсутствует отчетность 2-ТП отходы (ст. 69 № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды»). В суде помощник прокурора <адрес> пояснил, что проверка была проведена по сведениям Управления Росприроднадзора по <адрес>, в процессе которой были затребованы документы, и установлено, что ЗАО «<данные изъяты> » нарушает ФЗ «Об охране окружающей среды»; ФЗ «Об отходах производства и потребления», было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, считает необходимым назначить наказание в виде штрафа. Представитель ЗАО «<данные изъяты>» в лице директора ФИО1 вину не признала, показав, что на настоящий момент ими все пункты, указанные в постановлении устранены: имеется документ о проведении инвентаризации источников образования отходов, разработан порядок производственного контроля, подано заявление о выдаче свидетельства, составлен документ об утверждении нормативов образования отходов, разработаны паспорта. Представитель ЗАО « <данные изъяты>» по доверенности ФИО5 показала, что ЗАО « <данные изъяты>» осуществляет деятельность на основании лицензии, и основной деятельностью является медицинская. СанПиН установлено, что все отходы, образующиеся в организациях при осуществлении медицинской или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур- относятся к медицинским отходам, а не к отходам производства и потребления, как это трактует Росприроднадзор, в связи с чем ЗАО « <данные изъяты>» руководствуется санитарно-эпидемиологическим законодательством. ФЗ № не может применяться в отношении отходов ЛПУ. В приказе Минприроды № указано, что требования к подготовке и представлению документов и материалов не распространяется на отходы ЛПУ. Отходы класса «А», приравненные к бытовым, сдаются в аренду ТЦ « <данные изъяты>», который и производят оплату за негативное воздействие. Непонятно каким образом в процессе осуществления медицинской деятельности они должны организовать производственный контроль, так как такой контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов. Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> (Управления Росприроднадзора по <адрес>) ФИО6, показала, что ЗАО « <данные изъяты>», как и любое юридическое лицо, должно было встать на учет в Управление Росприроднадзора, так как является природопользователем, и платить за негативное воздействие на окружающую среду, должны были заполнить карточку природопользователя, подтвердить классность отходов. Правила по накоплению и складированию медицинских отходов определяются санитарными правилами, а требованию по нормированию регулируются законом № Специалист Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО7 показал, ФЗ № регулирует деятельность по движению отходов, а санитарные нормы-деятельность по обращению с отходами. В ч.3 приказа № говорится так же об обращении с отходами, что никак не связано с нормированием, учетом, платежами. Отходы, классифицированные по санитарным нормам-это отходы, влияющие на человека, а федеральная классификация-это воздействие на окружающую среду. Заключение обществом со специализированными организациями договоров на оказание услуг по размещению отходов, предусматривающих оплату этих услуг, а также фактическая оплата услуг по размещению отходов не означают, что и бремя уплаты публично-правового обязательного платежа за негативное воздействие на окружающую среду автоматически переходит на указанные организации. ЗАО « <данные изъяты>»-юридическое лицо, обязанное вести производственный контроль, о чем указано в и в ст. 26 ФЗ №. Главный специалист-эксперт Роспотребнадзора ФИО8 показал, что сбор, хранение, утилизация медицинских отходов регламентируется Санитарными правилами, и он считает, что медицинские отходы не подпадают под действие ФЗ №. Выслушав представителя ЗАО « <данные изъяты>», помощника прокурора, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> (Управления Росприроднадзора по <адрес>) ФИО6, специалиста, исследовав материалы, суд считает, что вина ЗАО « <данные изъяты>», в совершении административного правонарушения, а именно несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, доказана полностью и действия указанного юридического лица суд квалифицирует по ст. 8.2 КоАП РФ, так как установлено, что ЗАО « <данные изъяты>» нарушило требования ФЗ «Об охране окружающей среды»; ФЗ «Об отходах производства и потребления». Утверждение представителя, что ч.2 Закона № определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления и не может применяться в отношении отходов ЛПУ, является необоснованной по следующим основания: так в ч.2 Закона № указано, что «Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации», однако в соответствии с ч.1 Закона № «отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства»; а как следует из показаний представителя Росприроднадзора, любое юридическое лицо обязано было встать на учет в Управление Росприроднадзора, так как является природопользователем, и платить за негативное воздействие на окружающую среду, а из показаний ФИО7 следует, что обращение с отходами регулируется Санитарными правилами, а вопросы нормирования- ФЗ № ФЗ. В соответствии со ст. ФЗ № обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; Данное положение установлено и в ст. 10. ФЗ №, что юридические лица обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов. В ст. 14 данного закона указано, что юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации; Так же необоснованно утверждение представителя ФИО5, что Приказ № « О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» не распространяется на них, так как в соответствии со ст. 18 ФЗ № в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Суд считает, что ч.3 Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение( Приказ от ДД.ММ.ГГГГ) касается вопросов обращения с отходами, и не связан с нор мированием, учетом, платежами. В соответствии со ст. 19 ФЗ № юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти Так же необоснованно утверждение представителя, что ЗАО « <данные изъяты> не может организовать производственный контроль, так как в соответствии со ст. 26. ФЗ № юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.. Так же необоснованно утверждение представителя, что ЗАО « <данные изъяты> не обязано платить за негативное воздействие, так как ими заключен договор на вывоз отходов с ТЦ « <данные изъяты>», который и производит оплату, так как заключение обществом со специализированными организациями договоров на оказание услуг по размещению отходов, предусматривающих оплату этих услуг, а также фактическая оплата услуг по размещению отходов не означают, что и бремя уплаты публично-правового обязательного платежа за негативное воздействие на окружающую среду автоматически переходит на указанные организации. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" обязанность внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду привязывает не к объектам воздействия, а к субъектам хозяйственной и иной деятельности. Кроме того, статья 4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" регулирует правовой статус отходов как объекта права собственности, устанавливая права собственности на отходы за собственником соответствующего сырья. Обязанность по внесению платы за негативное воздействие возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, т.е. на собственников отходов. Так, согласно п. 1 ст. 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Вместе с тем право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. В этом случае платежи за размещение отходов будет вносить вновь возникший по сделке собственник отходов. На данный момент нарушения, указанные в постановлении устранены. С учетом установленных обстоятельств дела, устранения нарушений в кратчайшие сроки, суд считает данное правонарушение малозначительным, так как так как действия ЗАО « <данные изъяты>», формально содержащее признаки состава административного правонарушения, с учетом характера совершенного правонарушения, отсутствия вреда и тяжелых последствий, не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Поскольку настоящее правонарушение не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, суд считает, что общество подлежит освобождению от административной ответственности с прекращением производства по делу и объявлением устного замечания представителю организации. Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, 2.9 КоАП РФ, суд П О С Т А Н О В И Л : Освободить ЗАО « <данные изъяты>» от административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения, и объявить ЗАО « <данные изъяты>» в лице представителя ФИО1 устное замечание о недопустимости нарушений экологических и санитарно- эпидемиологических требований. Производство по делу об административном правонарушении прекратить. Постановление может быть обжаловано в уголовную коллегию Самарского областного суда в течение 10 суток. Судья А.Р. Тахаутдинова