Решение по иску о назначении пенсии



Дело № 2-2991/10

[Дата]

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Автозаводский районный суд города Нижнего Новгорода в составе председательствующего федерального судьи Середенко С.Г., при секретаре судебного заседания Савиновой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Овсепян А.Г.

к

Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации

в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода

о назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

Истица обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г. Н. Новгорода о назначении пенсии, указав, 16 октября 2008 года она обратилась в УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В назначении досрочной трудовой пенсии истице было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа 25 лет. С данным решением она не согласна и поэтому просит признать незаконным отказ ГУ-УПФ РФ в Автозаводском районе г. Н. Новгорода в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. Обязать ответчика включить в ее специальный стаж период работы с 31 июля 1992 года по 30 августа 2004 года в государственной некоммерческой средней школе № [Номер] [...] республики Армения в должности учителя начальных классов. Обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 23 декабря 2009 года. Взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей.

В судебном заседании истица уточнила заявленные требования и просит признать незаконными отказы ГУ-УПФ РФ в Автозаводском районе г. Н. Новгорода в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. Обязать ответчика включить в ее специальный стаж период работы с 31 июля 1992 года по 30 августа 2004 года в государственной некоммерческой средней школе № [Номер] [...] республики Армения в должности учителя начальных классов. Признать за ней право на досрочное назначение пенсии с 23 декабря 2009 года. Обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 23 декабря 2009 года. Взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей.

Представитель ответчика – ГУ-УПФ РФ в Автозаводском районе г. Н. Новгорода – Смага А.И., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями Овсепян А.Г. не согласна, пояснила, что на момент обращения за назначением трудовой пенсии по старости у истицы отсутствовал необходимый специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости досрочно, в связи с чем ей правомерно было отказано в назначении пенсии. Просит в удовлетворении иска отказать.

Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 19 Конституции «Все равны перед законом и судом».

На основании ст. 39 Конституции РФ «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту… и в иных случаях, установленных законом».

Согласно подпункта 10 пункта 1 и пункта 3 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» «Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации».

В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 работа музыкальным руководителем, воспитателем в дошкольных образовательных учреждениях (детские сады всех наименований, центр развития ребенка - детский сад, ясли-сад, сад-ясли, детские ясли) дает право на трудовую пенсию по старости досрочно по правилам подпункта 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений, как Приложения к Письму Министерства образования РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16 января 2001 года № 20-58-196/20-5/7 «О порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений» «Ставки заработной платы педагогических работников выплачиваются за установленную им норму часов учебной нагрузки (объема педагогической работы): - воспитателям дошкольных образовательных учреждений установлена норма рабочего времени 36 часа педагогической работы в неделю».

На основании п.1 и п.2 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» «Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией».

«Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами».

Рассматривая позицию ответчика по факту не включения в специальный стаж истицы периода работы с 31 июля 1992 года по 30 августа 2004 года в государственной некоммерческой средней школе № 23 г. Гюмри республики Армения в должности учителя начальных классов в связи с тем, что документально не подтвержден статус юридического лица, а также не подтверждается уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение на территории Республики Армения, суд считает ее несостоятельной по следующим основаниям:

1. трудовая пенсия назначается в связи с осуществлением определенных видов общественно полезной деятельности, а не в связи с фактом регистрации учреждения в реестре наименований образовательных учреждений.

В соответствии с п.5 определения Конституционного суда РФ от 06 декабря 2001 года № 310-0 «По запросу законодательного собрания Тверской области о проверке конституционности пунктов 2 и 3 постановления Правительства РФ «Об утверждении Списка должностей работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, пенсии за выслугу лет (ст. 238 КЗоТ РФ) в настоящее время предоставляются за счет средств государственного пенсионного страхования. При этом ни КЗоТ РФ, ни Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» и «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий на делают каких-либо изъятий по государственному пенсионному обеспечению в отношении работников негосударственных организаций». Это означает, что работники негосударственных организаций, в том числе педагогические работники школ и других учреждений для детей, не относящихся к государственным и муниципальным, имеют право на государственное пенсионное обеспечение наравне с работниками государственных образовательных учреждений. Согласно ст.1 ТК РФ данным кодексом регулируются трудовые отношения всех работников, что согласуется с конституционным принципом равной защиты всех форм собственности.

Кроме того, в соответствии с п.1 Постановления Конституционного суда РФ от 03 июня 2004 года по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 п.1 ст.28, п.1 и 2 ст.31 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов г.Липецка, а также жалобами ряда граждан, признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 ст.28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», устанавливающие для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелещных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных и муниципальных учреждений, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелещных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том, что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.

Установлено, что истица в период с 31 июля 1992 года по 30 августа 2004 года работала в государственной некоммерческой средней школе № 23 г. Гюмри республики Армения в должности учителя начальных классов, что подтверждается копией трудовой книжки [...]) и уточняющими справками [...]). В данный период работы истицы страховые взносы на пенсионное обеспечение производились [...]).

Таким образом, суд приходит к выводу, что период работы истицы с 31 июля 1992 года по 30 августа 2004 года в государственной некоммерческой средней школе № 23 г. Гюмри республики Армения в должности учителя начальных классов должен быть включен в ее специальный стаж.

В судебном заседании установлено, что истица работала в период:

- с 01 сентября 1979 года по 29 августа 1991 года в должности учителя начальных классов в средней школе [Номер] [...] и ее стаж составляет 11 лет 11 месяцев 29 дней;
- с 09 сентября 1991 года по 30 августа 2004 года в должности учителя начальных классов в средней школе [Номер] [...] и ее стаж составляет 12 лет 11 месяцев 22 дня;

- с 07 декабря 2009 года по 23 декабря 2009 года в должности воспитателя группы продленного дня, учителя начальных классов в МОУ СОШ № [Номер] и ее специальный стаж составил 17 дней.

Общий педагогический стаж истицы составляет 25 лет 08 месяцев.

Трудовая деятельность истицы подтверждается записями в её трудовой книжке [...]).

Согласно законодательству РФ истица имела право на досрочное назначение трудовой пенсии, в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от возраста.

Установлено, что первоначально истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии 23 декабря 2009 года. Управлением пенсионного фонда в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода в назначении пенсии истице было отказано дважды, что подтверждается копией решения об отказе в установлении пенсии от 23 марта 2010 года [...] и копией решения от 04 июня 2010 гола [...]).

В ходе судебного разбирательства установлено, что отказ в назначении истице досрочной трудовой пенсии Управлением пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода был дан неправомерно, в связи с чем, суд приходит к выводу, что отказ ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе г. Н. Новгорода в назначении истице досрочной трудовой пенсии от 23 марта 2010 года является незаконным. В вязи с тем, что отказ ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе г. Н. Новгорода в назначении истице досрочной трудовой пенсии от 23 марта 2010 года признан незаконным, следовательно, признается незаконным и отказ в назначении Овсепян А.Г. досрочной трудовой пенсии от 04 июня 2010 года, так как уже на момент первичного обращения истицей с заявлением о досрочном назначении пенсии в ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе г. Н. Новгорода 23 декабря 2009 года, она уже имела необходимый специальный стаж для досрочного назначения пенсии с связи с педагогической деятельностью.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истице должна быть назначена трудовая пенсия по старости досрочно, начиная с 23 декабря 2009 года.

Рассматривая требования истицы о взыскании с ответчика расходов на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ: Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Установлено, что согласно квитанции [...] истицей было оплачено за услуги представителя 5 000 рублей. С учетом сложности рассматриваемого дела, количества судебных заседаний, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истицы сумму в размере 1 000 рублей.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы…

В судебном заседании установлено, что истицей была оплачена госпошлина в размере 200 руб., что подтверждается квитанцией [...]). Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода в назначении Овсепян А.Г. досрочной трудовой пенсии от 23 марта 2010 года.

Признать незаконным отказ Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода в назначении Овсепян А.Г. досрочной трудовой пенсии от 04 июня 2010 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода включить в педагогический стаж Овсепян А.Г. период работы с 31 июля 1992 года по 30 августа 2004 года в государственной некоммерческой средней школе [Номер] [...] республики Армения в должности учителя начальных классов.

Признать за Овсепян А.Г. право на досрочную трудовую пенсию по старости, начиная с 23 декабря 2009 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода назначить Овсепян А.Г. трудовую пенсию по старости досрочно, начиная с 23 декабря 2009 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода в пользу Овсепян А.Г. расходы на представителя в размере 1000 рублей и государственную пошлину в сумме 200 рублей, а всего 1200 рублей.

В остальной части иска Овсепян А.Г. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Автозаводский районный суд в течение десяти дней.

Федеральный судья: С.Г. Середенко