Решение по иску об оспаривании действий (бездействий)



Дело № 2-2719/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

[ ДД.ММ.ГГГГ ] г.Н.Новгород

Автозаводский районный суд в составе председательствующего судьи Григорьева С.Н., при секретаре Чечине П.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Коблова С. Е. об оспаривании действий (бездействия) администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода,

УСТАНОВИЛ:

Коблов С.Е. обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать администрацию Автозаводского района города Нижнего Новгорода поставить его с семьей из трех человек на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

В обоснование иска указал, что с [ ДД.ММ.ГГГГ ] по [ ДД.ММ.ГГГГ ] служил в Вооруженных Силах СССР в различных частях Забайкальского военного округа. В [ ДД.ММ.ГГГГ ] он был уволен с военной службы по сокращению штатов. В 1990 г. в городе [ Адрес ] с семьей из трех человек он был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как офицер, уволенный с военной службы в запас личное дело [ Номер ]. В 2009 г. он с семьей переехал на постоянное место жительства в город Нижний Новгород. В январе и апреле 2010 г. он обращался в администрацию Автозаводского района города Нижнего Новгорода с заявлением о постановке его с семьей на учет нуждающихся в получении жилых помещений как офицера уволенного с военной службы в запас, однако в этом ему было отказано.

Представитель администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода по доверенности Карпова О.В. дело просит рассмотреть в её отсутствие. В представленных в суд письменных возражениях администрация Автозаводского района города Нижнего Новгорода с заявлением не согласна, указав, что Кобловым С.Е. не представлены документы необходимые для постановки его с семьей на учет нуждающихся в получении жилых помещений. Двустороннее соглашение о сохранении социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных ФЗ «О статусе военнослужащих» за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР и государств – участников СНГ до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР между Российской Федерацией и Казахстаном было заключено с установленным сроком действия до 31 декабря 1999 года и в настоящее время не пролонгировано.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ - 1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» ст.1 - Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ - Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ - К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст.256 ГПК РФ - 1. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

2. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В соответствии со ст.258 ГПК РФ - Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии с п.п.1 п.2 ст.45 Устава города Нижнего Новгорода администрация Автозаводского района города Нижнего Новгорода наделена полномочиями принимать решения о постановке либо об отказе в постановке граждан Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном
постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054:

12. Ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, министерствами внутренних дел и управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.

Данные об очередности и постановке на учет военнослужащих обобщаются и представляются в органы местного самоуправления по формам согласно приложениям N 2 и 3 в следующем порядке:

в отношении военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, - Министерством обороны Российской Федерации на основе данных военных комиссариатов;

в отношении лиц, имеющих воинские звания офицеров, прапорщиков (мичманов), - Министерством внутренних дел Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации в порядке, определенном Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

13. Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. К рапорту прилагаются:

заявление на имя главы муниципального образования;

выписка из личного дела о составе семьи;

выписка из домовой книги;

копия финансового лицевого счета;

выписка из личного дела о дате и месте призыва;

документы, подтверждающие право на получение жилья в населенном пункте с особыми условиями регистрации.

14. На основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.

Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления.

15. В списках очередников на получение жилья, представляемых в органы местного самоуправления, указываются данные, которые вносятся в журнал учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, по форме согласно приложению N 4.

16. Органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Ходатайства с приложенными к ним документами рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца.

О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают военнослужащим через командиров (начальников) воинских частей в 3-месячный срок.

Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих.

17. Военнослужащие при исключении из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы подают рапорт по команде о подтверждении избранного ими постоянного места жительства, а в случае изменения решения о постоянном месте жительства - рапорт по команде с просьбой о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

К рапорту прилагаются:

заявление на имя главы муниципального образования;

выписка из личного дела о составе семьи;

выписка из домовой книги;

копия финансового лицевого счета;

выписка из приказа об увольнении;

выписка из приказа об исключении из списков личного состава части;

справка об отсутствии забронированной жилой площади;

справка из бюро технической инвентаризации об отсутствии в собственности жилья;

справка финансовых органов части о неполучении субсидий;

документы, подтверждающие право на получение жилья в населенных пунктах с особыми условиями регистрации.

Командир (начальник) воинской части направляет представленные документы в военный комиссариат вместе с оригиналом удостоверения уволенного военнослужащего на право пользования льготами.

18. В случае если военнослужащий в период увольнения изменил ранее принятое решение о постоянном месте жительства, в военный комиссариат направляется, кроме указанных в пункте 17 настоящих Правил документов, также ходатайство командира (начальника) воинской части перед соответствующим органом местного самоуправления о включении этого военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Командир (начальник) воинской части извещает об этом военный комиссариат по избранному военнослужащим ранее постоянному месту жительства для снятия данного лица с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

19. Военные комиссариаты проверяют наличие всех необходимых документов и их подлинность, после чего направляют эти документы в органы местного самоуправления.

Органам местного самоуправления предоставляется право запрашивать у командиров (начальников) воинских частей и военных комиссариатов дополнительные сведения и документы.

20. На каждого военнослужащего и гражданина, уволенного с военной службы и поставленного на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в органах местного самоуправления, ведающих учетом и распределением жилой площади для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все представляемые в соответствии с настоящими Правилами документы, являющиеся основанием для постановки на очередь, и выписки из решений соответствующих органов местного самоуправления.

21. Орган местного самоуправления на основе полученного учетного дела в течение месяца принимает решение, подтверждает правильность постановки военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий либо исключает его из списков очередников и о своем решении в 3-месячный срок уведомляет командира (начальника) воинской части и гражданина, уволенного с военной службы.

22. В случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства.

23. Поставленные на очередь военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, регистрируются в журнале учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, который ведется органом местного самоуправления.

24. Из поставленных на очередь военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, органом местного самоуправления составляется единый список очередников на получение (приобретение) жилья.

25. Не могут быть сняты с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий вдовы (вдовцы) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, потерявшие кормильца, состоявшего на учете, при условии, что они по-прежнему признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и не вступили в другой брак.

26. Военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае:

а) заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

б) если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий;

в) снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства;

г) решения жилищной проблемы;

д) заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 настоящих Правил;

е) выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений. Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения. Не подлежат снятию с очереди граждане, уволенные с военной службы, в случае изменения регистрационного учета по месту пребывания и получения пенсии независимо от места проживания.

27. Данные о военнослужащих, которые прибывают с семьями на территорию Российской Федерации, а также сведения о количестве жилья, необходимого для их обеспечения по действующим нормам жилой площади, представляются командирами (начальниками) воинских частей ежегодно, к 1 апреля, в органы местного самоуправления через военные комиссариаты.

Пунктом 2 абзаца восьмого раздела II подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 865 (далее - Подпрограмма), предусмотрено, что право на получение субсидий на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета (далее - субсидии) имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в муниципальных образованиях на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г.

Как следует из содержания названных выше нормативно-правовых документов, постановка военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий до 1 января 2005 г. осуществлялась органами местного самоуправления на основании представленных военными комиссариатами документов, указанных в Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном
постоянном месте жительства военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку.

В случае изменения постоянного места жительства гражданина, уволенного с военной службы и постановки его на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела данного гражданина по его заявлению высылаются в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства.

Из содержания искового заявления, объяснений Коблова С.Е. следует, что в 1990 г. в городе [ Адрес ] он с семьей из трех человек был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как офицер, уволенный с военной службы в запас учетное дело [ Номер ]. В 2009 г. Коблов С.Е. с семьей переехал на постоянное место жительства в город Нижний Новгород.

При таких обстоятельствах постановка Коблова С.Е. с семьей на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, как гражданина, уволенного с военной службы в связи с изменением постоянного места жительства, обусловлена направлением по заявлению Коблова С.Е. в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства документов его учетного дела /п.22 названных выше Правил/.

Как следует из материалов гражданского дела Коблов С.Е. 28.01.2010 г. и 23.04.2010 г. обращался в администрацию Автозаводского района города Нижнего Новгорода по вопросу постановки его с семьей на учет нуждающихся в получении жилых помещений как гражданина, уволенного с военной службы в связи с изменением постоянного места жительства. Однако, в нарушение п.22 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, документы учетного дела Коблова С.Е. по вновь избранному постоянному месту жительства в администрацию Автозаводского района города Нижнего Новгорода не поступили.

С учетом изложенного у администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода отсутствую основания для постановки Коблова С.Е. с семьей на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий как гражданина, уволенного с военной службы в связи с изменением постоянного места жительства.

Иных предусмотренных законом оснований для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий Кобловым С.Е. не указано.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Коблова С. Е. об обязании администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода поставить его с семьей из трех человек на учет нуждающихся в получении жилых помещений отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение десяти дней.

Судья Григорьев С.Н.