Решение по иску о назначении пенсии



Дело № 2-4655/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

[ ДД.ММ.ГГГГ ]

Автозаводский районный суд г. Н. Новгорода в составе председательствующего федерального судьи Зайцевой Е.Г., при секретаре судебного заседания Кабиной Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мироновой Н. В. к ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе г. Н. Новгорода о назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику о назначении пенсии. В обоснование заявленных требований указала, что 20 сентября 2010 года она обратилась в ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе г. Н. Новгорода с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа в 30 лет. Считает отказ необоснованным. В связи с этим просит суд признать незаконным отказ ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе в назначении ей пенсии по старости; обязать ответчика включить в ее специальный стаж следующие периоды работы: с 21 августа 1989 года по 31 января 1993 года – в должности медсестры по приему и передаче вызовов [ ... ]; нахождения на курсах повышения квалификации с 22.11.1999 года по 24.12.1999 года, с 10.01.2005 года по 10.02.2005 года, с 14.12.2009 года по 05.02.2010 года; нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше [ ДД.ММ.ГГГГ ] с 25.07.1991 года по 24.01.1993 года; признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, начиная с 20 сентября 2010 года; обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости, начиная с 20 сентября 2010 года.

В судебном заседании истица поддержала заявленные исковые требования и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика – Хайдукова О.И., действующая на основании доверенности, с иском не согласна, пояснив в судебном заседании, что истица 20 сентября 2010 года обратилась с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, но получила отказ в связи с отсутствием необходимого специального стажа.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 7 Конституции РФ: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ: «Все равны перед законом и судом».

На основании ст. 39 Конституции РФ: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. ... и в иных случаях, установленных законом».

«Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».

Согласно подпункту 20 пункта 1 ст. 27 федерального закона № 173 -ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», досрочная трудовая пенсия по старости устанавливается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах независимо от их возраста.

В силу п.2 ст. 27 федерального закона № 173 -ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ».

На основании п.1 и п.2 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»: «Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами».

Рассматривая доводы ответчика по факту невключения в специальный стаж работы истицы периода с 21 августа 1989 года 31 января 1993 года – в должности медсестры по приему и передаче вызовов Северной подстанции «Городской станции скорой медицинской помощи», т.к. данная должность не предусмотрена Спискам должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, суд приходит к следующему.

Согласно Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" работа в должности. . медицинской сестры - независимо от наименования должности в учреждении скорой медицинской помощи дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно Списку профессий и должностей, утвержденного Постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, работа в должностях врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно записям в трудовой книжке и копии справки, истица с 21 августа 1989 года 31 января 1993 года – в должности медсестры по приему и передаче вызовов [ ... ] [ ... ].

С учетом изложенного, суд считает, что с указанный период работы подлежит включению в специальный стаж работы истицы.

Суд считает необоснованной позицию ответчика по факту не включения в специальный стаж истицы периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 22.11.1999 года по 24.12.1999 года, с 10.01.2005 года по 10.02.2005 года, с 14.12.2009 года по 05.02.2010 года, по следующим основаниям.

Согласно разъяснения Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П, стаж должен считаться по законодательству, действовавшему в период выполнения работы в любом случае, т.к. придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц право, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 (ч. 1), 2, 18, 54 (ч.1), 55 (ч.2) и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закон и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правого регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано.

Согласно Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г. «…Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные…».

Согласно Постановлению Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года в специальный стаж не могут быть включены периоды нахождения в неоплачиваемых отпусках.

Установлено, что истица с 22.11.1999 года по 24.12.1999 года, с 10.01.2005 года по 10.02.2005 года, с 14.12.2009 года по 05.02.2010 года находилась на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы [ ... ].

Суд приходит к выводу, что указанные периоды подлежат включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку за истицей сохранялась заработная плата.

Рассматривая требования истицы о включении в ее специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше [ ДД.ММ.ГГГГ ] с 25.07.1991 года по 24.01.1993 года, суд приходит к следующему.

Согласно Письму Минсоцзащиты РФ от 27 ноября 1995 года № 4485/1-35 «Периоды до 06.10.92 г. (т.е. до вступления в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" от 25.09.92 г. в статью 167 КЗоТ Российской Федерации с момента его опубликования) могут засчитываться в льготный стаж независимо от времени обращения за назначением льготной пенсии (письмо Минтруда России от 01.01.94 N 552-кв)».

Рассматривая доводы истицы о том, что указанный период подлежит включению в ее специальный стаж в календарном исчислении, поскольку отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992г., суд находит его заслуживающим внимания, по следующим обстоятельствам.

До вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ", с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Установлено, что отпуск по уходу за ребенком – [ ФИО 1 ], [ ДД.ММ.ГГГГ ] рождения, был предоставлен истице до вступления в силу ФЗ от 25.09.1992 г. N 3543-1 [ ... ].

Согласно части 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ, акты гражданского состояния не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие, только в случаях, когда это предусмотрено законом.

Обратная сила Федеральному закону N 3543-1 от 25.09.1991 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ" не придана, в связи с чем, распространение данного Закона на правоотношения, возникшие до введения его в действие, нельзя признать правильным.

Указанное, в том числе, следует из положений ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ.

Оценив вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 25.07.1991 года по 24.01.1993 года подлежит включению в специальный стаж в календарном исчислении.

Таким образом, в стаж работы, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии, подлежат включению следующие периоды работы:

- 25 августа 1980 года по 08 февраля 1981 года – в должности медицинской сестры палатной Горьковского научно-исследовательского педиатрического института, и ее специальный стаж составил 05 месяцев 14 дней;

- с 09 февраля 1981 года по 01 августа 1989 года – в должности медицинской сестры палатной 3 терапевтического отделения стационара МЛПУ «Городская больница [ Номер ]», и ее специальный стаж составил 08 лет 05 месяцев 02 дня;

- с 21 августа 1989 года 31 января 1993 года – в должности медсестры по приему и передаче вызовов [ ... ], и ее специальный стаж составил 03 года 05 месяцев 10 дней;

- с 01 февраля 1993 года по настоящее время, т.е. по день обращения за пенсией 20 сентября 2010 года, - в должности медсестры выездной бригады [ ... ], и ее специальный стаж составил 17 лет 07 месяцев 20 дней.

Установлено, что истица находилась в административных отпусках без сохранения заработной платы 67 дней [ ... ]. Указанные дни не подлежат включению в специальный стаж работы истицы.

Таким образом, на момент обращения за назначением пенсии, т.е. на 20 сентября 2010 года, медицинский стаж работы истицы составил 29 лет 09 месяцев 29 дней (30 лет 06 дней – 67 дней – отпуск без сохранения заработной платы).

Трудовая деятельность истицы подтверждается записями в ее трудовой книжке [ ... ].

Установлено, что истица по настоящее время продолжает работать в должности медсестры выездной бригады [ ... ].

30 лет медицинского стажа у истца исполнилось 21 ноября 2010 года.

Согласно законодательству РФ истица имела право на досрочное назначение трудовой пенсии, в связи с осуществлением не менее 30 лет деятельности по охране здоровья населения независимо от возраста с 21 ноября 2010 года.

В ходе судебного заседания установлено, что 20 сентября 2010 года истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Управлением пенсионного фонда в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода в назначении пенсии истцу было отказано, что подтверждается решением об отказе в назначении досрочной пенсии [ ... ].

При таких обстоятельствах суд считает, что отказ ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода в назначении досрочной трудовой пенсии истице является обоснованным.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истице должна была быть назначена трудовая пенсия по старости досрочно, начиная с 21 ноября 2010 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Мироновой Н. В. к ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе г. Н. Новгорода о назначении пенсии, - удовлетворить частично.

Обязать ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе г. Н. Новгорода включить в медицинский стаж Мироновой Н. В. следующие периоды работы:

- с 21 августа 1989 года по 31 января 1993 года – в должности медсестры по приему и передаче вызовов [ ... ];

- нахождения на курсах повышения квалификации с 22.11.1999 года по 24.12.1999 года, с 10.01.2005 года по 10.02.2005 года, с 14.12.2009 года по 05.02.2010 года;

- нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше [ ДД.ММ.ГГГГ ] с 25.07.1991 года по 24.01.1993 года.

Признать за Мироновой Н. В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, начиная с 21 ноября 2010 года.

Обязать ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе г. Н. Новгорода назначить Мироновой Н. В. трудовую пенсию по старости досрочно, начиная с 21 ноября 2010 года.

В остальной части удовлетворения исковых требований Мироновой Н. В., - отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Федеральный судья: Е.Г. Зайцева