Решение по иску о признании недействительным расторжения, отмене распоряжения, восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, включении в свободный список граждан на получение государственных жилищных сертификатов



Дело № 2-627/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

[ ДД.ММ.ГГГГ ] г.Н.Новгород

Судья Автозаводского районного суда г.Н.Новгорода Григорьев С.Н., при секретаре Чечине П.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гришиной Н.И,, Гришина В.А., Пётовой Е.А. к администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода, администрации города Нижнего Новгорода, министерству социальной политики Нижегородской области о признании недействительным распоряжения, отмене распоряжения, восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, включении в сводный список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, выдаче государственного жилищного сертификата,

УСТАНОВИЛ:

06.08.1987 г. Гришина Н.И. обратилась в исполнительный комитет Автозаводского районного Совета народных депутатов г. Горького с заявлением о включении её с семьей состоящей из четырех человек: супруг Гришин А.И.; сын Гришин В.А.; дочь Гришина (в настоящее время Пётова) Е.А. в список граждан, желающих вступить в Жилищно-строительный кооператив как работающую и проживающую в [ ... ] районе Читинской области, приравненном к районам Крайнего Севера.

Распоряжением главы администрации Автозаводского района г.Нижнего Новгорода [ Номер ] от 07.03.2003 г. Гришина Н.И. с семьёй из пяти человек: сын Гришин В.А., дочь Пётова Е.А., зять [ ФИО 1 ], внук [ ФИО 2 ] [ ДД.ММ.ГГГГ ] рождения поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в списки общей очереди.

Распоряжением главы администрации Автозаводского района г.Нижнего Новгорода [ Номер ] от 09.01.2004 г. п.3, Гришина Н.И. с семьей четыре человека переведена из очереди ЖСК в общую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий по дате постановки на учет.

Распоряжением главы администрации Автозаводского района г.Нижнего Новгорода [ Номер ] от 22.06.2004 г., пункт 3 распоряжения главы администрации Автозаводского района г.Нижнего Новгорода [ Номер ] от 09.01.2004 г. признан утратившим силу.

Гришина Н.И., Гришин В.А., Пётова Е.А., действующая за себя и в интересах своего несовершеннолетнего сына Пётова М.А., обратились в суд с иском к администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода, администрации города Нижнего Новгорода, Министерству социальной политики Нижегородской области. С учетом изменения иска в порядке ст.39 ГПК РФ просят суд: признать недействительным и отменить распоряжение главы администрации Автозаводского района г.Нижнего Новгорода [ Номер ] от 22.06.2004 г. в части признания утратившим силу пункта 3 распоряжения главы администрации Автозаводского района г.Нижнего Новгорода [ Номер ] от 09.01.2004 г.; восстановить Гришину Н.И. в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня подачи ею 06.08.1987 г. заявления на вступление в Жилищно-строительный кооператив как работающей и проживающей в [ ... ] районе Читинской области, приравненном к районам Крайнего Севера; обязать министерство социальной политики Нижегородской области включить Гришину Н.И. с семьей из четырех человек в сводный список граждан на получение государственных жилищных сертификатов в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» по Нижегородской области со дня подачи ею 06.08.1987 г. заявления на вступление в Жилищно-строительный кооператив как работающей и проживающей в [ ... ] районе Читинской области, приравненном к районам Крайнего Севера и выдать Гришиной Н.И. на семью из четырех человек государственный жилищный сертификат [ ... ].

Представитель Автозаводской районной и городской администраций города Нижнего Новгорода, по доверенности Новикова И.Г. иск не признает, указав в том числе, что оспариваемое распоряжение является законным и обоснованным, а истцами пропущен установленный законом трехмесячный срок обращения в суд с заявлением о его оспаривании.

Представитель министерства социальной политики Нижегородской области, по доверенности Рабежа Д.И. иск не признает, указав в том числе, что исковые требования о включении Гришиной Н.И. с семьей в сводный список граждан на получение государственного жилищного сертификата с 06.08.1987 г. и внеочередном предоставлении ей государственного жилищного сертификата не соответствуют требованиям закона.

Заслушав объяснения Гришиной Н.И., представляющей свои интересы и по доверенностям интересы Гришина В.А., Пётовой Е.А., несовершеннолетнего Пётова М.А., представителей администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода, администрации города Нижнего Новгорода, министерства социальной политики Нижегородской области, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ - 1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» ст.1 - Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ - Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ - К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст.256 ГПК РФ - 1. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

2. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В соответствии со ст.258 ГПК РФ - Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии с Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года № 335, принятие граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется на основании заявления и приложенных к нему необходимых документов, в том числе выписки из домовой книги, копии финансового лицевого счета и других документов на жилое помещение, находящееся в населенном пункте по месту постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.12 Правил).

Как следует из материалов гражданского, копии лицевого счета на квартиру по адресу: [ Адрес ] [ ... ], копии трудовой книжки [ ... ], по состоянию на 06.08.1987 г. Гришина Н.И. с семьей в Нижнем Новгороде не проживала, в орган местного самоуправления с заявлением о постановке её на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в установленном порядке не обращалась.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о признании недействительным и отмене распоряжения главы администрации Автозаводского района г.Нижнего Новгорода [ Номер ] от 22.06.2004 г. в части признания утратившим силу пункта 3 распоряжения главы администрации Автозаводского района г.Нижнего Новгорода [ Номер ] от 09.01.2004 г., восстановлении Гришиной Н.И. в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня подачи ею 06.08.1987 г. заявления на вступление в Жилищно-строительный кооператив, поскольку у администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода в указанный период времени отсутствовали предусмотренные законом основания для постановки Гришиной Н.И. с семьей на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Заявление Гришиной Н.И. от 06.08.1987 г. о включении её с семьей в список граждан, желающих вступить в Жилищно-строительный кооператив, как работающей и проживающей в районе Крайнего Севера, само по себе не может служить основанием для постановки её на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку порядок учета граждан, проработавших в районах Крайнего Севера и желающих вступить в ЖСК в указанный период времени носил иной организационно-правовой характер и регулировался иными правовыми актами, в том числе Постановлением Совета Министров СССР от 19.08.1982 г. № 765 «О жилищно-строительной кооперации».

Кроме того из материалов гражданского дела следует, что о наличии оспариваемого распоряжения главы администрации Автозаводского района г.Нижнего Новгорода [ Номер ] от 22.06.2004 г. Гришиной Н.И. было известно 16.02.2006 г. [ ... ]. С заявлением об оспаривании данного распоряжения Гришина Н.И. обратилась в суд 19.05.2010 г., по истечении установленного законом трехмесячного срока. Указанные обстоятельства в силу положений ст.256 ГПК РФ являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска в данной части.

В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. № 153:

5. Право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации:

з) граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г.

19. Для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение субсидий), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают следующие документы:

е) граждане, указанные в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил:

выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 1 января 1992 г.;

выписка из решения органа по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров;

справка органов государственной службы медико-социальной экспертизы об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства;

справка органов службы занятости населения по месту постоянного проживания гражданина о признании его в установленном порядке безработным с указанием даты признания гражданина таковым - для безработных.

21. Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

24. В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом список граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей":

Статья 1. Установить, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Статья 2. Устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации;

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего Федерального закона;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;

в пятую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Статья 3. Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно копии трудовой книжки Гришина Н.И. осуществляла трудовую деятельность в районах Крайнего Севера до 01.02.1994 г. [ ... ]. Согласно копии лицевого счета Гришина Н.И. прибыла на постоянное место жительства в город Нижний Новгород по адресу: [ Адрес ] 09.08.1995 г. [ ... ]. 07.03.2003 г. администрацией Автозаводского района города Нижнего Новгорода Гришина Н.И. с семьей поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий [ ... ]. Согласно письмам министерства социальной политики Нижегородской области, Гришина Н.И. включена министерством в сводный список граждан на получение государственных жилищных сертификатов на 2010 год по Нижегородской области с 07.03.2003 г. под номером [ Номер ] [ ... ].

Дав оценку установленным по делу обстоятельствам, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения на министерство социальной политики Нижегородской области обязанности включить Гришину Н.И. с семьей из четырех человек в сводный список граждан на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» по Нижегородской области со дня подачи 06.08.1987 г. заявления на вступление в Жилищно-строительный кооператив как работающей и проживающей в [ ... ] районе Читинской области приравненном к районам Крайнего Севера, поскольку положениями названых выше правовых актов не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления, в том числе министерства социальной политики Нижегородской области включения в список на получение государственных жилищных сертификатов граждан выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей ранее 1 января 1992 г. Кроме того, по состоянию на 06.08.1987 г. Гришина Н.И. с семьей в Нижнем Новгороде не проживала, в данном населенном пункте на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий поставлена не была, в указанный период времени с заявлением об участии в подпрограмме на получение государственных жилищных сертификатов в установленном законом порядке в орган местного самоуправления не обращалась. Указанные обстоятельства также являются основанием для отказа в удовлетворении иска в названной выше части.

Рассматривая исковые требования в части возложения на министерство социальной политики Нижегородской области обязанности выдать Гришиной Н.И. на семью из четырех человек государственный жилищный сертификат, суд не находит оснований для их удовлетворения исходя из следующего. В силу названных выше требований закона выдача гражданам государственных жилищных сертификатов должна осуществляться в порядке очередности. При таких обстоятельствах исковые требования Гришиной Н.И. о выдаче ей на семью из четырех человек вне очереди государственного жилищного сертификата противоречат названным выше требованиям закона и влекут за собой нарушение прав иных граждан, являющихся участниками подпрограммы на получение государственных жилищных сертификатов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Гришиной Н.И,, Гришина В.А., Пётовой Е.А. к администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода, администрации города Нижнего Новгорода, министерству социальной политики Нижегородской области о признании недействительным распоряжения, отмене распоряжения, восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, включении в сводный список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, выдаче государственного жилищного сертификата отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение десяти дней.

Судья Григорьев С.Н.