Дело № 2-1242/11 [ ДД.ММ.ГГГГ ]
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Автозаводский районный суд города Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Дуцевой Н.Е., с участием помощника прокурора Автозаводского района г.Н.Новгорода Банниковой Е.Р., при секретаре судебного заседания Бориной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Прокурора Автозаводского района г.Н.Новгорода в интересах неопределенного круга лиц
к
Обществу с ограниченной ответственностью «[ "Р" ]»
о возложении устранить нарушения требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику. В исковом заявлении указал, что Прокуратурой Автозаводского района Н.Новгорода совместно с ОГПН по Автозаводскому району Н.Новгорода 09.02.2011 года проведена проверка соблюдения обязательных требований законодательства о пожарной безопасности объекта с массовым пребыванием людей в деятельности кафе, расположенном на территории [ Адрес ], принадлежащего ООО «[ "Р" ]».
ООО «[ "Р" ]» состоит на налоговом учете в качестве юридического лица в ИФНС по Автозаводскому району Н.Новгорода.
Отдельно стоящее здание, находящееся по адресу [ Адрес ] является собственностью ООО «[ "Р" ]», по договору [ Номер ] (место [ Номер ]) от 19.04.2010г. «о предоставлении места для осуществления коммерческой деятельность», ООО «[ "Р" ]» для осуществления коммерческой деятельности предоставлено 400 кв.м
В ходе проверки 09.02.2011 выявлены следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности, установленных правовыми актами в принадлежащим ООО «[ "Р" ]» кафе, расположенном на территории [ Адрес ]:
1. Не разработан и на видном месте не вывешен план эвакуации людей в случае пожара, а также не разработана инструкция, определяющая действии персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей. ППБ 01-03 п.16;
2. Ответственный за пожарную безопасность не прошел обучение по программам пожарно-технического минимума. ППБ 01-03 п.3, Приказ МЧС РФ от 12.12.2007г. № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности» «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации»;
3. Не разработаны и не вывешены на видных местах инструкции о мерах пожарной безопасности. ППБ РФ 01-03 п.6;
4. Работники допускаются к работе без прохождения противопожарного инструктажа. ППБ РФ 01-03 п.7;
5. В помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номеров телефона вызова пожарной охраны. ППБ 01-03 п. 13;
6. Из зала кафе с численностью мест более 50 человек ширина эвакуационного выхода менее 1,2 метра. ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97*, «Пожарная безопасностью зданий и сооружений», п.6.12*;
7. Из помещения кафе, предназначенного для одновременного пребывания более 50 человек, не выполнен второй эвакуационный выход шириной не менее 1,2 метра. ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97*, п.6.12*;
8. Не предоставлен акт по проведению замер сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного электрооборудования ПТЭЭП), приложение № 3, п. 3.1 табл. 37;
9. В помещениях кафе отсутствует автоматическая пожарная сигнализация. НПБ 110-03, Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», п. 9 табл.1;
10. Здание кафе не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», табл. 2 п. 5;
11. Отсутствует журнал учета первичных средств пожаротушения, не нанесены порядковые номера белой краской на корпуса огетушителей. ППБ 01-03 приложение № 3, п.п. 15, 16;
12. Не проведена перезарядка первичных средств пожаротушения (огнетушителей). ППБ 01-03, приложение № 3, п. 17;
13. Допускается хранение трех баллонов (с пропаном) емкостью 50 литров каждый, в помещениях с массовым пребыванием людей. ППБ 01-03 п. 25.
Таким образом, ответчиком допускаются нарушения ст. 37 Федерального закона» О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 г., согласно которым руководитель организации обязан соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны: разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии с п. 1 «Правил пожарной безопасности в РФ» требования пожарной безопасности, установленные Правилами, обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц. государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Данные нарушения требований норм и правил пожарной безопасности несут угрозу жизни и здоровью граждан, угрозу причинения значительного материального ущерба в случае возникновения пожара.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного крута лиц.
В связи с тем, что определить круг граждан, посещающих кафе ООО «[ "Р" ]», не представляется возможным, прокурор обращается в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Просит: обязать общество с ограниченной ответственностью «[ "Р" ]» устранить нарушения требований пожарной безопасности в кафе, расположенном на территории [ Адрес ], а именно:
1. Не разработан и на видном месте не вывешен план эвакуации людей в случае пожара, а также не разработана инструкция, определяющая действии персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей. ППБ 01-03 п.16;
2. Ответственный за пожарную безопасность не прошел обучение по программам пожарно-технического минимума. ППБ 01-03 п.3, Приказ МЧС РФ от 12.12.2007г. № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности» «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации»;
3. Не разработаны и не вывешены на видных местах инструкции о мерах пожарной безопасности. ППБ РФ 01-03 п.6;
4. Работники допускаются к работе без прохождения противопожарного инструктажа. ППБ РФ 01-03 п.7;
5. В помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номеров телефона вызова пожарной охраны. ППБ 01-03 п. 13;
6. Из зала кафе с численностью мест более 50 человек ширина эвакуационного выхода менее 1,2 метра. ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97*, «Пожарная безопасностью зданий и сооружений», п.6.12*;
7. Из помещения кафе, предназначенного для одновременного пребывания более 50 человек, не выполнен второй эвакуационный выход шириной не менее 1,2 метра. ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97*, п.6.12*;
8. Не предоставлен акт по проведению замер сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного электрооборудования ПТЭЭП), приложение № 3, п. 3.1 табл. 37;
9. В помещениях кафе отсутствует автоматическая пожарная сигнализация. НПБ 110-03, Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», п. 9 табл.1;
10. Здание кафе не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», табл. 2 п. 5;
11. Отсутствует журнал учета первичных средств пожаротушения, не нанесены порядковые номера белой краской на корпуса огетушителей. ППБ 01-03 приложение № 3, п.п. 15, 16;
12. Не проведена перезарядка первичных средств пожаротушения (огнетушителей). ППБ 01-03, приложение № 3, п. 17;
13. Допускается хранение трех баллонов (с пропаном) емкостью 50 литров каждый, в помещениях с массовым пребыванием людей. ППБ 01-03 п. 25.
Представитель истца - помощник прокурора Автозаводского района г.Н.Новгорода в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика – директор ООО «[ "Р" ]» Гулиев М.М.о. в судебном заседании пояснил, что исковые требования ему понятны, он не оспаривает то обстоятельство, что ООО «[ "Р" ]» допустило нарушение ППБ в помещении кафе. Дополнил, что выявленные нарушения не устранены, т.к. планируется строительство нового здания кафе в начале апреля. строительство будет осуществляться с учетом всех требований СНиП и ППБ.
Представитель третьего лица - ОГПН по Автозаводскому району г.Н.Новгорода в судебное заседание не явился, о явке извещен надлежащим образом.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст.35 ГПК РФ, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается. В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными
Суд, с учетом мнения представителя истца, представителя ответчика, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав объяснения явившихся участников процесса, изучив материалы дела, исследовав в совокупности все имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ « Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан…»
Согласно ст. 3. ФЗ «О пожарной безопасности» - Системой обеспечения пожарной безопасности, является:
основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности».
Согласно ст. 6. ФЗ «О пожарной безопасности» Государственный пожарный надзор осуществляется:
«Государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
вносить в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности;
проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;
налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственного пожарного надзора».
Согласно ст. 37. вышеуказанного закона - Руководители организации обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности».
Согласно ст. 38 ФЗ « О пожарной безопасности». Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в соответствии с действующим законодательством несут:
собственники имущества;
руководители федеральных органов исполнительной власти;
руководители органов местного самоуправления;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
должностные лица в пределах их компетенции.
Лица, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством».
Согласно ст. 34 Федерального закона граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В силу ст. 37 указанного закона руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В силу ч. 1 ст. 45 гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лип или интересов Российской Федерации, муниципальных образовании. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением нрав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории РФ в целях пресечения любых фактов нарушения законности.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «[ "Р" ]» зарегистрировано в качестве юридического лица, состоит на учете в ИФНС России по [ Адрес ] г.Н.Новгорода, что подтверждается копией свидетельств [ ... ]. Приказом № 1 от 27.11.2009г. [ ... ] на должность директора ООО «[ "Р" ]» назначен Гулиев М.М.о.
Установлено, что на основании договора [ Номер ] (место [ Номер ]) о предоставлении места для осуществления коммерческой деятельности от 19.04.2010г. [ ... ], заключенному между МП г.Н.Новгорода «[ ... ]» и ООО «[ "Р" ]», ООО «[ "Р" ]» предоставлено место для осуществления коммерческой деятельностью площадью до 400 кв.м (в том числе 50 кв.м торговой площади). Указанное место предоставлено для размещения временного павильона-кафе.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Автозаводского района г.Н.Новгорода совместно с представителями ОГПН по Автозаводскому району г.Н.Новгорода проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности ООО «[ "Р" ]» в кафе, расположенном на территории [ Адрес ].
По результатам проверки были выявлены нарушения действующих норм и правил в области пожарной безопасности:
1. Не разработан и на видном месте не вывешен план эвакуации людей в случае пожара, а также не разработана инструкция, определяющая действии персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей. ППБ 01-03 п.16;
2. Ответственный за пожарную безопасность не прошел обучение по программам пожарно-технического минимума. ППБ 01-03 п.3, Приказ МЧС РФ от 12.12.2007г. № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности» «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации»;
3. Не разработаны и не вывешены на видных местах инструкции о мерах пожарной безопасности. ППБ РФ 01-03 п.6;
4. Работники допускаются к работе без прохождения противопожарного инструктажа. ППБ РФ 01-03 п.7;
5. В помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номеров телефона вызова пожарной охраны. ППБ 01-03 п. 13;
6. Из зала кафе с численностью мест более 50 человек ширина эвакуационного выхода менее 1,2 метра. ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97*, «Пожарная безопасностью зданий и сооружений», п.6.12*;
7. Из помещения кафе, предназначенного для одновременного пребывания более 50 человек, не выполнен второй эвакуационный выход шириной не менее 1,2 метра. ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97*, п.6.12*;
8. Не предоставлен акт по проведению замер сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного электрооборудования ПТЭЭП), приложение № 3, п. 3.1 табл. 37;
9. В помещениях кафе отсутствует автоматическая пожарная сигнализация. НПБ 110-03, Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», п. 9 табл.1;
10. Здание кафе не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», табл. 2 п. 5;
11. Отсутствует журнал учета первичных средств пожаротушения, не нанесены порядковые номера белой краской на корпуса огетушителей. ППБ 01-03 приложение № 3, п.п. 15, 16;
12. Не проведена перезарядка первичных средств пожаротушения (огнетушителей). ППБ 01-03, приложение № 3, п. 17;
13. Допускается хранение трех баллонов (с пропаном) емкостью 50 литров каждый, в помещениях с массовым пребыванием людей. ППБ 01-03 п. 25.
Указанные обстоятельства подтверждаются рапортом, объяснениями директора ООО «[ "Р" ]», данными в ходе проверки [ ... ] не оспариваются представителем ответчика.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что выявленные нарушения ППБ не устранены.
Из пояснений представителя истца следует, что выявленные нарушения могут повлечь необратимые, негативные, общественно- значимые последствия, создать угрозу жизни и здоровью граждан.
Оценив вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полно объеме.
Согласно п.п.8 п.1 ст.333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Взысканию с ответчика в местный бюджет подлежит государственная пошлина в размере 4000 руб. 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать общество с ограниченной ответственностью «[ "Р" ]» в срок до 11 мая 2011 года устранить нарушения требований пожарной безопасности в кафе, расположенном на территории [ Адрес ], а именно:
1. Не разработан и на видном месте не вывешен план эвакуации людей в случае пожара, а также не разработана инструкция, определяющая действии персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей. ППБ 01-03 п.16;
2. Ответственный за пожарную безопасность не прошел обучение по программам пожарно-технического минимума. ППБ 01-03 п.3, Приказ МЧС РФ от 12.12.2007г. № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности» «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации»;
3. Не разработаны и не вывешены на видных местах инструкции о мерах пожарной безопасности. ППБ РФ 01-03 п.6;
4. Работники допускаются к работе без прохождения противопожарного инструктажа. ППБ РФ 01-03 п.7;
5. В помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номеров телефона вызова пожарной охраны. ППБ 01-03 п. 13;
6. Из зала кафе с численностью мест более 50 человек ширина эвакуационного выхода менее 1,2 метра. ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97*, «Пожарная безопасностью зданий и сооружений», п.6.12*;
7. Из помещения кафе, предназначенного для одновременного пребывания более 50 человек, не выполнен второй эвакуационный выход шириной не менее 1,2 метра. ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97*, п.6.12*;
8. Не предоставлен акт по проведению замер сопротивления изоляции токоведущих частей силового и осветительного электрооборудования ПТЭЭП), приложение № 3, п. 3.1 табл. 37;
9. В помещениях кафе отсутствует автоматическая пожарная сигнализация. НПБ 110-03, Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», п. 9 табл.1;
10. Здание кафе не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», табл. 2 п. 5;
11. Отсутствует журнал учета первичных средств пожаротушения, не нанесены порядковые номера белой краской на корпуса огетушителей. ППБ 01-03 приложение № 3, п.п. 15, 16;
12. Не проведена перезарядка первичных средств пожаротушения (огнетушителей). ППБ 01-03, приложение № 3, п. 17;
13. Допускается хранение трех баллонов (с пропаном) емкостью 50 литров каждый, в помещениях с массовым пребыванием людей. ППБ 01-03 п. 25.
Взыскать с ООО «[ "Р" ]» государственную пошлину в местный бюджет в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Автозаводский районный суд г.Н.Новгорода в течение 10 дней.