Дело № 2-1765/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
[ ДД.ММ.ГГГГ ]
Автозаводский районный суд г.Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Есыревой Е.В., с участием старшего помощника прокурора Автозаводского района г.Нижнего Новгорода Лаптева Е.А., при секретаре судебного заседания Гончаровой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Прокурора Сормовского района г.Нижнего Новгорода, действующего в интересах неопределенного круга лиц
к
ООО «[ "В" ]»
о признании деятельности незаконной, запрете деятельности и запрете деятельности игрового зала,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сормовского района г.Н.Новгорода обратился в суд с исковым заявлением к ООО «[ "В" ]» о признании незаконной деятельности, запрете деятельности. В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой Сормовского района г.Н.Новгорода проведена проверка законности деятельности развлекательного зала, расположенного по адресу [ Адрес ]. Проверкой установлено, что в помещении игрового зала ООО «[ "В" ]» организована игорная деятельность форме проведения азартных игр с использованием игровых аппаратов и лотереи. Игорная деятельность осуществляется следующим образом: клиент, желающий выиграть денежные средства,- оплачивает в кассу клуба определенную сумму денег, минимальная сумма 100 рублей. Оператор зачисляет сумму на игровой терминал, запускает игру. В процессе игры клиент может выиграть определенную сумму денег свыше 200 рублей, сумму выигрыша клиент впоследствии получает в кассе клуба. В случае проигрыша деньги клиента остаются в салоне. Предоставляемое ООО «[ "В" ]» услуги в игровом зале являются азартными играми по следующим основаниям: В силу ст.4 Федерального закона от 29.12.2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры. В данном случае между посетителем игрового клуба (игроком) и работником салона (оператором, кассиром, администратором) в процессе передачи денежных средств достигается соглашение о выигрыше по правилам, установленным в салоне. Данное соглашение основано на риске, так как игрок может проиграть всю сумму денег. Организация и проведение ООО «[ "В" ]» азартных игр в игровом зале по [ ... ] д. [ Номер ] г. Н.Новгорода является незаконной по следующим основаниям: В соответствии со ст.5 Федерального закона от 29.12.2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В соответствии с п. 77 ч.1 ст. 17 Федерального закона № 28-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов) подлежит лицензированию. В соответствии со ст.4 Федерального закона от 29.12.2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр. В игровом зале по ул. [ ... ] д. [ Номер ] г.Н.Новгорода ООО «[ "В" ]» используется игровое оборудование в виде игровых автоматов. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 года №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников. Игровые автоматы, используемые ООО «[ "В" ]» в игровом зале по [ ... ] д. [ Номер ] г. Н.Новгорода, используются клиентами клуба для проведения азартной игры и получения материального выигрыша, т.е. содержат признаки игрового оборудования. В соответствии с п. 11 ст.4 Федерального закона от [ ДД.ММ.ГГГГ ] № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» игорное заведение - здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг). Здание игрового зала по [ ... ] д. [ Номер ] г. Н.Новгорода содержат признаки игорного заведения, поскольку в помещениях осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр. На момент проверки 07.07.2010 года, 28.10.2010 года в игровом зале находились 10 игровых аппарата, используемых ООО «[ "В" ]» для проведения клиентами азартной игры и получения материального выигрыша, т.е. содержат признаки игрового оборудования. Правовая основа государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, установления обязательных нормативов лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей, определены Федеральным законом Российской Федерации от 11.11.2003 года № 138-ФЗ «О лотереях». В соответствии с п.п.5,6,7 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 11.11.2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» лотерейный билет-документ, удостоверяющий в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в лотерее и служащий для оформления договорных отношений организатора лотереи с участником лотереи. Лотерейный билет является защищенной от подделок полиграфической продукцией. Организатор лотереи - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи юридическое лицо. Организация лотереи - осуществление мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи. Статьей 4 Федерального закона Российской Федерации от 11.11.2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» определены цели и способы регулирования отношений, возникающих в области организации лотерей и проведения лотерей. В соответствии с п.1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 11.11.2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения. ООО «[ "В" ]» проведение лотереи в игровом зале по [ ... ] д. [ Номер ] г.Н.Новгорода осуществляется с нарушением требований вышеназванного закона. Разрешение на проведение региональной лотереи «Мечта 500» ООО «[ "Л" ]» выдано министерством финансов Нижегородской области 20.07.2009 года сроком на 5 лет на территории Нижегородской области. Вид лотереи «Мечта 500» определен как негосударственная бестиражная. Бестиражная лотерея «Мечта +», связанная с распространением лотерейных билетов региональной негосударственной бестиражной лотереи «Мечта 500», определена как стимулирующая (письмо Министерства финансов Нижегородской области от 21.08.2009 года [ Номер ]). В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона № 138-ФЗ бестиражной является такая лотерея, в которой выигрышные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотереи и получения лотерейного билета определить, является ли его лотерейный билет выигрышным или нет. Таким образом, единственным условием для получения права на выигрыш и самого выигрыша при бестиражной лотерее является приобретение лотерейного билета. Согласно ст.2 Федерального закона № 138-ФЗ лотерея определяется как игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом. Лотерейные билеты должны содержать следующие обязательные реквизиты: номер и дата выдачи разрешения на проведение лотереи; наименование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления, выдавших разрешение на проведение лотереи, государственный регистрационный номер всероссийской лотереи или региональной лотереи либо регистрационный номер муниципальной лотереи; наименование лотереи; номер лотерейного билета; наименование организатора лотереи и номер его контактного телефона; выдержки из условий лотереи, достаточные для формирования у участника лотереи адекватного представления о лотерее, об алгоритме определения выигрыша, о размере выигрыша и порядке его получения; размер призового фонда лотереи (в процентах от выручки от проведения лотереи), за исключением лотерейных билетов стимулирующей лотереи; фиксированную цену лотерейного билета или фиксированную цену единичной ставки (стоимость минимальной игровой комбинации), за исключением лотерейных билетов стимулирующей лотереи; дата и место проведения розыгрыша призового фонда лотереи, а также сроки и источники опубликования официальных результатов розыгрыша (для тиражной и стимулирующей лотерей); информацию о месте и сроках получения выигрышей (п.1 ст.12 Федерального закона «О лотереях»). Лотерейные билеты, распространяемые в развлекательном зале, не содержат вышеперечисленных обязательных реквизитов. В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона № 138-ФЗ договор между организатором и участником стимулирующей лотереи является безвозмездным. Предложение об участии в стимулирующей лотерее должно сопровождаться изложением условий лотереи. Такое предложение может быть или нанесено на упаковку конкретного товара, или размещено иным способом, позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи. Выигрышем является часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственность или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи. Призовой фонд стимулирующей лотереи формируется за счет организатора этой лотереи (п.2 ст.2, п.3 ст.3 Федерального закона № 138-ФЗ). Однако, исходя из; условий стимулирующей лотереи, проводимой ООО «[ "В" ]», призовой фонд формируется за счет денежных средств участников лотереи. Кроме того, согласно п. 14 ст.2, п.2 ст.9 Федерального закона № 138-ФЗ лотерейное оборудование должно быть оснащено лотерейными программами, а условия стимулирующей лотереи включать права и обязанности участников стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей. Вместе с тем, при изучении условий данной лотереи в развлекательном зале, расположенному по вышеуказанному адресу, установлено, что оснащение развлекательных аппаратов лотерейными программами, а также фиксации прав и обязанностей участников стимулирующей лотереи, алгоритма определения выигрышей отсутствуют, что не позволяет отнести данное оборудование к лотерейному. Таким образом, по результатам проведенной прокуратурой района проверки выявлены признаки, не позволяющие отнести деятельность ООО «[ "В" ]» к проведению стимулирующей лотереи: отсутствие договора между организатором и участником лотереи оформленного выдачей лотерейного билета или иного документа, содержащего реквизиты, предусмотренные ст.2 Федерального закона №138-Ф3; формирование призового фонда за счет средств участников игры; отсутствие определенных прав и обязанностей участников лотереи, обладающих правом на участие в розыгрыше призового фонда. Изложенное свидетельствует, что ООО «[ "В" ]» осуществляет деятельность по, организации и проведению азартных игр под прикрытием стимулирующей лотереи вне игорных зон и без получения специального разрешения, что прямо запрещено Федеральным законом №244-ФЗ. В качестве способа защиты интересов государства по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, законодатель возложил на прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему органов, обязанность по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. На основании ст. 35 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. В качестве способа защиты гражданского права в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть использован способ пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии с п.1 ст. 1065 ПС РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Настоящий иск прокурора ориентирован в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности. Игнорирование ООО «[ "В" ]» требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации противоречит конституционному принципу обязательного соблюдения законодательства, установленному ч. 2 ст. 15 Конституции РФ и нарушает интересы Российской Федерации, заключающиеся в обеспечении закона, единства и укрепления законности. Кроме этого, деятельность игрового зала по [ ... ] д. [ Номер ] г.Н.Новгорода нарушает права и свободы жителей района, поскольку категория людей, зависимых от азартных лиц, не может быть определена, в целях игры данные лица будут добывать деньги любыми путями, в том числе незаконными. Также услугами данного заведения могут воспользоваться несовершеннолетние, что также пагубно сказывается на их поведении, образе жизни, воспитании, на сознании еще не сформировавшейся личности, принося существенный вред моральному облику подрастающего поколения, поскольку каких-либо ограничений для посещения несовершеннолетними в Интернет-клубе не установлено.
Просят: 1. Признать действия ООО «[ "В" ]», направленные на организацию и проведение азартных игр и оказание сопутствующих азартным играм услуг в игровом зале, расположенном по адресу: [ Адрес ], незаконными. 2. Запретить ООО «[ "В" ]» осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр по адресу: [ Адрес ]
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора – Лаптев Е.А. заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «[ "В" ]» в судебное заседание не явился, о явке извещен надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Установлено, что в ходе проведения прокуратурой Сормовского района г.Н.Новгорода проверки законности деятельности развлекательного зала, расположенного по адресу [ Адрес ] установлено, что в помещении игрового зала ООО «[ "В" ]» организована игорная деятельность форме проведения азартных игр с использованием игровых аппаратов и лотереи [ ... ].
Игорная деятельность осуществляется следующим образом: клиент, желающий выиграть денежные средства, оплачивает в кассу клуба определенную сумму денег, минимальная сумма 100 рублей. Оператор зачисляет сумму на игровой терминал, запускает игру. В процессе игры клиент может выиграть определенную сумму денег свыше 200 рублей, сумму выигрыша клиент впоследствии получает в кассе клуба. В случае проигрыша деньги клиента остаются в салоне.
На основании п.1 ст.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры».
В данном случае между посетителем игрового клуба (игроком) и работником салона (оператором, кассиром, администратором) в процессе передачи денежных средств достигается соглашение о выигрыше по правилам, установленным в салоне. Данное соглашение основано на риске, так как игрок может проиграть всю сумму денег [ ... ].
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 29.12.2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 77 ч.1 ст. 17 Федерального закона № 28-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов) подлежит лицензированию.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 29.12.2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр.
Таким образом, организация и проведение ООО «[ "В" ]» азартных игр в игровом зале по [ ... ] д. [ Номер ] г. Н.Новгорода является незаконной:
В игровом зале по [ ... ], д.[ Номер ] г.Н.Новгорода ООО «[ "В" ]» используется игровое оборудование в виде игровых автоматов.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 года №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.
Игровые автоматы, используемые ООО «[ "В" ]» в игровом зале по [ ... ] д. [ Номер ] г. Н.Новгорода, используются клиентами клуба для проведения азартной игры и получения материального выигрыша, то есть содержат признаки игрового оборудования.
В соответствии с п. 11 ст.4 Федерального закона от 29.12.2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» игорное заведение - здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг).
Установлено, что на момент проверки 07.07.2010 года, 28.10.2010 года в игровом зале находились 10 игровых аппарата, используемых ООО «[ "В" ]» для проведения клиентами азартной игры и получения материального выигрыша, то есть содержат признаки игрового оборудования. Здание игрового зала по [ ... ] д. [ Номер ] г. Н.Новгорода содержат признаки игорного заведения, поскольку в помещениях осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр.
Правовая основа государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, установления обязательных нормативов лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей, определены Федеральным законом Российской Федерации от 11.11.2003 года № 138-ФЗ «О лотереях».
В соответствии с п.п.5,6,7 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 11.11.2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» лотерейный билет-документ, удостоверяющий в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в лотерее и служащий для оформления договорных отношений организатора лотереи с участником лотереи. Лотерейный билет является защищенной от подделок полиграфической продукцией. Организатор лотереи - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи юридическое лицо. Организация лотереи - осуществление мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи.
Статьей 4 Федерального закона Российской Федерации от 11.11.2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» определены цели и способы регулирования отношений, возникающих в области организации лотерей и проведения лотерей.
В соответствии с п.1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 11.11.2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения.
Установлено, что ООО «[ "В" ]» проведение лотереи в игровом зале по [ ... ] д. [ Номер ] г.Н.Новгорода осуществляется с нарушением требований вышеназванного закона.
Разрешение на проведение региональной лотереи «Мечта 500» ООО «[ "Л" ]» выдано министерством финансов Нижегородской области 20.07.2009 года сроком на 5 лет на территории Нижегородской области.
Вид лотереи «Мечта 500» определен как негосударственная бестиражная.
Бестиражная лотерея «Мечта +», связанная с распространением лотерейных билетов региональной негосударственной бестиражной лотереи «Мечта 500», определена как стимулирующая (письмо Министерства финансов Нижегородской области от 21.08.2009 года № 306-42-2-5312).
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона № 138-ФЗ бестиражной является такая лотерея, в которой выигрышные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотереи и получения лотерейного билета определить, является ли его лотерейный билет выигрышным или нет.
Таким образом, единственным условием для получения права на выигрыш и самого выигрыша при бестиражной лотерее является приобретение лотерейного билета.
Согласно ст.2 Федерального закона № 138-ФЗ лотерея определяется как игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
Лотерейные билеты должны содержать следующие обязательные реквизиты: номер и дата выдачи разрешения на проведение лотереи; наименование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления, выдавших разрешение на проведение лотереи, государственный регистрационный номер всероссийской лотереи или региональной лотереи либо регистрационный номер муниципальной лотереи; наименование лотереи; номер лотерейного билета; наименование организатора лотереи и номер его контактного телефона; выдержки из условий лотереи, достаточные для формирования у участника лотереи адекватного представления о лотерее, об алгоритме определения выигрыша, о размере выигрыша и порядке его получения; размер призового фонда лотереи (в процентах от выручки от проведения лотереи), за исключением лотерейных билетов стимулирующей лотереи; фиксированную цену лотерейного билета или фиксированную цену единичной ставки (стоимость минимальной игровой комбинации), за исключением лотерейных билетов стимулирующей лотереи; дата и место проведения розыгрыша призового фонда лотереи, а также сроки и источники опубликования официальных результатов розыгрыша (для тиражной и стимулирующей лотерей); информацию о месте и сроках получения выигрышей (п.1 ст.12 Федерального закона «О лотереях»).
Лотерейные билеты, распространяемые в развлекательном зале, не содержат вышеперечисленных обязательных реквизитов.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона № 138-ФЗ договор между организатором и участником стимулирующей лотереи является безвозмездным. Предложение об участии в стимулирующей лотерее должно сопровождаться изложением условий лотереи. Такое предложение может быть или нанесено на упаковку конкретного товара, или размещено иным способом, позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи.
Выигрышем является часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственность или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи. Призовой фонд стимулирующей лотереи формируется за счет организатора этой лотереи (п.2 ст.2, п.3 ст.3 Федерального закона № 138-ФЗ).
Однако, исходя из условий стимулирующей лотереи, проводимой ООО «[ "В" ]», призовой фонд формируется за счет денежных средств участников лотереи.
Кроме того, согласно п. 14 ст.2, п.2 ст.9 Федерального закона № 138-ФЗ лотерейное оборудование должно быть оснащено лотерейными программами, а условия стимулирующей лотереи включать права и обязанности участников стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей.
Установлено, что оснащение развлекательных аппаратов лотерейными программами, а также фиксации прав и обязанностей участников стимулирующей лотереи, алгоритма определения выигрышей отсутствуют, что не позволяет отнести данное оборудование к лотерейному.
Таким образом, усматриваются признаки, не позволяющие отнести деятельность ООО «[ "В" ]» к проведению стимулирующей лотереи: отсутствие договора между организатором и участником лотереи оформленного выдачей лотерейного билета или иного документа, содержащего реквизиты, предусмотренные ст.2 Федерального закона №138-Ф3; формирование призового фонда за счет средств участников игры; отсутствие определенных прав и обязанностей участников лотереи, обладающих правом на участие в розыгрыше призового фонда.
Изложенное свидетельствует, что ООО «[ "В" ]» осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр под прикрытием стимулирующей лотереи вне игорных зон и без получения специального разрешения, что прямо запрещено Федеральным законом №244-ФЗ.
В качестве способа защиты гражданского права в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть использован способ пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п.1 ст. 1065 ПС РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Таким образом, исковые требования Прокурора Сормовского района г.Н.Новгорода являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст,194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать действия ООО «[ "В" ]», направленную на организацию и проведение азартных игр и оказание сопутствующих азартным играм услуг в игровом зале, расположенном по адресу: [ Адрес ] незаконными.
Запретить ООО «[ "В" ]» осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр по адресу: [ Адрес ].
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Автозаводский районный суд г.Нижнего Новгорода в течение десяти дней.
Судья: Е.В.Есырева