Дело № 2-1685/11г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
[ ДД.ММ.ГГГГ ] Автозаводский районный суд города Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Даниловой Т.А., с участием прокурора Банниковой Е.Р., при секретаре судебного заседания Борисове А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Автозаводского района г. Н.Новгорода к МЛПУ «Городская больница [ Номер ]», администрации г. Н. Новгорода об обязании обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных граждан в здание поликлиники,
У С Т А Н О В И Л:
Истец с учетом измененных исковых требований просит, признать незаконным бездействие МЛПУ «Городская больница [ Номер ]» по не установлению пандусов для создания беспрепятственного доступа маломобильных граждан при входе в здание поликлиники, обязать ответчиков обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных граждан в здание поликлиники, установив пандусы для создания беспрепятственного доступа маломобильных граждан при входе в здание поликлиники [ Номер ], расположенной по адресу: [ Адрес ]. Свои требования мотивировал тем, что Прокуратурой Автозаводского района г.Н.Новгорода в ходе осуществления надзора за законностью и соблюдением прав граждан при реализации Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» и других нормативно-правовых актов, выявлены нарушения прав маломобильных граждан, поскольку установлено, что поликлиника [ Номер ] муниципального лечебно-профилактического учреждения «Городская больница [ Номер ]», находящаяся по адресу: [ Адрес ], располагается в отдельно стоящем здании, вход в здание с улицы не приспособленный для подъема инвалидов-калясочников и других маломобильных граждан, чем нарушаются их права по обеспечению условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В ходе судебного заседания истец отказался от исковых требований в части признания незаконным бездействие МЛПУ «Городская больница [ Номер ]» по не установлению пандусов для создания беспрепятственного доступа маломобильных граждан при входе в здание поликлиники [ Номер ], расположенной по адресу: [ Адрес ], отказ принят судом, производство по делу в данной части прекращено [ ... ].
В судебном заседании помощник прокурора Автозаводского района – Банникова Е.Р. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель МЛПУ «ГБ [ Номер ]» - Салеев А.К., действующий на основании доверенности [ ... ], в судебном заседании исковые требования признал, пояснил, что администрация города Н.Новгорода выделила денежные средства и в скором времени все нарушения будут устранены.
Представитель администрации г.Н.Новгорода в судебное заседание не явился, о явке извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, исследовав в совокупности все имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов РФ. органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых норм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно - зрелищным мероприятиям и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов не допускается.
Законом Нижегородской области «О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области» от 05.03.2009 года № 21-3 предусмотрено, что к маломобильным гражданам относятся инвалиды, граждане пожилого возраста, граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски, другие лица с ограниченными способностями или возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, вынужденные в силу устойчивого или временного физического ограничения использовать для своегопередвижения и (или) потребления услуги необходимые средства, приспособления и собак-проводников.
В соответствии со ст. 5 Закона № 21-3 от 05.03.2009 года к объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием (в том числе пандусом) для свободного передвижения и доступа маломобильных граждан, относятся, в том числе объекты и учреждения здравоохранения.
Согласно ст.13 Федерального закона от 22.07.1993 N 5487-1 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» к муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.
Статьей 6 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 N 384-ФЗ установлены минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования: доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Требования, обязательные для соблюдения при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений с учетом интересов маломобильных групп населения содержатся также в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. №73.
В соответствии со ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В соответствии со ст.ст. 4, 6, 46 Градостроительного Кодекса РФ, ст.ст. 36, 46 Федерального закона РФ № 184 от 27.12.2000 г. «О техническом регулировании» Строительные Нормы и Правила являются обязательными к применению.
Несоблюдение данных требований закона является нарушением конституционных прав и свобод граждан, закрепленных ст.ст. 18, 19, 27, 41, 45 Конституции РФ.
В соответствии с п.3.1 Устава учреждения, утвержденного Департаментом здравоохранения администрации города Нижнего Новгорода от 07.10.1999 (с изменениями на 01.01.2008), МЛПУ «Городская больница [ Номер ]» учреждение наделяется имуществом, которое отражено в балансе по состоянию на 01.01.2008 согласно Приложениям №1, 2 к уставу.
В соответствии с Приложением №2 к Уставу учреждения, здание главного корпуса больницы - д.[ Номер ] по ул.[ ... ], Г.Н.Новгород, площадью 2311,30 кв.м., литер БТИ «А», на основании распоряжения от 10.08.1999 [ Номер ] закреплено на праве оперативного управления и находится на балансовом учете в МЛПУ «Городская больница [ Номер ]».
Согласно п.п. 3.2., 3.3 Устава, имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления; учреждение владеет и пользуется закрепленным имуществом в соответствии с целевым назначением. Данный факт также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Главного управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области от 12.08.2005 Серия [ Номер ].
В силу п.3.6. Устава, при осуществлении права оперативного управления имуществом, учреждение обязано осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества.
По делу установлено: что МЛПУ «Городская больница [ Номер ]» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности [ ... ], зарегистрировано в ИФНС по Автозаводскому району г. Н.Новгорода [ ... ]. За поддержание зданий МЛПУ «Городская больница [ Номер ]» в технически исправном состоянии согласно инструкции отвечает заместитель главного врача - [ ФИО ] [ ... ].
Поликлиника [ Номер ] муниципального лечебно-профилактического учреждения «Городская больница [ Номер ]», находящаяся по адресу: [ Адрес ], располагается в отдельно стоящем здании, вход в здание с улицы не приспособленный для подъема инвалидов-калясочников и других маломобильных граждан, отсутствуют пандусы что подтверждаются актом комиссии от 31.03.2011г., составленным сотрудниками прокуратуры Автозаводского района г.Н.Новгорода [ ... ].
Таким образом, принимая во внимание то обстоятельство, что нежилое помещение по вышеуказанном адресу находится в пользовании ответчика МЛПУ «Объединение городской больницы [ Номер ]», а также учитывая п. 5.7 Устава медицинского учреждения в силу которого, обязанность по осуществлению капитального и текущего ремонта имущества лежит на МЛПУ, в целях создания условий, обеспечивающих беспрепятственный доступ к помещению поликлиники суд обязывает МЛПУ «Городская больница [ Номер ]» выполнить пандус при входе в здание поликлиники, в удовлетворении исковых требований прокурора Автозаводского района к администрации г. Н.Новгорода суд отказывает.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Городская больница [ Номер ]» обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных граждан при входе в здание поликлиники [ Номер ] по адресу: [ Адрес ].
Обязать МЛПУ «Городская больница [ Номер ]» установить пандусы для создания беспрепятственного доступа маломобильных граждан при входе в здание поликлиники [ Номер ] по адресу: [ Адрес ].
В удовлетворении исковых требований Прокурора Автозаводского района г.Н.Новгорода к администрации г.Н.Новгорода - отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Автозаводский районный суд в течение 10 дней.